Принято считать, что чем ниже рост, тем легче накачаться. Дэнни Падилла и Мохаммед Беназиза отличались внушительной массой и не раз побеждали куда более рослых соперников при росте всего в 157 см. А если еще ниже? И намного! К примеру, 147 см! Именно столько бог отмерил итальянцу Флавио Баччианини. Такого если и разглядишь из зала, то разве что в бинокль! Настоящий гном! Однако неунывающий Флавио умудрился стать призером про-турнира, произвести фурор на «Олимпии» 1993 года и дважды добиться успеха на ветеранской «Олимпии». Произвольные программы Баччианини собирали толпы восторженных фанатов, ибо он оказался прирожденным шоуменом!
Флавио Баччианини родился в августе 1959 году в столице Италии Риме. Его отец был капитаном полиции, а мама занималась бизнесом, связанным с одеждой. В детстве Флавио дразнили за маленький рост, и чтобы завоевать уважение, он занялся футболом и боевыми искусствами. И у него неплохо получалось. «На самом деле я был одним из лучших, и рост мне не мешал», — признавался Флавио. В дзюдо Баччианини пришел в 9, отдал этой борьбе 11 лет и достиг уровня черного пояса.
По итальянским законам каждый юноша обязан отслужить год или в армии, или в полиции. В российскую армию с ростом ниже 150 см не берут, но в Италии такого правила нет, и 18-летний Баччианини провел год в полицейской академии, обучая курсантов боевым единоборствам.
В бодибилдинг Флавио попал благодаря другу. «Году так в 1977-м он начал качаться, и я увидел, что его тело меняется, — вспоминал Баччианини. — И в 1979 году я к нему присоединился. Довольно быстро я заметил, что тоже расту, хотя мы толком ничего не знали ни о методиках, ни о диете». Пару лет спустя друг как-то сказал Флавио: «Через неделю конкурс „Мистер Рим“. Почему бы тебе не выступить?» Баччианини понятия не имел, как готовиться к соревнованиям, да у него на это и времени не оставалось. Единственное, что он сделал — это побрил волосы на теле. Ему помогал отец, правда, без особого энтузиазма, поскольку видел в будущем сына юристом, а не бодибилдером. Быть может, Флавио и стал бы им, но его угораздило победить. Его друг пошел записываться в клуб и потащил с собой Флавио. В клубе к Баччианини тут же подбежал владелец, который стал говорить, что у него огромный потенциал. «Я думал, что он так говорит, чтобы выманить у меня деньги на абонемент, — вспоминал Флавио, — но записался в клуб все равно». Владелец клуба взял его под свое крыло и научил, как правильно тренироваться и есть, и полгода спустя Баччианини стал «Мистером Италия».
В то время у Флавио уже появились свои кумиры в спорте. Больше всего он восхищался Мохаммедом Маккави, потому что тот был сопоставимого роста, и отличался красотой сложения и рельефом, а не был просто грудой мышц. Еще одним героем для Флавио стал Фрэнк Зейн.
В 1983 году Баччианини выступил на чемпионате Европы по версии WАВВА и победил. На него обратил внимание глава WАВВА Серж Ню- бре, который заявил, что если Флавио переедет во Францию и подготовится к чемпионату мира, то непременно победит. «Я так и сделал, —- вспоминал Баччианини, — приехал во Францию и тренировался вместе с Нюбре по его системе. И я и в самом деле выиграл и осознал, что смогу соревноваться с лучшими!» Радость победы омрачила смерть отца. Так совпало, что он ушел из жизни в тот день, когда Флавио выиграл «мир».
Было очевидно, что ради карьеры в большом бодибилдинге нужно перебираться в США. И тут помог случай. В 1985 году мама Флавио по своим рабочим делам переехала в Нью-Йорк. Он начал навещать ее и довольно быстро созрел для переезда. «На тот момент у меня был зал в Риме, — вспоминал Флавио, — я продал его и уехал в Америку».
Первое время в США ему было не особо уютно. В отличие от солнечной Калифорнии Нью-Йорк оказался холодным и дождливым. И потом Флавио совсем не знал английского. Выход подсказал один знакомый. Он посоветовал Флавио заниматься в Бруклине, в зале, которым открыл Мэтти, отец Лу Фериньо. Мэтти бегло говорил по-итальянски и заявил Флавио, что он лучше, чем Франко Коломбо, и станет великим чемпионом! Кто мог подумать, что восемь лет спустя Баччианини окажется на одной сцене с его сыном!
