Найти в Дзене

Как преодолеть писательский блок

Прокрастинация или творческий кризис вполне естественны. В них нет ничего предосудительного. Все сталкивались с такой проблемой. И знаменитые писатели не исключение. Благодаря их опыту мы можем понять как совладать с этим удручающим состоянием и попытаться его подчинить.

Однажды Гюго не мог взять себя в руки, чтобы начать писать. Что он сделал? Выкинул всю свою одежду. Все, что он себе оставил - халат. Ему было не в чем выходить "на люди", и целыми днями он сидел и писал.

Одна из причин - повышенная самокритичность, боязнь сделать все неправильно. Но без ошибок не обойтись. Книгу не написать, не испачкавшись в чернилах . Это очевидно.

Писатели пишущие быстро обычно много раз переписывают свои работы, уже после того, как их закончили. Медленно работающие авторы стараются писать сразу хорошо, обдумывая каждое слово еще до того, как его напишут.
Писатели пишущие быстро обычно много раз переписывают свои работы, уже после того, как их закончили. Медленно работающие авторы стараются писать сразу хорошо, обдумывая каждое слово еще до того, как его напишут.

А вот что об этом говорит американская писательница научно-популярной литературы, Энн Ламотт:

«Не бойтесь отвратительных набросков. Читая книгу Стивена Кинга, Чарльза Буковски или Сэлинджера, вы думаете, что такие истории получаются у них с первого раза. Это не так. У всех хороших писателей бывают первые отвратительные наброски. А потом вторые, третьи, четвёртые. Затем приходит очередь сносного черновика, и лишь после него получается что-то толковое. Почти всем, даже великим писателям, творчество даётся нелегко. И единственный способ начать писать — это набросать слабый, отвратительный черновик».
Энн Ламотт
Энн Ламотт

Другая возможная причина - в неправильном тайм-менеджменте. Часто случается, что мы делаем сначала срочные дела, а на остальные, к которым можно отнести, например, написание романа (оно ведь точно не срочное) не остается времени. Ошибка в том, что мы путаем срочное с важным. Срочное - не значит важное и не всегда обязательное. Тогда как дела важные и обязательные должны иметь больший приоритет и, значит, выполняться нами не зависимо от их объема и срочности, потому что согласно принципу Парето они входят в те самые 20% усилий, дающих 80% результата. Разбейте вашу задачу на части, без труда выполнимые ежедневно, и, в любом случае, через некоторое время вы достигните результата.

Схема, позволяющая выстроить дела по приоритету.
Схема, позволяющая выстроить дела по приоритету.

В большинстве случаев написание романа находится в квадранте 2 (если вы не ограничены дедлайном), но путается нами с расположением в квадранте 4 (самыми бесполезными делами, которые ни к чему не приводят). Большую часть времени следует тратить на дела из К1 и К2, тогда как прокрастинаторы тратят почти все свое время на дела из К3 и К4, поэтому несмотря на постоянную занятость, чувствуют себя неудовлетворенными и несчастными.

Дарья Донцова может кому-то не нравиться, но ее продуктивности могут позавидовать 99,9% авторов, так как автор претендует на регистрацию в Книге рекордов Гиннесса, как писатель детективных романов, написавший 100 романов за 10 лет.
Дарья Донцова может кому-то не нравиться, но ее продуктивности могут позавидовать 99,9% авторов, так как автор претендует на регистрацию в Книге рекордов Гиннесса, как писатель детективных романов, написавший 100 романов за 10 лет.

Для вырабатывания привычки, получения удовлетворения от продвижения вперед еще на один шаг и успешного выполнения плана попробуйте установить ограничение по количеству слов, которое вы должны написать в день или объему времени, которое должны тратить на письмо в сутки. Это поможет вам никогда не останавливаться в стремлении писать и всегда достигать поставленных задач. Важно выбрать такую норму, которая не будет для вас слишком легкой или слишком тяжелой. По такому пути пошли организаторы акции "Международный месяц написания романа" (National Novel Writing Month - NaNoWriMo), которая проходит ежегодно в течение ноября. Авторам предлагается за месяц написать книгу объемом в 50 тыс. слов. Сайт акции: https://nanowrimo.org/

Наш опыт участия в акции National Novel Writing Month
Наш опыт участия в акции National Novel Writing Month

Секрет успешной и продуктивной работы состоит не в ударных темпах, а всего лишь в ее регулярности. Уделяйте письму каждый день. Пусть это будет даже пятнадцать минут в день. Пишите систематически. Вы не заметите как это войдет в привычку, не будет доставлять вам неудобства. Беспокойство уйдет, потому что вы будете знать, что пишите постоянно и почти ничто не может остановить этот процесс.

