Все 30 лет независимости власти пытаются стереть с карт городов и поселков имена выдающихся людей прошлых лет. Вот и с именами героев нашего сегодняшнего рассказа пытались поступить так же. Не вышло… Эти два здания уже много лет стоят по соседству прямо в центре города. Они уже давно превратились в настоящие, исторические топонимы города. И частенько можно стать невольным свидетелем разговора, один из которых довелось случайно услышать мне. Разговаривали в автобусе двое довольно в возрасте мужиков, явно дедушки. Один говорит: - Я учился в Боровского! Второй в ответ: - А я лечился в Федоровича! Кто же эти два человека, фамилии которых с нескрываемой гордостью произносили собеседники? Тем более, что многие из горожан, называя эти топонимы, могут попросту не знать, о чем говорят сами. Давайте разбираться…
Клиника Федоровича, фото 50-х Есть в нашем городе небольшая, тихая улочка, заполняемая по утрам легковыми машинами. Их хозяева, пользуясь практически полным отсутствием движения, используют ее как автостоянку. Некогда она называлась Ремесленной, затем носила имя одного из наших героев, а ныне это – проезд Шахрисябз. Именно здесь не так давно находился медицинский колледж, носивший имя видного ученого, прекрасного врача, превосходного бактериолога – Петра Фокича Боровского. Родился он в далеком 1863-м году, 27 мая (по новому стилю – это 8 июня) далеко на западе - в местечке Погар Черниговской губернии. Ныне это – территория Украины. О детских годах его жизни нам мало что известно. Скажем просто – ему удалось поступить в Киевский университет, а по его окончании продолжить учебу в Военно-Медицинской академии, что и поныне готовит врачей в Ленинграде. Как и многие другие ее выпускники, молодой врач получает назначение на восток – в Туркестан. Приехав в наш край, недавний выпускник ВМА был даже не удивлен, а поражен тем, что он увидел. Руки и лица многих местных жителей были покрыты непонятными язвами или характерными рубцами. Накатывали эпидемии различных болезней – холера, чума, не редок был и тиф. О таких, присущих нашим местам, заболеваниях, дипломированный врач и слыхом не слыхивал. И, тем не менее, действительность не испугала молодого человека, и он со всей присущей ему энергией взялся за изучение неизведанного.
Современное фото клиники Федоровича Вместе с другими сотрудниками ташкентского военного госпиталя он долго искал причины возникновения так называемой пендинской язвы. Эта зараза умудрилась даже получить собственное имя по имени туркменского поселка Пенде. В этой сложной работе Петру Фокичу «помогал» единственный на то время в крае микроскоп, сделанный в Германии, на фирме Карла Цейсса. И через пять лет, прямо сказать, героических усилий, множества длительных «путешествий» в опасные места Туркестана врач сумел обнаружить тот самый вирус, который портил красоту женщин, с которыми Петру Боровскому приходилось сталкиваться в повседневной жизни. Официально болезнь получила название «кожного лейшманиоза», по имени врача – англичанина Лейшмана, который также изучал эту проблему. В будущем Петром Боровским и его коллегами было найдено и противоядие относительно этой болезни, разновидность которой приводила обычно к смерти заболевшего. Уже за одно это открытие Петру Фокичу можно было поставить памятник при жизни. Но еще немало пришлось ему потрудиться на ниве здравоохранения, хотя его успех уже стал известен всему медицинскому сообществу далеко за пределами страны.
Хирург «божьей милостью», П.Ф. Боровский с самого своего приезда был назначен заведующим бактериологической лабораторией при военном госпитале, что и дала ему хорошую материальную базу при проведении различных исследований. Долгие восемнадцать лет он стоял у ее руля, работая бок о бок со своими коллегами на благо нашего края, да и, что уж мелочиться – всего мира. Ведь ту самую «пендинку» обнаружили и в Северной Африке. В 1910-м году Петр Фокич покидает должность заведующего лабораторией и становится хирургом в больнице, принадлежавшей обществу Красного Креста и Красного Полумесяца. Но он успевает заниматься продолжением исследований причин различных заболеваний. После принятия решения об организации Ташкентского университета, П.Ф. Боровский принимает участие в организации медицинского факультета, на базе которого впоследствии и был создан старый добрый ТашМИ, ныне часть ташкентской медицинской академии.