Ободренный Флавио начал еще быстрее прогрессировать. «Моим преимуществом была моя уникальность, — объяснял он. — Атлетов такого роста попросту не было. А еще у меня хорошо росли абсолютно все мышцы, что улучшало пропорции. Ну а минусом было то, что большинство моих соперников весили на 40-50 кило тяжелее меня с моими 67 кг, и заслужить внимание судей мне было гораздо труднее». Кстати, с весом у Баччианини всегда были проблемы. Он не отличался хорошим аппетитом, и в межсезонье весил меньше, чем на соревнованиях. Но в этом заключался и плюс — он постоянно оставался поджарым и подвижным, и ему не надо было особо сушиться. «Я считаю, что бодибилдер должен хорошо выглядеть чаще, чем раз в году», — утверждал он.
Баччианини привык к тому, что благодаря росту он постоянно находился в центре внимания. Но иногда это мешало. «На „Мастерс Олимпии“ 2000 года я был лучше Винса Тэйлора, — утверждал Флавио, — Винс был мягким и гладким, а я в отличной форме. И я испытал шок, когда меня объявили вторым. Я подошел к одному из судей, Майку Катцу и спросил его, что не так. „Возможно, если бы ты был немного повыше...“ — протянул Катц. Но, возможно, дело было не только в росте. Все же Винс был звездой, а его спонсор — генеральным спонсором „Мастерс Олимпии“».
В мекку бодибилдинга Лос-Анжелес Баччианини так и не переехал. В 1990-м году он перебрался на Западное побережье, но его выбор пал на Сан-Франциско. Здесь работала его жена, здесь он стал развивать свой бизнес и пустил корни. Будучи культуристом, Флавио регулярно бывал в Лос-Анжелесе, выступал на турнирах, участвовал в фотосессиях, но всегда возвращался во Фриско.
Друзья уговаривали его остаться в любителях, где он мог бы быть вечным чемпионом в легком весе, но Флавио знал, что должен соревноваться с профи. «Я знал, что как только мне предоставится шанс состязаться с лучшими, я смогу это сделать, — утверждал он. — Победить можно любого, даже если у него рост 180 см и вес 113 кило». Возможно, из-за того, что Флавио было скучно соревноваться в любителях, он сумел стать лишь вторым на первенстве Европы 1988 года и третьим на чемпионате мира. После 7 места на первенстве мира 1989 года он распрощался с любительским спортом.
Переход в профессионалы занял два года. Флавио особо не торопился. Он вообще до 1992 года полгода качался, а затем столько же отдыхал от бодибилдинга. Дебют среди профи состоялся в 1991 году и получился многообещающим: 6 место на конкурсе «Ниагара Фоллз» и 4 место на «Сан-Хосе Про». Однако чтобы пробиться на «Олимпию», нужно было попасть в топ 3, и Флавио чуть-чуть не хватило.
1992 год выдался провальным — два неудачных старта. Успех пришел весной 1993-го, когда Баччианини сумел занять третье место на конкурсе «Сан-Хосе Про». Ему удалось одолеть громадного Ахима Альбрехта, легендарных Самира Банну и Майка Эшли и еще ряд знаменитостей. Дорога на «Олимпию» была открыта!
На «Олимпии» 1993 года в Атланте дела у Флавио складывались поначалу не очень. За два раунда предварительного судейства его всего лишь дважды вызвали для сравнительного позирования. Это означало, что он, скорее всего, не попадет в топ 15. По дороге в отель он в отчаянии едва не заплакал: «Господи, что же со мной не так? Чего не хватает?!» и решил не возвращаться на вечерний финал.
К счастью, рядом с Флавио в этот момент были его друзья. Первым делом они его успокоили, заявив, что у него потрясающее телосложение, и что он точно попадет в топ 15. Кроме того, они сказали, что эта «Олимпия» — дебютная для него, поэтому он не настолько известен. А что касается роста, заключили они, то у него есть отличный шанс превратить этот недостаток в жирный плюс: «У тебя невероятная произволка! Забудь о предварительном судействе — это уже история. Выйди на сцену и покажи им, кто ты есть на самом деле, покажи им Флавио Баччианини!»
