8 февраля исполнилось 96 лет со дня рождения Миры Рединой — исполнительницы главной роли в фильме «Солистка балета», создавшей на экране чистый образ подлинного таланта, красоты и любви. После выхода фильма артистка получила заманчивые предложения о работе, но проигнорировала их и продолжила служить в родном театре. Что же происходило в жизни Миры Рединой и что заставило отказаться от славы?
Как судьба развела Миру и Майю
Путь Миры Рединой начался в Московском хореографическом училище в классе Елизаветы Гердт, где училась и Майя Плисецкая. Майя окончила школу и поступила в театр в 1943 году, а Мира — в 44-м. Почему одноклассницы выпустились в разные годы?
Во времена военного лихолетья в учебных заведениях страны была полная неразбериха, и это совсем не удивительно: в таких обстоятельствах удивлял сам факт продолжения учебных занятий. Московское хореографическое училище сразу после начала войны было эвакуировано в Васильсурск Горьковской области. Несмотря на то что учащихся привлекали к общественным работам, в тылу условия для продолжения обучения были более благоприятными: из Москвы привезли балетную обувь, костюмы, столовые приборы, одеяла и подушки. Мира Редина была эвакуирована вместе с училищем и продолжала обучение под присмотром педагогов.
Семья Плисецкой после начала войны уехала в Свердловск, и там юная Майя прекратила занятия балетом. В 1942 году Плисецкая узнала, что Большой театр возобновил работу, поэтому решила вернуться в Москву. Там спустя год Майя Плисецкая выпустилась по классу Марии Леонтьевой и присоединилась к труппе Большого. Каким образом было завершено обучение, история умалчивает, но стоит учесть факт, что Майе позволили поступить в училище на год раньше, что противоречило правилам того времени.
Мира Редина выпустилась на год позже по классу Марии Кожуховой и стала артисткой Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Не сцена, а кино
Московский Театр Станиславского и Немировича-Данченко основан в 1941 году после объединения Оперной студии и Музыкальной студии Московского художественного театра. Во время войны театр не был эвакуирован и продолжал работу над новыми постановками, поэтому после окончания военных действий театру нужны были артисты. Так, в одном из первых наборов оказалась и выпускница Московского хореографического училища Мира Редина.
Молодая артистка постепенно набирала репертуар и скоро стала ведущей солисткой театра. Начало карьеры Рединой совпало со съемками в фильме «Солистка балета», где балерина исполнила главную роль: «Мне не надо было перевоплощаться — я играла самое себя», — признавалась Мира Евгеньевна. Артистке была очень интересна эта работа, кроме того, съемки проходили в Ленинграде, где Рединой еще не довелось побывать. Несмотря на критику профессионалов, успех фильма у зрителей был ошеломительным.
Личная трагедия вместо карьеры
Казалось бы, настолько удачное стечение обстоятельств позволяло сделать головокружительную карьеру, направив свою популярность в нужное русло. После выхода фильма Миру Редину приглашали не только сниматься в других фильмах, но и работать в труппе Кировского театра. Но артистка отклонила все приглашения и осталась в родном театре.
«Слава — это иллюзия молодости. Конечно, приятно, когда тебя узнают, когда выходишь на сцену под аплодисменты, предназначенные лично тебе. Но я не могу сказать, что у меня была жажда этого. И еще, танец для меня в некотором роде — анестезия», — говорила Мира Редина. От чего балерину спасал танец?
В 1948 году Мира Редина вышла замуж, долго не решалась завести ребенка и продолжала работать в театре. Спустя почти 10 лет брака балерина узнала, что ждёт ребёнка. К сожалению, у пары родился сын, который был неизлечимо болен: ему нужно было лечение и постоянный уход.
Мира Редина продолжала танцевать в театре, но теперь танец сопровождался не радостью и счастьем, а щемящей болью и бесконечной тревогой. Пока Мира Евгеньевна работала, за сыном ухаживала няня — самый близкий их семье человек. Супруги не решились на второго ребенка, чтобы отдавать все силы Евгению. Мира Редина ушла со сцены в 1965 году и стала преподавать хореографию в московских школах фигурного катания. И конечно, теперь балерина посвящала Евгению намного больше времени. Сын дожил до 33-х лет.
Пока была возможность, Мира Редина искала утешение в работе над балетами: «Выразить себя я могла только в танце. И потом, когда ты учишь партию долго-долго, — это не только тяжкий труд, это еще и несравнимое ни с чем чувство полета», — говорила Редина. На протяжении долгих 20 лет в театре балерину терзали муки совести: она разрывалась между желанием танцевать и посвятить жизнь сыну. Редина очень любила балет и театр: «У меня и сейчас, когда прихожу туда и вдыхаю запах закулисной пыли, сердце щемит», — вспоминала балерина. Пик карьеры Миры Рединой пришёлся на непростое советское время, когда нужно было держаться за стабильность. Возможно, именно страх перед будущим, а также скромность и нерешительность не позволили балерине принять заманчивые предложения сразу после выхода фильма. А потом было поздно: личная трагедия заставила навсегда остаться в Москве, в родном театре, чтобы уделять больше времени семье и сыну.