Этого атлета не назовешь звездой бодибилдинга, но он из того времени, когда каждого, кто появлялся в видеофильме об «Олимпии», мы считали небожителем. Правда, там дела у Марша складывались не очень, но в целом список достижений за его короткую карьеру в профи впечатляет.
Марш родился 26 марта 1960 года в Лонг Бич — мекке бодибилдинга. Но в юности его почему-то тянуло не к «железу», а в криминал. И в 14 лет Марш загремел на 6 месяцев в лагерь для малолетних преступников за нападение и избиение. Год спустя он получил уже 18 месяцев за вооруженное нападение. Воспитатель Марша назвал его в отчете «угрозой обществу, который не испытывает сожаления или раскаянья». «Сынок, — сказал ему судья, — я могу отправить тебя на четыре года в тюрьму, или ты пойдешь в армию». Марш выбрал меньшее из двух зол — армию. Вот так впервые в жизни 17-летнему Маршу пришлось покинуть родную Калифорнию и отправиться в Форт Джексон в Южную Каролину.
Но даже армия не особо вправила мозги Маршу: «Кто такие эти люди, чтобы заставлять меня ходить в ногу?!», — восклицал он. Офицеры пытались обуздать его воинственность традиционными армейскими методами, так что Марш не слабо натренировался в отжиманиях и до дыр стоптал несколько пар армейских ботинок, бегая кроссы.
Но на самом деле буйное поведение Марша объяснялось тем, что он был напуган до смерти разлукой с домом. «И я считал, что лучшим способом скрыть этот страх было вести себя как последнему подонку», — признавался он. Но два года службы все же дали возможность Маршу поразмышлять над своим поведением, и он начал меняться. Марш решил выплескивать свою отрицательную энергию в спорте, а не дубасить людей лишь за то, что они недобро посмотрели на него. В этом плане бокс казался идеальным занятием до тех пор, пока Маршу не надоело получать по голове. И тогда он начал искать себе другое применение.
4 декабря 1978 года 18-летний Марш переступил порог атлетического клуба в Калифорнии. Он не выглядел массивным, но при этом был мускулистым и поджарым. Владелец зала Боб Райс сразу обратил на Марша внимание и заявил, что у него большой потенциал для занятий бодибилдингом. В ответ Марш выпалил: «С чего вдруг я должен захотеть выходить на сцену и позировать практически с голой жопой?» Но Боб проигнорировал эту реплику и составил Маршу программу тренировок Но Марш все делал по-своему, и первые пару лет качал лишь руки и грудь, но зато аж пять дней в неделю, с понедельника по пятницу. В каждом упражнении он делал 10 подходов по 10 повторений.
В 1980 году Марш выступил на своих первых соревнованиях «Мистер Лос-Анжелес» среди тинэйджеров и занял 4 место. А еще две недели спустя он стал вторым среди тинэйджеров на конкурсе «Мистер Западное Побережье», чем нисколько не впечатлил своего брата, который хмыкнул: «Но ты же не выиграл. Что хорошего во втором месте?»
Реплику брата Марш воспринял как вызов и ответил целой серией побед на чемпионатах Калифорнии и Западных Штатов среди тинэйджеров, а еще на конкурсе «Айронмен» среди военных моряков. Это звучит невероятно, но на тот момент Марш не качал ноги. «Изначально они были такими тощими и хилыми, что я не мог присесть даже с пустым грифом!» — вспоминал он.
В 1982 году Марш стал пятым на престижном чемпионате Калифорнии и выиграл первенство Западных Штатов, что дало ему возможность квалифицироваться для выступления на чемпионатах США. Измотанный участием в пяти турнирах подряд, он решает отправиться на Национальный чемпионат США в Нью-Йорк. «Я был толстый как кабан, но подумал, что если даже пролечу, то хотя бы повидаю старого приятеля», — вспоминал Марш. При весе в 94,5 он заявился для участия в тяжелом весе и занял 13 место. Совсем неплохо с учетом того, что победил Ли Хейни, а среди участников были Мэтт Менденхолл, Боб Пэрис, Майк Крисчен и Майк Квинн!