Но во время предварительного судейства на самом деле все было не так плохо, как казалось Флавио. Хоть его и вызвали позировать лишь в 7-м сравнении, но будто специально с 142-килограммовым и 195-сан- тимметровым Лу Фериньо! Громадный Лу снисходительно потрепал Флавио по голове, но крошечный Баччианини не растерялся, подскочил к Луи напряг мышцы бедра, вызывая его на прямое позирование. Лу подыграл Флавио и схватил его за шею, после чего с самым серьезным видом устроил с ним настоящий поздаун. Публика взревела от восторга!
Флавио сильно нервничал накануне вечернего выступления. Он не то что никогда не выступал на «Олимпии», но даже не бывал на ней как зритель! А тут предстояло позировать перед 5000 человек! Но едва он вышел на сцену, судьи разинули рты и побросали свои карандаши, а публика повскакивала с мест и началось подлинное безумие! Наблюдавший за этим Ли Хейни воскликнул: «Для человека столь низкого роста у Флавио невероятная харизма! Он попросту оживил зал! Это была кульминация дня!» Не могла сдержаться и шестикратная «Мисс Олимпия» Корина Эверсон: «Бог мой, что за представление! У него энергии больше, чем у любого участника шоу. Его неповторимость лезет буквально из ушей!» А глава про-дивизиона Уэйн ДеМилия в восторге заключил: «У Флавио рост 147 см, а уверенности в себе и звездности — как будто у него 210 см!» Самым кратким был комментарий Джо Вейдера: «Баччианини оказывает не только физическое, но и психологическое воздействие!»
В той знаменитой произволке Флавио объединил в единый саундтрек чуть ли не с десяток мелодий, от Guns N Roses до Лючано Поваротти, постоянно менял темп и оставался непредсказуемым для публики, удачно включая в нужный момент свои прорисованные до костей мышцы. Флавио покинул сцену в слезах, он был потрясен и на какое-то время забыл про свой рост. Он стал 13-м на этот турнире, но стал едва ли не главной звездой шоу, и еще целых два часа ему не удавалось вырваться из рук фотографов.
Произвольные программы Баччианини были чем-то особенным. И на самом деле он занимался с хореографом, чтобы его движения обрели гармонию и пластику. Вкупе с улыбкой и фирменными жестами Флавио, его произволки сводили с ума. «В 2001 году меня пригласили с гостевым позированием на турнир „Арнольд Классик“, — вспоминал Флавио. — Посмотрев на меня, Арнольд сказал: „Ты можешь участвовать в этом турнире, когда захочешь!“ А ведь туда можно попасть только по приглашениям! Но для этого надо очень серьезно готовиться. Я вообще не понимаю, как можно после долгого перерыва вернуться на сцену, будучи не в лучшей форме?!»
Большим фанатом Флавио стал Флекс Уиллер: «Он не похож на маленьких бодибилдеров, потому что он ведет себя не как маленький бодибилдер. Он на самом деле сумел сделать низкий рост своим плюсом!»
Баччианини сильно надеялся, что после того фурора, что он произвел на «Олимпии» 1993 года его результаты пойдут в гору, однако этого не произошло — весна 1994-го выдалась для него провальной: из 6 стартов лишь на «Айронмен Про» его поставили 7-м. На прочих турнирах — гораздо ниже.
После этого Флавио появился на сцене лишь в 1998-м у себя дома в Сан-Франциско, но стал лишь восьмым. Второе дыхание у него открылось, когда его пригласили выступить на конкурсе «Мастерс Олимпия», где он дважды подряд: в 1999 и 2000 годах занял второе место. Но на «Арнольд Классик» 2000 он вновь потерпел неудачу. Судьи продолжали упорно не замечать самого маленького культуриста в истории. Баччианини сильно огорчало необъективное судейство. Он мечтал о введении у профи весовых категорий. «Если бы ввели категории, то я бы был „Мистером Олимпия“, — восклицал Баччианини. — Я всегда был одним из самых жестких атлетов, но не всегда получал то, чего заслуживал».
С годами на «Мастерс Олимпии» результаты Флавио пошли на спад, а потом турнир и вовсе отменили. Последний раз Баччианини появился на сцене в 2008 году на конкурсе «Европа Супершоу». Казалось, сбылась его мечта — была введена легкая категория. Но на тот момент Флавио уже было почти 50, и он не смог пробиться в число 15 лучших. И, тем не менее, в памяти фанатов он остался спортсменом, сумевшим доказать, что низкий рост — это не приговор!