Упоминание птицы, имя которой является названием некогда популярного рыболовного бренда, не сходит с электронных страниц тематических изданий о рыбалке в Европе. Баклан — это настоящая птица раздора или «разменная монета» в противостоянии разных заинтересованных групп. Очередная публикация по теме появилась в авторитетном журнале Blinker. В статье приводятся несколько интересных фактов, которыми стоит поделиться!
Главный вопрос, который ставит перед собой автор публикации Янник Вестеркамп: кто оказывает большее влияние на запасы рыбы бакланы или промысловики? Сюда по проводимым исследованиям мы недооценивали «голод» птиц.
Сперва о том, как это связано с нами?
В действительности очертания проблемы для российской акватории пока не столь очевидны. Особенно для «береговых» людей. Поскольку основные колонии этих птиц предпочитают держать дистанцию от человека, занимая удалённые острова Финского залива. Тем не менее, анализируя характер изменений за последние 15-20 лет вполне очевидно, что численность этих птиц кратно возросла и в нашей части акватории. А ситуация на европейском побережье Балтийского моря вполне может быть вероятным примером будущего у нас. И, если истощение популяции рыбы продолжится там, вероятнее всего птицы продолжат перемещаться в поисках корма. Занимая уже не только морское побережье, но и берега пресноводных водоёмов. Впрочем, в Европе это происходит уже прямо сейчас:
Каждый второй хариус в Трауне становится кормом бакланов. Таковы результаты одного из исследований.
Балтийское море превращается в безжизненную пустыню – начинает Янник – Треска, сельдь, кумжа – традиционные виды любительского рыболовства в упадке. Если взглянуть на отчёты о рыбных запасах Балтийского моря, простому рыболову хочется на кого-нибудь наорать. Ведь мы ничего не можем с этим сделать. Даже, если меньше ходить на рыбалку, что может одна удочка в сравнении с рыболовными сетями и тысячами голодных птиц? Но кто же из них добывает рыбы больше?
Конфликт интересов. Все против всех.
Защитники природы и эко-активисты как правило указывают в сторону промысловиков, добывающих тонны рыбы в Балтийском море. Рыбаки не остаются в стороне, пеняя в сторону «зелёных», а чаще через них на бакланов. Отмечая, что они вынуждены соблюдать всё более строгие лимиты и квоты, в то время как растущая популяция защищённых экологами птиц лишь увеличивает воздействие на рыбные запасы.
Рыболовы любители, так же ограниченные и соблюдающие строгие лимиты на вылов, указывают на обе эти группы. Но, кто же в действительности вылавливает больше? Ответ на этот вопрос даёт исследование Института внутреннего рыболовства в Потсдаме-Сакроу.
Сколько рыбы в желудке? Исследование слюны птиц.
Исследователи института хотели доказать, насколько на самом деле голодны бакланы на побережье Балтийского моря. Для этого они исследовали шарики слюны птиц в нескольких местах в Шлезвиг-Гольштейне на наличие остатков их добычи — например, ушных камней, жевательных пластин и челюстных костей. Основываясь на этих находках, они смогли определить, какую рыбу ели бакланы.
Цифры заставят сглотнуть простых рыболовов. В почти 1100 исследованных шариках слюны учёные обнаружили останки 12 600 рыб — около 12 рыб на одну птицу. Всего в останках было обнаружено 33 различных вида рыб.
Насколько прожорлив баклан?
Тем не менее, баклан не имеет никакого влияния на запасы промысловых рыб, таких как треска и сельдь — по крайней мере, этот аргумент любят выдвигать защитники птиц. В основном они едят рыбу, которая в любом случае не представляет интереса для профессиональных рыбаков (и рыболовов), а их диетическая потребность составляет от 180 до 230 граммов рыбы в день.
Любой рыболова, который хоть раз видел, какую крупную рыбу баклан может проглотить целиком, сильно удивится! Ведь 200 грамм - это самая обычная рыба.