Давайте посчитаем сколько нужно писать в день, чтобы за год написать тонкую книжку объемом в 10 авторских листов. (Не все издательства принимают такой объем, но иногда можно встретить эту цифру как минимальное требование). 10 * 40 000 знаков = 400 000 знаков/365 дней в году = 1096 знаков в день - это 1/3 листа в MSWord при стандартных параметрах - около одного абзаца!
Давайте посчитаем сколько нужно писать в день, чтобы за год написать тонкую книжку объемом в 10 авторских листов. (Не все издательства принимают такой объем, но иногда можно встретить эту цифру как минимальное требование). 10 * 40 000 знаков = 400 000 знаков/365 дней в году = 1096 знаков в день - это 1/3 листа в MSWord при стандартных параметрах - около одного абзаца!

Не забывайте давать себе отдохнуть, полностью отвлекаясь от мыслей о вашей книге. Во время отдыха мозг закрепляет навыки, чего не может сделать пока работает. Для этого и существуют большие и малые перерывы: каникулы, отпуски, выходные, рекомендуемые работникам десяти-пятнадцатиминутные перерывы. Если мы распланируем работу идеально равномерно, монотонно, это будет гораздо менее эффективно. В писательской работе, как и в любой другой деятельности добиться успеха помогает ритм.

Еще один действенный способ - писательская резиденция - это место, часто довольно уединенное и тихое, обычно расположенное в сельской местности, где писатель может отвлечься от городской суеты, семьи, бытовых забот и другой работы, для того, чтобы сосредоточиться и провести творческий отпуск с максимальной пользой - за написанием текста. Обычно в гостиницах такого типа вашими соседями будут другие писатели или художники. Длительность пребывания может занимать от двух недель до нескольких месяцев. Вы можете забронировать место платно или же попытаться выиграть его, пройдя конкурсный отбор среди кандидатов.

Так выглядит одна из резиденций для творческого отпуска.
Так выглядит одна из резиденций для творческого отпуска.

Такая мера - совсем не барские замашки, как может показаться на первый взгляд. Для писателя как и для представителя любой другой профессии важны условия работы. Послушайте, что на эту тему говорит Борис Акунин:

Перед началом работы "Я обязательно должен 5-10 минут послушать хорошую музыку, чтобы настроиться на правильный рабочий лад". Только после этого начинаю писать.
Борис Акунин
Борис Акунин

Подумайте и вы над тем, какие условия могут улучшить вашу работу и старайтесь использовать их всякий раз, когда пишите, тогда и процесс начала письма не будет казаться трудным и тяготить вас. Вы будете быстро включаться и не заметите как это начнет происходить автоматически, практически на рефлекторном уровне.

И последнее, самое важное. Профессиональным писателем вас сделает только отношение к писательству как к профессии: ежедневная работа, введение письма в привычку. Постоянная готовность позволит не упустить творческих озарений и удачного настроения, ожидая которых, вы обесцениваете ту часть работы, которая приносит пользу и без вдохновения, ту механическую систематическую рутину, которая позволит наработать опыт, развить навыки и понять, что не всегда вдохновение первично, не всегда нужно под него подстраиваться, иногда все происходит ровно наоборот - вдохновение появляется после начала работы и вы его уже не упустите, а разовьете и подчините. Поэтому к писательству следует относиться не как к достижению, а как к стилю жизни, как к процессу. Быть писателем - это не результат и не точка, это - процесс письма, это - путь.

Слова Жюля Верна о своей работе.
Слова Жюля Верна о своей работе.

А если вам нужен хороший стимул, вдохновение или расширение познаний об эффективности работы писателя, советуем записаться на наш Курс писательского мастерства от Литературного объединения "ISPRAVLYAY", где мы научим вас писать любые художественные произведения в прозе, выстраивать нетривиальный сюжет, создавать «живых» персонажей, писать красиво, работать с текстом и его продвижением.

Узнать больше о Курсе писательского мастерства.

© Денис Штаев

© Литературное объединение ISPRAVLYAY