Citizen, одна из компаний японской часовой Большой тройки, известна своими удобными, надежными и не слишком дорогими кварцевыми часами, которые она производит вот уже не одно десятилетие. Это знает каждый, кто хоть немного интересуется наручными часами. О том, что эта компания делала до появления кварцевых часов, широкой публике известно значительно меньше, хотя, на мой взгляд, эта продукция заслуживает внимания и уважения не только энтузиастов марки, но и всех любителей механических часов.
Бренд Citizen был зарегистрирован в Швейцарии часовщиком и торговцем Рудольфом Шмидтом в 1918 году для часов, которые он продавал в Японии. Шмидт владел часовой фабрикой Chromis-Cassardes в Невшателе и в 1912 году открыл в Йокогаме завод, где производились часы из швейцарских сборочных комплектов. Импорт швейцарских часов, по причине их дешевизны и высокого качества по сравнению с тогдашними японскими, был перекрыт запретительными ввозными пошлинами, пролоббированными в свое время Кинтаро Хатори, основателем компании Seiko. Часы, же собираемые в Японии из швейцарских компонентов, под запретительные меры не попадали. Шмидт искал местных инвесторов для развития своего часового бизнеса и вскоре нашел их. Одним из его новых партнеров стал Камекиши Ямазаки, основавший Shokosha Watch Reseach Institute для развития национальной часовой промышленности с помощью европейских и американских технологий. Надо сказать, что впоследствии японские инвесторы выкупили бизнес Рудольфа Шмидта вместе с его сборочным предприятием и компания стала полностью японской.
Название Citizen и само совместное часовое предприятие поддержал в 1920-х годах мэр Токио Синпэй Гото в надежде, что когда-нибудь каждый гражданин Японии сможет позволить себе иметь качественные часы. Нечего и говорить, что его надежды полностью сбылись.
В 1924 году Shokosha Watch Reseach Institute вместе с торгово-производственной компанией Шмидта собрали на завезенном им из Швейцарии оборудовании первые карманные часы (Calibre 16) собственного производства под маркой Citizen, один из экземпляров был приобретен для императора Сёва.
В 1930 году партнерами была зарегистрирована как юридическое лицо компания Citizen Watch Co., LTD.
Уже через год новоиспеченная компания представила свои первые наручные часы F type. Часы эти были очень простыми и сравнительно недорогими, они стоили около 6 йен (1,8 $ по тогдашнему курсу). Эта модель, с небольшими изменениями, выпускалась более 25 лет, до 1959 года.
Что бы ни говорилось на официальном сайте компании, именно 1931 год нужно считать годом рождения часов Citizen.
В оставшиеся до войны годы компания активно развивала производство и выпускала несложные, массовые, но качественные наручные часы на трех основных калибрах: F Type, K Type и L Type (два последних - калибры для женских часов).
Так как Рудольф Шмидт в те годы параллельно занимался еще импортом и продажей швейцарских часов Mido, модели Citizen тех лет полностью копировали их дизайн и конструкцию.
Маленькая секундная стрелка, ручной завод, 18000 колебаний в час, от 8 до 17 камней… Никаких усложнений, корпус не защищен ни от пыли, ни от влаги. Противоударная система защиты баланса появилась на F Type лишь в 1944 году, несмотря на частые местные землетрясения. Кстати, она тогда так и называлась: устройство защиты от землетрясений.
В конце 1930-х годов компания производила уже столько часов, что смогла продавать их в соседние страны – Китай, Вьетнам и пр.
Война мобилизует все ресурсы воюющей страны и с 1941 по 1945 гг. Citizen производили карманные и наручные часы для армии и флота, морские хронометры и компоненты тонкой механики для военных нужд.
Японские военные часы по дизайну и конструкции ничем не отличались от военных часов других участников мирового конфликта – немецких, британских, американских и нейтральных (и поэтому имевшихся у всех сторон) швейцарских. Они были простыми, неприхотливыми, легко читаемыми и недорогими.
Война не пощадила часовую промышленность Японии, она была разрушена, как и вся экономика. Но, в отличии, например, от Германии, японцам удалось, не без помощи американцев, быстро ее реанимировать.
В послевоенные годы было не до инноваций, зато выпуск несложных часов уже к концу 1940-х годов превысил довоенный уровень производства, и компания восстановила свой импорт в страны Юго-восточной Азии.
Если же брать инженерный аспект часового дела, то японцы заметно отставали от остальных участников мирового рынка. Центральная секундная стрелка появилась в часах Citizen только в 1950 году, противоударная система Parashock – в 1951 году, календарь – в 1952 году, брызгозащита корпуса – в 1953 году, автоматический завод – в 1958 году, водонепроницаемый корпус – лишь в 1959 году.
