Эти мелодии звучат не только на сценах мировых театров, но и на «большом льду». Какая балетная музыка принесла спортсменам медали в фигурном катании?
«Кармен» в исполнении Татьяны Навки и Романа Костомарова
Для олимпийского сезона-2006 тренер Александр Жулин поставил для танцоров на льду один из самых узнаваемых номеров. Спортсмены выходили на лед в образах жгучей Кармен и мужественного тореадора под музыку Жоржа Бизе.
За хореографию номера отвечала чемпионка мира по художественной гимнастике Татьяна Дручинина. А Татьяна Навка однажды призналась, что в процессе подготовки вдохновлялась образом балерины Майи Плисецкой.
Именно «Кармен» принесла российской паре спортсменов победу на Олимпиаде 2006 года в Турине. Работа получила высокую оценку судей и профессиональных критиков: Навка и Костомаров сумели перенести на лед плавность и выразительность, характерную больше для паркета или сцены, чем для льда.
«Лебединое озеро» в исполнении Елены Ильиных и Никиты Кацалапова
Программа на музыку Петра Ильича Чайковского из балета «Лебединое озеро» принесла российской танцевальной паре медали на домашних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. В командном зачете они тогда взяли первое место, а в личном оказались на третьем. Образы фигуристов напоминают Черного лебедя из классической балетной постановки: партнер в черном костюме, а партнерша — в расшитом черном платье, напоминающем балетную пачку. Однажды Елена Ильиных намекнула, что в работе над постановкой принимал участие «один человек из Большого театра»:
«Это очень известный хореограф, принимавший участие в создании многих выдающихся балетных спектаклей. Все, чему он нас научил, вы увидите в произвольном танце».
Олимпийский прокат этой программы получился по-настоящему историческим: паре рукоплескали зрители, и бронза в личном зачете была взята уверенно. Вскоре после этого танцевальная пара распалась, так что выступление под балетную музыку Чайковского можно назвать лебединой песней этого дуэта.
«Жар-птица» в исполнении Анны Щербаковой
Произвольную программу 2020 года фигуристка исполняла под музыку Игоря Стравинского из балета «Жар-птица» и сочинение французского композитора Эрика Сати «Гносиана №1». Яркий сказочный образ стал вызовом для спортсменки и неожиданностью для ее болельщиков, которые до этого привыкли видеть Щербакову в лиричных и романтичных образах. Экспрессию номера подчеркивал костюм, который из фиолетово-синего вдруг становился ярко-алым с имитацией блестящего оперения и будто пламенеющим подолом. Вслед за музыкой балерина начинала с неторопливого и плавного катания, чтобы к кульминации набрать темп и максимально усилить экспрессию техническими элементами.
Кстати, балетная эстетика близка и другим российским фигуристкам из команды тренера Этери Тутберидзе. С ее воспитанницами долгое время занималась бывшая артистка балета Большого театра Людмила Шалашова: она участвовала в подготовке номеров для спортсменов и обучала их характерным балетным па.
«Щелкунчик» в исполнении Михаила Коляды
Историю отважного Щелкунчика на льду показывали многие поколения фигуристов, востребована она и по сей день. Музыкальным сопровождением для короткой программы российского фигуриста в 2021 году стал отрывок из балета Петра Ильича Чайковского. По словам Михаила Коляды, «Щелкунчика» для этого номера выбрал он сам, а тренер — Алексей Мишин — поддержал это предложение. Также в постановке принимал участие Илья Авербух. О своем образе на льду фигурист рассказывал так:
«Есть история о том, что я изначально деревянный, потом в процессе превращаюсь в принца, а в конце опять закрываюсь. Здесь как бы идет двойная хореография, если так можно выразиться. Немножко деревянного, немного пластичного».
В этом номере Коляда представал в классическом образе героя гофмановской сказки: красный мундир с золотой вышивкой, темно-синие брюки с красными лацканами и белоснежные перчатки. Увы, показать «Щелкунчика» на Олимпиаде в Пекине спортсмену не удалось: буквально перед поездкой он получил положительный тест на COVID-19 и не смог присоединиться к сборной.
«Болеро» в исполнении Евгения Плющенко и Камилы Валиевой
Под легендарную композицию Мориса Равеля на лед в самых крупных мировых соревнованиях выходили многие фигуристы. Через несколько лет это произведение, написанное для балерины Иды Рубинштейн, отметит свое 100-летие. Из российских спортсменов испанский танец увековечили Евгений Плющенко и Камила Валеева. В 2001 году 18-летний Плющенко выиграл с короткой программой под эту музыку чемпионат мира, а Камила Валиева восхищает своими блестящими прокатами судей и зрителей в сезоне 2021-2022. По словам тренера молодой спортсменки Этери Тутберидзе, Камила «смогла показать достойнейшее “Болеро”». Хореография и пластика фигуристки в этой программе напоминают движения ярчайших звезд балета, танцевавших под музыку Равеля в разное время, — Майи Плисецкой, Сильви Гиллем, Дианы Вишневой.
Понравилась статья? Читайте также:
— Музыкальные клипы с балетными сюжетами
— 5 ледовых шоу с балетными «цитатами»
Больше статей о балете, культуре и искусстве у нас на сайте, переходите ↓