Основываясь на образцах, которые собрали исследователи, следует немного скорректировать цифру в большую сторону. В среднем исследованные бакланы съедали в день от 450 до 800 граммов рыбы, а иногда и в четыре раза больше! Однако следует иметь в виду, что это исключения. Тем не менее, баклан легко может съесть 500 граммов рыбы, особенно в период размножения. Кроме того, не всякая рыба обязательно попадает в желудок баклана. Во время охоты птицы наносят своей добыче смертельные раны. Даже те рыбы, которые сначала ускользнули от них, позже погибают.
"Баклан поедает добычу вдали от мест промысла"
И то, что бакланы едят только "неинтересную" рыбу (рыбаки и так судят об этом иначе, чем рыболовы, но это уже другая тема), тоже неверно. В Schlei, Güsdorfer Teich и Dassower See, где исследователи взяли образцы, они обнаружили, что треска и сельдь были основными блюдами в меню баклана. Особенно в Dassower See, заливе с солоноватой водой на Траве. По крайней мере, каждая четвертая рыба в желудке баклана была треской! В некоторых измерениях исследователи даже зафиксировали доли более 95 процентов. Для других видов рыб осталось не так много места в животе птицы...
До 120 тонн трески в год?
Экстраполировав данные на всю популяцию бакланов в Любекском заливе, исследователи смогли определить интересное число. Все бакланы съедают в общей сложности от 100 до 120 тонн трески в год. Это даже больше, чем разрешено вылавливать в год профессиональным рыбакам, а именно 104 тонны, и это на всем Балтийском море. Совсем недавно квота на вылов составляла 4000 тонн и, таким образом, была сокращена более чем на 90 процентов.
По данным Немецкой ассоциации рыболовов, в 2016 году на побережье Германии обитало примерно 125 000 бакланов, и в последние годы их число, вероятно, увеличилось. Если продолжить экстраполяцию, давление на треску должно быть астрономическим.
Только цифры позволяют сделать разумный вывод. Баклану все равно, рассуждаете ли вы как рыболов или профессиональный рыбак: чтобы ограничить птицу, нужно обеспечить управление поголовьем. Кормовое давление, оказываемое бакланами, ставит под угрозу не только промысел, но и большую часть популяции рыб. Таким образом, регулирование посредством охоты отвечало бы интересам всех, для кого охрана природы не останавливается на «поверхности воды».
Даже если основные предположения защитников птиц верны, необходимо признать, что вид может также подвергаться «чрезмерной защите». Это явно относится к баклану. Теперь это стало чумой, которая угрожает нашим рыбным запасам. Даже если бы все рыбаки и рыболовы полностью перестали ловить рыбу, голод птиц остался бы прежним.
«Это неразумный способ обращения с природными ресурсами, если рыбаки получают только деньги на помощь, чтобы они могли производить птичий корм для бакланов, а не ценную пищу», — сказал Стефан Ягер о проблеме. Он является председателем Баклановой комиссии Немецкой рыболовной ассоциации (DFV).
Хотя Jäger в первую очередь отстаивает интересы профессиональных рыбаков, они совпадают и с нами, рыболовами. Ведь запретить ловлю трески и селедки – это хорошо и правильно. Однако квоты на вылов, запретные периоды и суточные лимиты недостаточны, если есть другой игрок, который не следует этим правилам.
Возвращаясь к российской акватории. Нельзя не отметить тот факт, что эти птицы прямо сейчас образуют колонии поблизости от нагульных, нерестовых бухт. Являющихся резерватом для массовых видов, составляющих основу кормовой базы хищников. Уже сейчас мы отмечаем резкое сокращение плотности популяций плотвы, леща, окуня, краснопёрки. Тех массовых видов, которые обитают в таких местах. По совпадению заметное снижение популяций совпадает с появлением колоний бакланов.
Но в нашем регионе эта проблема пока далека от публичного обсуждения, а сама птица, в сознании далёких от темы людей, кажется важным и ценным представителем животного мира.
Дмитрий Матвеев || Журнал "Pool"
По данным статьи "Kormoran oder Berufsfischer: Wer entnimmt mehr Fisch?", в журнале Blinker
Все фото автора. Первое фото сделано в 2007 году в проливе Бъёркезунд, тогда подловить баклана на таком расстоянии было большой удачей.