В 1960 году Citizen заключили торговое соглашение с американской Bulova Watch Company. Не знаю деталей этого союза, но он явно подстегнул японскую компанию. 1960 годы стали для Citizen десятилетием успеха. Все самые интересные механические часы компании родом из этого времени.
Именно в 1960 году на циферблатах вместо накладной буквы C и напечатанной под ней надписи Citizen появился нынешний накладной металлический логотип. С этого же года компания ввела существующую до сих пор систему серийных номеров, по которой можно легко определить год и месяц выпуска любых часов.
В это десятилетие инженеры компании разработали и внедрили десятки новых калибров - небывалое количество! Когда смотришь на винтажные часы Citizen 1960-х и начала 1970-х годов, поражаешься обилию моделей и их дизайну. Функциональная сложность часов не дотягивает до швейцарских – из усложнений лишь будильники, календари и хронографы с ручным заводом, но зато какие затейливые механизмы в затейливых корпусах!
Модели с механизмами Hi-beat с частотой 28800 и 36000 колебаний в час, дайверы с механизмами в 39 камней и периферийным ротором, fly-back хронографы c двойным календарем, хронометры-рекордсмены…
Таких механических изысков не встретишь у ближайшего местного конкурента – Seiko (если Seiko тогда предлагали всего две модели дайверов, то Citizen выпускал больше десяти моделей и с самыми разнообразными механизмами). Поистине, эти годы были временем механического расцвета бренда.
Вот несколько лучших калибров Citizen тех лет:
Калибр 5250 (1967 год, автоматический, 35 камней, 18000 колебаний в час) устанавливался в самую дорогую на тот момент модель Chrono master Superior Chronometer Special Auto Day Date (39000 йен или 340$, для сравнения: Rolex Submariner 5512 стоил в 1967 году 210$).
Калибр 7750 (1971 год, автоматический, 31 камень, 36000 колебаний в час) устанавливался в самые верхние модели марки начала 1970-х, такие как Leopard и так же в знаменитые Glorious.
Калибр 1150 (1963 год, автоматический, 39 камней, периферийный ротор, 18000 колебаний в час) устанавливался в линейку Jet (Super Jet Autodater, Super Jet 3 stars).
Калибр P/0400 (1962 год, ручной, 31 камень, 18000 колебаний в час) был предназначен для одной единственной модели - Chronometer (1962-1968 гг.) - ответ Citizen на появление Grand Seiko.
Интересен также и первый электромеханический калибр 0801 (1966 год, 25 камней, 18000 колебаний в час), с электронным регулятором колеса баланса, устанавливался в модели X8 Cosmotron (29000 йен или 255$, для сравнения Rolex GMT-Master 1675 стоил в 1966 году 220$).
А дальше… Дальше начались 1970-е, изменившие мировую часовую промышленность до неузнаваемости.
Для Citizen, хотя компания и не участвовала в кварцевой гонке, появление электронной новинки не стало неожиданностью. Еще в 1966 году ее инженерами были созданы первые японские электромеханические наручные часы «X8». Эти часы производились вплоть до появления первых в Японии кварцевых часов с шаговым мотором в 1974 году (Caliber Citizen 8600EX).
Оказавшись на электронно-механической развилке, Citizen, в отличие от многих других крупных часовых компаний, сделали свой выбор быстро и без колебаний. Не собираясь «сидеть на двух стульях», компания сосредоточила все свое внимание и ресурсы на электронных, кварцевых часах – «часах будущего» - и всевозможных новых технологиях для их дальнейшего развития. Новая стратегия не предусматривала не только новых разработок механических калибров, но и сохранения уже созданного. Компания все же не отказалась от механики полностью, оставив в производстве низший массовый и дешевый продукт (20$-50$) для бедных, но многочисленных потребителей азиатского рынка, традиционно ориентированных на механические часы.
Когда смотришь на механическое великолепие 1960-х, невольно задаешься вопросом – а правильный ли выбор был сделан компанией? Каких высот в строительстве продвинутых механических часов могли добиться инженеры Citizen и сколько возможностей было упущено за эти годы?
Ответ очевиден.
Все те ручные и автоматические калибры, сложные и точные, которые перестали выпускать в 1971-1974 гг., конечно, жалко. Но Citizen Watch LTD сегодня производит до 20% всех кварцевых часов и владеет крупнейшей в мире компанией по производству часовых механизмов (Miyota) – овчинка стоила выделки!