Найти тему
Huston Dymaniac

Айзек Азимов "Профессия"

В рассказе Айзека Азимова «Профессия» идёт повествование о Джордже Плейтене, который живет в приюте «для слабоумных». Рассказ открывается фразой главного героя: «Завтра первое мая. Начало Олимпиады!». Место действия – комната главного героя в приюте, где он живет вместе с его соседом – Хали Омани, который значительно старше. Далее автор вводит читателя в созданный им мир. В ходе повествования выясняется, что в далеком будущем люди научились передавать знания прямо в мозг через образовательные ленты, в частности, детей обучают читать за считанные мгновения именно благодаря этим лентам. Автор умалчивает о том, как именно построена вся система образования, но постепенно, описывая детство героя, его родителей и друга, а также сам процесс «обучения» (все описание проводится в виде воспоминаний Плейтена), мы узнаем, что точно так же, как и чтение, получение профессии является нетрудоемким процессом: молодые люди в День образования приходят в зал, где, исходя из анализа особенностей их мозга им выбирается наиболее подходящая профессия.

Главный герой всегда мечтал стать программистом. Он даже добыл книги по программированию, и обучался древним способом – то есть, через чтение, а не через образовательные ленты, что держал в тайне. Однако, доктор, который проводил анализ его мозга, серьезно насторожился. По результатам анализа Джорджа признали негодным ни к одной из профессий. Для развитого, умного молодого человека это оказалось настоящим ударом. Он попал по распределению в приют «для слабоумных», его родителям же сказали, что он получил некое особое назначение. Джордж был в ярости даже после полутора лет, проведенных в приюте, и в канун очередной Олимпиады он решается на бунт. В приюте никто не остановил его (хотя отговорить пытались) и он спокойно покинул здание. Добравшись до аэропорта, Джордж купил билет до Сан-Франциско – один из крупных центров проведения Олимпиады. Прибыв в город, он направился на Олимпиаду металлургов, увидев на одном из информационных стендов среди имен участников имя своего лучшего друга – Арманда Тревельяна. Когда он ожидал очереди для прохода в зал он столкнулся с неким пожилым джентельменом, который позже сидел в зале рядом с ним. После состязания, в котором Тревельян занял почти последнее место из-за того, что в его образовательной ленте не была включена информация о новом приборе (о чем он знал еще до состязаний, и знал, что этот прибор будет ключевым в состязании на распределению на Новию – одну из наиболее развитых планет Вселенной, попасть на которую Тревельян мечтал с детства), два друга встретились и поговорили. Трев был уязвлен и когда Джордж пытался уйти от разговора о своей профессии (которой у него не было) завязалась небольшая перепалка, что привлекло внимание полицейского. Внезапно на помощь Джорджу приходит тот самый джентельмен, который оказался историком-социологом Индженеску, которому было достаточно только показать свое удостоверение, чтобы разрешить проблему. Индженеску приглашает Джорджа к себе, где Джордж, узнав о том, что представляется для социолога научный интерес, просит его дать поговорить с «каким-нибудь новианином».

Rudalle. "Профессия"
Rudalle. "Профессия"

В ходе беседы с новианином Джордж пытается доказать, что образование, полученные старинным способом – то есть, по учебникам – может существенно сократить расходы Новии на новые модели профессионалов – ведь только из-за одного прибора им приходится закупать множество новых кадров, тогда как устаревшие модели могли бы просто обучиться за небольшой промежуток времени тем же самым навыкам, которые были просто включены в образовательные ленты новых моделей. Однако, должностные лица Новии подняли его на смех.

1) Что понял Джордж в самом конце рассказа?

Именно в этот момент – в процессе и после разговора с новианином – Джордж подходит к осознанию, что профессионалы, получившие образование через образовательные ленты, не способны к творчеству, созиданию, новым открытиям. Он понимает, что кто-то должен создавать сами образовательные ленты, кто-то должен создавать эти новые приборы, проводить исследования и совершать открытия, и что для того, чтобы двигаться вперед необходимо уметь обучаться, уметь добывать знания. То есть, образовательные ленты могут дать знания, но не могут научить получать знания самостоятельно. Джордж осознает, что катарсис, который он пережил, нежелание смириться со своей судьбой в его случае дало понимание сути происходящих процессов, он осознал свое стремление к творчеству, к обучению. «Приют для слабоумных» на самом деле называется «Институт высшего образования». В нем обучаются примерно один на десять тысяч населения, среди обучающихся не каждый способен к творчеству.

2) Это будущее уже наступило?

Таким образом, в рассказе описывается общество технократов, власть принадлежит людям, которые обладают высшими способностями, творческими, техническими знаниями, однако, центральную роль автор отводит именно творчеству, то есть процессу познания, процессу продвижения науки вперед. Остальные получают образование абсолютно штампованное, по заказу тех или иных планет в том или ином количестве, Земля выступает монополистом на образовательные ленты, а значит, и на поставку трудовых ресурсов. В целом, говоря о том, наступило ли это будущее – с одной стороны, разумеется, нет, ведь власть принадлежит не умным или творческим людям, да и по большей мере никто не придает такого значения развитию науки, как это описано в рассказе. Да и образовательных лент, за счет которых можно быстро освоить профессию, еще не изобрели. Но в то же время, массовость, штамповость высшего образования, его усредненность, и низкое качество во многих ВУЗах страны, которые стараются как конвейер выпустить побольше «специалистов», неважно, насколько хороших – это и есть та часть будущего из рассказа Айзека Азимова, которая уже наступила.