#культура #искусство #литература #кино #чтение
На днях пересмотрел «Довлатова» Германа-младшего. Хоть сюжет – выдумка, но смотрится правдиво за счёт некоторых мелких, но важных деталей. Особенно мне нравится, как показана дружба писателя с Бродским, который останется его другом до самой смерти.
После просмотра я задумался: а ведь на самом деле у этих двоих общего больше, чем может показаться на первый взгляд. Спорим, о некоторых фактах вы даже не догадываетесь?
Поддержка родителей
Ни Довлатов, ни Бродский не стали бы теми, кем они являлись, если бы не безусловная и в чем-то жертвенная поддержка их родителей. У Довлатова, конечно, большую роль в жизни играла мать – отец Сергея ушёл из семьи ещё в раннем детстве. Мать оплачивала долги сына, платила за квартиру, вытаскивала его из милиции и, главное, безусловно верила в его талант и писательские перспективы.
Не зря он посвятил ей повесть «Компромисс» с эпиграфом: «Норе, за все мучения!».
У Бродского, в отличие от Довлатова, семья была полная. Возможно, своенравие сына и не очень нравилось родителям поэта, но несмотря на это они любили и поддерживали его. Да и сам Иосиф Александрович не раз говорил о важной роли матери и отца в своей жизни. Они прошли с ним через позорный суд, ссылку в деревню Норенскую, пережили отъезд сына в Америку.
Их вклад в жизнь Бродского, по сути, стал фундаментом для будущей славы поэта.
Общая влюблённость
Малоизвестный факт, который редко упоминается в биографиях этих двух людей. Все помнят безумную любовь Бродского к Марине Басмановой и страсть Довлатова к Асе Пекуровской.
Любопытно, но Бродский прекрасно знал первую жену Довлатова. И нельзя сказать, что их общение было исключительно дружеским.
Многие биографы отмечают, что в ленинградской тусовке Ася была кем-то вроде «femme fatale», кружившей голову каждому мужчине. Не стал исключением и Бродский. Но под яростным натиском ухаживаний Довлатова Ася сдалась ему, а не Иосифу. Впрочем, у того вскоре появилась своя роковая женщина, изменившая его судьбу.
Уважительно-ироничное общение
Ещё один факт, который, кстати, в фильме Германа-младшего показан очень удачно. Бродский и Довлатов, хоть были достаточно близки, очень редко обращались к друг другу на «ты». Думаю, вызвано это одновременно большим уважением к талантам друг друга и неким гусарством, которое было присуще обоим. При этом оба относились друг к другу с большой нежностью.
И, конечно, не обходилось без взаимных «подколов». В воспоминаниях-дневниках Довлатова можно прочесть об одном забавном случае. Тот принёс Бродскому одно из первых раритетных изданий его же стихотворений, на что поэт, который, конечно, знал их наизусть, иронично ответил:
«И что же я буду с ними делать? Читать?».
Удивительно, но несмотря на близость, Довлатов всегда робел перед Бродским. Будучи редактором газеты, он звонил ему, чтобы взять комментарий, но всегда при этом краснел, ему было неудобно. То ли давил авторитет поэта, то ли его популярность и востребованность. Сам Бродский, к слову, к Довлатову относился с бесконечной нежностью и трепетом. В своём посмертном эссе «Серёже» он написал о нем:
«Он не первый. Он, к сожалению, единственный». Так оно и было.
И ещё один факт, подтверждающий расположение Иосифа к Сергею. Будучи в Америке, Бродский раздавал хвалебные рецензии разным писателям налево и направо, но при этом не читал у них не единой строчки. То есть делал для того, чтобы от него отвязались. А вот прозу Сергея он мог читать целый день, погружаясь в неё с головой.
Любовь к Ленинграду
Отличительная особенность этих двух эмигрантов «третьей волны» – любовь к малой родине и нежелание покидать ее. Они оба до последнего старались удержаться в Ленинграде. В отличие от многих других писателей-эмигрантов того времени, за границу ни Бродский, ни Довлатов не рвались. Но Сергея, как и Бродского, по сути, выдавили. Их судьба была определена – становиться стареющими американцами.
О любви Довлатова к Ленинграду мы можем узнать из его произведений, как и понять принадлежность к этому городу по стихам Бродского.
Но ещё одну забавную заметку-диалог приводит Довлатов в своих дневниках:
«Так вот, знакомый спросил у Грубина:
- Не знаешь, где живет Иосиф Бродский?
Грубин ответил:
- Где живет, не знаю. Умирать ходит на Васильевский остров».
Шутка, конечно. Но в каждой шутке есть доля правды.
О любви Довлатова к Ленинграду мы можем узнать из его произведений, как и понять принадлежность к этому городу по стихам Бродского.
Ранняя смерть.
Ещё один факт, объединяющих этих двух выдающихся людей – ранний уход из жизни. Довлатов год не дожил до своего 50-летнего юбилея, а Бродский пережил своего товарища на шесть лет. Оба успели оставить после себя богатое литературное наследие, в смерти обоих виноваты их же зависимости и вредные привычки. Довлатов так и не смог отказаться от алкоголя, Бродский до самой смерти курил по три пачки крепких сигарет в день. Каждый из них скончался от инфаркта.
Вот такие параллели в биографии этих двух непохожих друг на друга писателей мне удалось найти. Может, вы знаете ещё какой-нибудь интересный факт, объединяющий Бродского и Довлатова? Если да, обязательно пишите об этом в комментариях.
И, конечно, не забывайте подписываться на канал здесь, ставить лайк и поддерживать автора и хорошую литературу.
Наши материалы о Довлатове здесь, здесь, здесь, и здесь.
#Обзор #Рецензия #книги #довлатов #бродский