На следующий год Марш решил попробовать выступить в AAU и стал третьим в среднем классе на конкурсе «Мистер Америка» и победил в среднем классе и взял абсолютку на турнире «Мистер США». После этого он понял, что дальше двигаться в AAU некуда и вернулся в IFBB.
В 1984 году Марш наконец-то взялся всерьез за накачку ног и вообще основательно перекроил свою программу тренировок. Теперь он занимался шесть дней в неделю по два раза в день. На каждой тренировке он прорабатывал лишь одну часть тела, делая по 5 упражнений под разными углами в 4 подходах из 8-12 повторений. Его мышцы росли как сумасшедшие! «Единственное, чего я не делал тогда — это аэробики», — вспоминал Марш.
В том же 1984 году он заявился для участия в Национальном чемпионате США в полутяжелом весе. Ему удалось занять довольно высокое четвертое место, но он никак не мог понять, как четверо судей могли поставить его первым, а еще двое — седьмым!
После этого Марш три года подряд финишировал третьим на «Нэшинэлс». После третьего раза один из судей сказал ему: «Я видел твое гостевое позирование в прошлом июле, и тогда ты выглядел лучше!» Марш был полностью опустошен: «Мне казалось, что я всю жизнь буду третьим».
Правда, в 1986 году Маршу удалось одержать блестящую победу на чемпионате США, где он выиграл как в категории до 90 кг, так и в абсолютном первенстве. А еще он стал победителем и на чемпионате США, и на «Нэшинэлс» в парах. Чтобы вы не путались, объясню: NPC, входящая в IFBB, проводит ежегодно два чемпионата США. Один в июле, и он называется USA, а второй — Nationals — в конце октября. Nationals считается более престижными соревнованиями. И вот их-то никак не мог выиграть Марш. Но в 1987 году в IFBB изменили правила, согласно которым теперь право на получение про-карты имели победители Nationals в своих весовых категориях и абсолютный победитель USA. Маршу задним числом карта не полагалась, но он написал прошение в IFBB, и ему пошли навстречу.
На тот момент Марш стал делать не по 4, а по 3 подхода в упражнениях. А еще он начал добавлять к базовым упражнениям изолирующие вроде разгибаний ног в тренажере или кроссоверов на блоке и подключил аэробику. Как итог его тело начало становиться более жестким.
Дебют Марша среди профи состоялся на чемпионате мира среди смешанных пар, на котором он, выступая с Джеки Пэйсли, занял 3 место. Затем он принял участие в конкурсе «Чикаго Про», на котором стал лишь 11 -м, но пообещал вернуться на следующий год в лучшей в жизни форме.
Целый год Марш готовился к «Чикаго Про», но турнир внезапно отменили. Устроитель, у которого не оказалось денег, затянул до последнего. «А ведь атлеты были бы рады выступить и бесплатно, просто ради того, чтобы получить квалификацию на „Олимпию“», — досадовал Марш.
Донельзя расстроенный, он подумывал даже уйти из соревновательного бодибилдинга, но точно не после 11 места! Вместо этого Марш всю свою энергию направил на подготовку к конкурсу «Айронмен Про» 1990 года. Он стал там пятым, выставив 98,5 кило. Марш чувствовал, что он идет верным путем, а впереди маячил турнир в Хьюстоне, а ведь чемпионат США он тоже выиграл в Техасе.
В Хьюстоне Маршу удалось одержать первую победу на уровне про, сумев обойти таких грандов как Гэри Страйдом и Самир Банну. Неделей позже он финишировал третьим вслед за Банну и Майком Эшли на конкурсе в Питтсбурге. Казалось, что, наконец, Маршу воздалось по заслугам. Однако на «Олимпии» в Чикаго он оказался в числе пяти атлетов, дисквалифицированных за допинг. Раздосадованный Марш пообещал вернуться на «Олимпию» через год и надрать кое-кому зад!
Не откладывая дело в долгий ящик, он принялся крушить всех уже на первом турнире 1991 года «Айронмен». «Как только я увидел своих соперников за кулисами, я сразу понял, что выиграю, — вспоминал Марш. — По сравнению с ними у меня было более совершенное сложение». А «ими» были Ренел Жанвье, Андреас Мюнцер, Винс Тэйлор и еще куча знаменитостей. Правда, на конкурсе «Арнольд Классик» он пропустил вперед Жанвье и Тейлора, и ничего не смог поделать с победителем Шоном Рэем, но и 4 результат вкупе с чеком на 13 000 долларов было совсем неплохо!