С 1920-го года и до последних дней своей жизни заслуженный врач заведовал кафедрой госпитальной хирургии, по праву получив ученую степень профессора. И, естественно, сам продолжал проводить такие операции, за которые не решались взяться более молодые врачи. За его заслуги в области хирургии, онкологии и тропической медицины Петру Федоровичу Боровскому было присвоено звание Героя Труда, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А та самая лаборатория, которой Петр Фокич руководил много лет, точнее, ее здание, и по сию пору красуется на улице Кафанова, неподалеку от Свято-Успенского кафедрального собора.
С Мстиславом же Марковичем Федоровичем, который был, несомненно, выдающимся врачом, много лет работавшим на благо жителей нашей Республики, связана какая-то загадочная история. Расскажем?
Начну с того, что в официальной биографии врача год рождения указан 1880-й. На памятнике же, что стоит на его могиле, на кладбище Боткина – 1882-й…
1910-й год – в наш город по приглашению заведующего городской больницей, коим был Яков Магнетштейн, приезжает обрусевший поляк, врач-невролог Мстислав Маркович Федорович. Здесь тоже очень интересный факт. Дело в том, что Мстислав Маркович в 1910-м году числился младшим врачом 187-го Аварского пехотного полка, квартировавшего в городе Царицын (современный Волгоград), в то время входивший в территорию Саратовской губернии. То есть, проходил службу младшим офицером по военно-санитарному ведомству (в те времена). И уволили его в запас 2-го декабря 1912-го года, а, стало быть, ранее 1913-го года уважаемый доктор вряд ли мог приехать к нам в Ташкент. Загадка какая-то, да и только…
После своего прибытия в наш город Мстислав Маркович начинает заниматься физиотерапевтическими методами лечения, по-видимому, многое переняв у маститых старожилов Туркестана – братьев Слоним. Два брата – Моисей и Соломон Ильичи были, пожалуй, вместе с Валентином Феликсовичем Ясенецким – Войно, наиболее известными врачами первых лет прошлого века в нашей столице. Таким образом, новый врач вливается в когорту своих, уже прославленных, коллег, отдавая всего себя на пользу людям. Прошло немало лет, прежде чем по инициативе Мстислава Марковича руководство республики принимает решение о строительстве здания специализированной клиники – физиотерапевтическом санатории – лечебницы. Ее строительство шло под непосредственным наблюдением талантливого врача.
Петр Фокич Боровский В далеком 1926-м году она была сдана в эксплуатацию, и Мстислава Марковича назначают на пост главного врача новой лечебного учреждения, который он занимал почти сорок лет – до самого своего ухода из жизни в 1954-м году. За свой долголетний и действительно плодотворный труд Мстислав Маркович был удостоен высокого звания «Герой Социалистического Труда» с вручением Ордена Ленина и Золотой Звезды.
Примечательный факт – все, кто проходил лечение в этой клинике, говорили об этом факте коротко – «у Федоровича», хотя санаторий в те годы носил совсем другое, политизированное, название. Примечательно и другое – и сам санаторий, и первая городская больница, и тот самый, в недавнем прошлом – колледж Боровского, находятся на расстоянии, что называется – рукой подать – счет идет всего-то на десятки метров.
В 1996-м, в юбилейный год создания клиники ей официально было присвоено название «имени М.М. Федоровича», а в 2005-м внешность главного здания сильно изменилась. Но все дело в том, что и поныне это известное лечебное заведение выполняет свою главную функцию – помогает гражданам нашей страны вернуть пошатнувшееся здоровье.