Те уважаемые читатели этого скромного дзен-канала, которые следят за редкими выпусками местных дзен-статей, скорее всего недавно видели в комментариях грустные цифры динамики численности ойратского народа. Задумавшись с точки зрения ойратского мужчины о факторах роста количества ойратов в прошлом, настоящем и конечно же, в будущем, Автор решил сделать несколько дзен-статей. Начнем с оды нашим ойратским девушкам и женщинам, к сожалению в немного невеселом контексте.
Цитируем Егора Петровича Ковалевского - "Странствователь по суше и морям". Кстати, про Ковалевского отметим, что он много занимался Джунгарией (как географическим регионом), в середине 19 века являлся руководителем Азиатского департамента Министерства иностранных дел Российской империи.
К «белой кости» принадлежат все те, которые ведут свое поколение от Чингиса. Они именуются султанами. Это аристократия степи. Султаны, особенно дочери их, избегают родственных связей с плебеями, пользуются некоторыми наружными почестями и только, – если личными своими достоинствами не заслужили доверия в народе. Прежде, когда были ханы в Киргизской степи, султаны по преимуществу пользовались правом избирательства в ханское достоинство. Теперь русское правительство вверяет им разные должности, и только выбранных «белой кости» утверждает султанами-правителями, заменившими ханов в Орде; оно даровало им некоторые особенные права и вообще оказывает им отличие перед народом. Число султанов невелико.
Жена – калмычка составляет предмет пламенных желаний всякого среднеазийского магометанина, и народ должен был нередко отказываться от этой добычи в пользу султанов, тем более, что калмычки, по его понятию, улучшают породу «белой кости»...
И еще вот такая история, написанная основоположником современной казахской литературы, государственным деятелем Казахстана Сакеном Сейфоллаевичем Сейфуллиным (ссылка на цитируемый текст из поэмы "Кокшетау" будет в прикрепленных комментариях):
Однажды хан Абылай вернулся в Боровое из столь удачного похода с большой добычей. Остановившись на одной высокой скале, справедливо распределил трофеи между своими людьми, им всего досталось сполна. Несмотря на то, что каждому отдал свою долю, между солдатами разгорелась нескончаемая ссора.
Поводом для спора стала красавица-калмычка, попавшая в плен во время похода. Ситуация ухудшалось, хан взял пленницу и крикнул: «Красавица! Вот все мои храбрые солдаты стоят перед тобой. Каждый достоин тебя, поэтому сегодня я оказываю тебе огромное почтение и даю право выбрать самой супруга!».
Словно хрупкая дитя, девушка подняла бездонные черные глаза, выпрямилась и сказала: «Великий хан, спасибо вам за оказанное почтение! Если у меня есть выбор, пусть им будет самый уважаемый мужчина. Пусть мой белый платок висит на вершине того блестящего камня. Чья стрела долетит до платка, за того я выйду замуж». Джигиты, устремившись выполнить приказ хана, обматав веревкой себя установили платок на вершине высоты. Смелая девушка попросила разрешения у хана, чтобы наблюдать засоревнованием из вершины горы. Возбужденные солдаты пускали свои стрелы одну за другой в небо, но ни один из них не достиг своей цели. Девушка, потерявшая землю, возлюбленного, бросилась с вершины горного утеса в воды голубого залива озера Аулиеколь. С тех пор в народе эту легендарную вершину назвали «Окжетпес».
Видение этой истории с другого казахстанского сайта (ссылка тоже будет в прикрепленных комментариях):
Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.
Мы же с точки зрения ойратов 21-го века отметим, что для противника ойратов той эпохи ойратские женщины были, судя по таким сообщениям, довольно редким и ценным "трофеем", а для нашего народа они являлись основным фактором демографического роста - действительно, в источниках мало сообщений о заинтересованности ойратов в женщинах других народов, разве что в черкесских красавицах. Но тут можно отметить, что в мире тогда (на исходе Средневековья и начале Нового времени) вообще было стойкое мнение о красивости черкешенок и грузинок (крайне котировались в Отоманской империи и в Персии, в Средиземнорье и Восточной Европе, с ними, по всей видимости, были во многом солидарны и ойраты на Волге). Соответственно, в Китае и Корее, по некоторым сообщениям, больше всего ценились маньчжурки, а на пространстве Великой Степи от Дона до Алтая и в Средней Азии, судя по литературным и историческим источникам, выше всех ценились ойратские девушки.