Правда, на «Олимпии» Марш не сумел пробиться в число 15 лучших. Но такое часто бывает с атлетами, которые пытаются выступать и весной, и осенью. Ктому же, «Олимпия» 1991 года вошла в историю как одна из сильнейших. Эта неудача повергла Марша в уныние, и он три месяца не переступал порог зала. Возможно, поэтому результаты в 1992 году оказались не очень, и он не сумел пробиться на «Олимпию».
И тогда он повторил тактику 1991 года, заявившись весной 1993-го на конкурсе «Айронмен». Но прежде он сменил место жительства, перебравшись из суетного Лос-Анжелеса в размеренный и знойный Финикс. «Там жизнь не только спокойнее, но и дешевле, — признавался Марш. — А еще там жили мои брат, сестра, и дядя, а когда рядом семья — это очень важно».
Он по-прежнему качался 6 и даже 7 дней в неделю и увеличил кардионагрузку до 1-3 часов в день. «Это позволяло мне наращивать мышцы и одновременно сжигать жир, — вспоминал Марш. — Мой вес был всего на пять кило выше конкурсного, отчего мышцы росли еще быстрее!»
Еще одно изменение, которое Марш привнес в свою подготовку — он сел на диету не за 8 недель до турнира, как прежде, а за 5 месяцев. «Раньше мне попросту не хватало времени набрать форму», — объяснял он. Но самое главное — Марш женился. «Пока в мою жизнь не вошла Мишель, я мог садиться на диету и тут же нарушать ее, тусоваться с друзьями и так далее, — признавался Марш. — Но теперь моя жизнь и подготовка была четко выверена по часам. Мишель готовила мне еду, мотивировала меня и поддерживала во всем».
Марш выставил на «Айронмен Про» рекордные 100,7 кг, и при этом под кожей не было ни капли воды. Но ему пришлось довольствоваться пятым местом. Конкуренция выросла неимоверно! «Флеке Уиллер, Пол Диллет, Ли Лабрада и Винс Тэйлор были сухие как черти», — вспоминал Марш. Следующим турниром был «Арнольд Классик». Он всегда считался более крутым и сильным по составу, чем «Айронмен», и чтоб стать еще суше Марш начал делать по 4 часа аэробики в день и снизил калорийность питания до 1800-2000 калорий в день! Основу диеты Марша составляли картофель, рис, зеленые овощи, ямс, фрукты, куриные грудки и рыба. Как итог на «Арнольде» Марш вновь финишировал пятым, пропустив вперед лишь тех, кто обошел его на «Айронмене». А еще весной был очень удачный старт на «Сан-Хосе Про», принесший Маршу «серебро». Он с оптимизмом готовился к «Олимпии».
Ему снова «повезло» в том смысле, что и «Олимпия»-93 вошла в историю как по составу участников, так и по уровню их подготовки. Так что 12 место Марша можно было расценивать скорее как успех, нежели провал.
Быть может, Марш мог показать и лучший результат, но чего-то не хватило. Возможно, тренировочного партнера. Он обычно качался один, но в 1993 году стал подумывать о напарнике: «Было бы здорово, если бы я нашел партнера, который был бы сильнее меня и заставлял тянуться за ним. Я как-то качался в паре с Майком Эшли, и результаты были отличные. Эшли — очень сильный, особенно в движениях на руки и спину, и когда я добавил эти упражнения в свою программу, то сразу ощутил прогресс».
После «Олимпии»-93 Марш завязал с выступлениями, но продолжал активно тренироваться и держал себя в форме. Он занялся конструированием тренажеров и открыл несколько кабинетов по хиропрактике. Они с Мишель развелись, но родившаяся в браке дочь осталась с ним.
Когда в 1999 году Марш прослышал о том, что есть шанс выступить на «Мастерс Олимпии», он не смог удержаться, подготовился и занял 4 место среди 18 участников. Вот так удивительно и прекрасно сложилась судьба того, кто мог стать банальным зеком.
Подписаться на канал https://dzen.ru/id/5dfbf587433ecc00b0e00a88