Найти в Дзене
Азбука-Аттикус

Почему в масоны не брали женщин, масонство и покровительство и первый масонский мученик: 3 факта из книги про масонов

Оглавление

Со времен своего основания масонство всегда было окружено ореолом тайн и загадок. Клятвы хранить молчание, которую дают вступающие в братство, для богатого воображения вполне достаточно. Тайны масонов подобны колодцу, строители которого прекрасно знают его глубину, в то время как остальным остается лишь смотреть на его стенки и строить предположения. Мы глядим вниз, пытаясь помыслить, что же скрывается за поверхностью воды, а темная гладь лишь отражает наши же тревоги. По сути, именно поэтому масонство повсюду рождало непонимание, вызывало подозрения и неприязнь. Профессор Джон Дикки в своей книге «Масоны. Как вольные каменщики сформировали современный мир» исследует феномен масонства и в увлекательной форме рассказывает о масонских ритуалах и символах, ложах, собраниях и мировых знаменитостях, входящих в это течение. В нашем материале расскажем 3 факта о масонах.

Первый мученик за «нерушимые тайны» масонства

Иллюстрация из книги «Масоны. Как вольные каменщики сформировали современный мир»
Иллюстрация из книги «Масоны. Как вольные каменщики сформировали современный мир»

14 марта 1743 года Джон Кустос, сорокалетний ювелир из Лондона, выходил из лиссабонской кофейни, как вдруг был схвачен, закован в кандалы и брошен на заднее сиденье экипажа. Вскоре он оказался у дворца Эстауш, одно упоминание которого наводило страх на всю Европу. Расположенный на северной стороне площади Росиу, этот дворец, некогда используемый для размещения иноземных гостей, теперь был штаб-квартирой святой инквизиции.

Кустоса обвинили во франкмасонстве, посадили в темницу, а позже устроили жестокий допрос. По воспоминаниям самого Кустоса, он провел почти полтора года в застенках дворца Эстауш, претерпевая пытку девять раз. Обвинители приготовили Кустоса к казни, но ему удалось связаться с друзьями, которые подключили британское правительство. В итоге Кустос был освобожден.

Добравшись до Лондона, он принялся за мемуары. Его книга «Страдания Джона Кустоса за дело масонства» была переведена на множество языков и печаталась вплоть до середины XIX века. Неудивительно, ведь это был первый мученик за «нерушимые тайны» франкмасонов. Впрочем, все было не совсем так, как описал Кустос.

Спустя два столетия в Лиссабоне в архивах нашли расшифровку допросов Кустоса, и оказалось, что он выдал многие из масонских тайн, которые некогда поклялся хранить даже перед лицом смерти. Однако, вообразив все предстоящие мучения и жар костров аутодафе, он решил поступить благоразумно. Не успели инквизиторы сформулировать вопросы, как ответы ими уже были получены.

Очевидно, Кустосу очень хотелось окружить себя ореолом героизма. И вот, оказавшись на свободе и взявшись за перо, он заложил фундамент для мифа о том, что франкмасоны — хранители некой судьбоносной и грозной тайны, которой лишь немногим дозволено причаститься и которая охраняется любой ценой.

Без помощи не оставался никто

Иллюстрация с фронтисписа «Конституций» (1723) с изображением двух Великих мастеров голубых кровей, политиканство и происки которых
сопровождали зарождение современного масонства
Иллюстрация с фронтисписа «Конституций» (1723) с изображением двух Великих мастеров голубых кровей, политиканство и происки которых сопровождали зарождение современного масонства

Начиная с XVIII века все Великие мастера были лордами, виконтами, графами, маркизами или герцогами. Масонство вполне заслуживало названия «королевское искусство». О многом говорят детали: сначала братья собирались в отдельных кабинетах в тавернах, но затем все собрания проходили в самых фешенебельных залах для собрания Лондона.

Благодаря покровительству сильных мира сего любой, кто вступал в ложу, немедленно обзаводился полезными знакомствами. Так, познакомившись с шотландским художником Иеремией Дэвидсоном в ложе, Джеймс Мюррей, второй герцог Атолл, заказал ему свой портрет. После этого карьера художника пошла в гору. Чуть позже в этом же столетии на заседании ложи Роберт Бёрнс познакомился с Джеймсом Каннингемом, 14-м графом Гленкейрном, который станет для шотландского поэта благодетелем и покровителем. В 1786 году масоны собрали средства для печати первых поэтических сборников Бёрнса. Все братья ложи в Килмарноке и масоны по всей стране заранее забронировали себе экземпляры книги. Это было началом успешного творческого пути поэта, который отплатил им хвалебной пропагандой масонства.

