Хваст))) потому что серьезных научных альманахов сейчас практически не осталось, и печататься в одном из них - большая удача.
В Издательство и Журнал "Сказка и Миф" вышел 6ой номер сборника "Сказка и миф".
Какое там содержание!!!
Купить сборник можно на сайте издательства.
А пока - небольшая отрывок из моей статьи "Руны и вербальная магия":
ОБ ОДИНЕ, ШАМАНИЗМЕ И «БАБОПОДОБНОСТИ» ВСЕОТЦА
Мирче Элиаде писал, что «как и все остальные народы, индоевропейцы имели своих магов и экстатиков. Как и везде, эти маги и экстатики выполняли четко определенную функцию в комплексе магико-религиозной жизни общества. Кроме того, как маг, так и экстатик иногда ориентировались на мифическую модель: например, в Варуне видели «Великого Мага», а в Одине (кроме многих других особенностей) - экстатика особого рода».
В культе Одина есть несомненные черты шаманизма.
Для того чтобы познать руны, Один провисел на мировом ясене Иггдрасиль девять дней и девять ночей. Некоторые германисты видели в этом обряд посвящения.
Отто Хофлер сравнивал этот германский обряд с обрядом сибирских шаманов - обрядом инициационного влезания на дерево.
Само название Иггдрасиля переводят как «скакун Игга», а Игг - одно из имен Одина. В северной традиции виселица также называется «конем висельника», а, как мы помним, Один - бог повешенных.
У скакуна Одина - Слейпнира - восемь ног, точно так же, как и «шаманских лошадок». М. Элиаде писал, что восьминогий конь - типично шаманский атрибут.
Так, в бурятской легенде молодая женщина берет (при живом первом муже) вторым мужем духа-предка шамана, и в результате этого мистического брака одна из ее лошадей приносит восьминогого жеребенка. Земной муж отрубает ему четыре ноги. Женщина кричит: «О, как ты мог это сделать! Ведь это был мой шаманский конь!» - и улетает от земного мужа в другую деревню, а позже становится духом-покровителем бурятов.
Хофлер считает, что Слейпнир, вероятно, является мифическим архетипом многоного «коня на шесте» (если мы вспомним древесный нид скальдов - жердь с насажанной головой кобылы, - то связь скальдического магического искусства с шаманизмом будет вполне вероятна), исполняющего тайную роль в тайном культе мужских сообществ.
Из северных мифов становится видно, что и у Локи, как и у Одина, заметны некоторые «шаманские» черты - в частности, превращаться в других животных.
Обладает такими чертами и Фрейя, у которое есть наряд из соколиных перьев, который позволяет ей летает.
Один же мог перевоплощаться в птицу или дикого зверя и в таком виде странствовать по свету.
«Вполне обоснованно, - пишет Мирче Элиаде, - сопоставление этого эсктатического путешествия Одина в облике животных с превращением шаманов в животных, поскольку и шаманы в виде быков или орлов сражаются друг с другом, и нордические традиции описывают несколько поединков между магами в образе моржей или других животных, в то время как их тела остаются неподвижными - как тело Одина во время его экстаза. Конечно, такие верования встречаются и за рамками собственно шаманизма, но это сопоставление с практиками сибирских шаманов напрашивается тем более, что еще ярче напоминает шаманские представления. Можно даже допустить, что два ворона Одина - Хугин (Мысль) и Мунин (Память) - представляют двух сильно мифологизированных «духов-помощников» в облике птиц, которых Великий Маг высылал (поистине шаманским способом!) на четыре стороны света». (М. Элиаде. – М., 2019, с. 140)
Великий маг Один занимается вызыванием мертвых и на своем коне Слейпнире совершает не одну поездку в Хель, царство мертвых, что также полностью соответствует нисхождению в преисподнюю шаманов.
Путешествие Одина в Хель описывается в песни, которая не входила в основную сохранившуюся рукопись «Эдды» и имеет два названия - «Сны Бальдра» и «Песнь о Путнике».
Получение знаний от головы великана Мимира М. Элиаде сравнивает с гаданием юкагиров с помощью черепов шаманов-предшественников.
Одним из атрибутов шаманства Одина исследователи считают его двух волков - Гери, что значит «Жадный» и Фреки, что означает «Прожорливый», которым он кидает еду со стола.
С образом волка связаны и берсерки.
Мифология и магия собаки и волка развивалась во всем мире тайными обществами воинов. Некоторые общества практиковали ликантропию - магическое превращение участника церемонии в собаку или волка.
Много общего имеет с шаманизмом и особый вид магии Севера, которому Один научился у Фрейи и который называется сейдр. Благодаря этому искусству он мог насылать смерть, несчастье или болезнь. Но этот вид магии считался недостойным и низким. Заниматься им могли только женщины.
При совершении обряда сейда или предсказания вёльва поднималась на специальный помост, а вокруг становились ее люди, которые специальные песнями приводили ее в состояние экстаза. Колдовские песни могли быть либо очень красивыми, либо ужасными и неприятными для человеческого уха.
Одним из основных «атрибутов» колдуньи-пророчицы является ее посох (vőlr), от названия которого произошло и само названий пророчиц - вёльва (vőlva).
В экстатических плясках шаманов многих народов используется «конь» - шест с лошадиной головой. Некоторые исследователи культуры Севера считают, что посох пророчиц и был именно таким «конем», сида на котором они совершали особый ритуальный танец. Впоследствии этот «конь», судя по всему, превратился в столь знакомое нам помело ведьм.
Искусства провидиц М. Элиаде сравнивал с классическим шаманским сеансом - для обоих характерны наличие ритуального наряда, значение хора с магическими песнопениями и экстатическое состояние.
«Но мы, - писал М. Элиаде, - все же не считаем сейд шаманизмом в строгом смысле: «мистический полет» является лейтмотивом общей магии, а особенно европейского колдовства. Специфические шаманские темы - путешествие в преисподнюю с целью возвращения души больного или проводов умершего - хотя и зафиксированы в традициях северной магии, но не представляют принципиального элемента в сеансе сейда. Совсем наоборот, этот сеанс сосредотачивается на гадании, то есть в конечном счете представляет собой скорее «малую магию».»
Один владел этим искусством волшбы. В одной из песен «Старшей Эдды» - «Перебранке Локи» - злой и хитроумный бог Локи упрекает Одина в самых ужасных грехахи называет его «бабоподобным мужем».
Слово «женовидный» («бабоподобный» в поэтическом переводе) может означать и способность к перемене пола, которое давало искусство волшбы, - argr - и связано оно с шаманскими способностями Одина.
Слово argr значило одновременно и «способность к особого рода колдовству». (некоторые исследователи связывают этот вид магического искусства Фрейи и Одина с саамскими заклинаниями.)
Употребление слова argr в перебранке, в результате которой Локи удается «поставить на место» абсолютно всех богов, говорит о крайне отрицательном отношении к волшбе, которая не пристала мужам.
Тем не менее владели этим секретом и скальды.
(с) Наталия Будур
Иллюстрации - из свободного доступа в интернете
#руны #один #северная магия #вербальная магия #руническая магия #скальд #шаман #шаманизм #сказка и миф #скандинавские мифы