Масонство также привлекало своей благотворительной деятельностью. Ни медицинского, ни социального страхования в те времена не существовало, и бедные семьи могли надеяться лишь на щедрость родственников и всех небезразличных. Вступая в братство и платя взносы, люди застраховывали себя от разнообразных финансовых трудностей.

Несмотря на весь антураж в духе прекрасной древности, масоны были очень современной организацией — в недрах лож дистиллировалось нечто очень важное для жизни Лондона, а потом это зелье можно было выставлять и на экспорт. Да, в покровительстве и протекционизме не было ничего нового, но использовали масоны XVIII века эти формы содействия новаторски. В ноябре 1737 года в специально собранной ложе в Кью братья впервые приняли в свои ряды человека королевских кровей — Фредерика, принца Уэльского. Наследник престола в ложе высоких должностей занимать не стал, но сам факт его согласия на все эти завязывания глаз и ношение фартука говорит об огромном престиже «искусства». По крайней мере, на символическом уровне в ложе действительно были равны все — и кронпринц, и простолюдин.

Почему в масоны не брали женщин

«Ночь» из серии Уильяма Хогарта «Четыре времени суток» (1736–1738). Масонов можно узнать по запонам и квадратным подвескам
«Ночь» из серии Уильяма Хогарта «Четыре времени суток» (1736–1738). Масонов можно узнать по запонам и квадратным подвескам

Впервые о запрете на принятие женщин открыто говорится в «Конституциях» 1723 года (важнейшем документе в истории масонства): «Люди, принимаемые в члены ложи, должны быть добродетельными и честными, свободнорожденными, зрелого и разумного возраста; они не могут быть данниками и ленниками, женщинами, а также они должны быть людьми не безнравственными и ославленными в обществе, а только добрых нравов». И никаких объяснений. Ничем не прикрывая свою предвзятость по отношению к женщинам, авторы «Конституций» просто закрепляли существовавший тогда порядок вещей.

В XVIII веке женщины никак не участвовали в общественной жизни, не занимались ни политикой, ни недвижимостью, ни государственным управлением, ни законодательством, ни предпринимательством, ни торговлей. Поэтому и в масонских ложах их увидеть было бы странно.

Надо сказать, что и сами английские женщины XVIII века не рвались вступить в ложу. Основную массу масонов составляли мелкопоместные дворяне, люди торговли и ремесла, и у их жен были другие места для общения. Женщины ходили в театры, парки, салоны. В общем, только в те места, где их репутация гарантированно не пострадает. Ложи к таковым отнести было нельзя. Тайны, окружавшие масонов, моментально бросили бы тень на репутацию. А уж если говорить о венчающих собрания «праздничных столах», то ни одна приличная дама не позволила бы себе присутствовать на подобного рода мероприятии. В масонской ложе женщина смотрелась бы так же странно, как посреди таверны с бойцовским петухом в одной руке и кружкой эля — в другой.

Поэтому историки масонства отчасти списывают запрет на принятие женщин на общие тенденции времени. Но лишь отчасти. Иначе некоторые моменты, связанные с этим запретом, не объяснить. Масонам пришлось защищать свои позиции перед лицом одной и идей философии Просвещения, а именно убеждения в том, что женщины оказывают на мужчин благотворное влияние, обуздывая их дикие нравы.

Считалось, что сугубо мужское общество очень скоро деградирует, и лишь женщины способны удержать вулкан варварских страстей от извержения. В ответ масоны разразились целой системой аргументов против принятия женщин в свои ряды. В многочисленных речах и памфлетах масоны клялись и божились, что преклоняются перед прекрасным полом, вот только дело в том, что в присутствии женщины все мужчины — братья-каменщики не исключение — начинают соревноваться и ревновать, а значит, оказываются не в состоянии поддерживать дух масонства. Но можно сказать, что дело было просто в следовании традиции: средневековые каменщики женщин не брали, а значит, и мы не должны.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.