Герцогиня де Вантадур, подобно своей матери, имела официальный титул воспитательницы королевских детей и предала его своей внучке и правнучке. Именно она заказала в 1710 г. французскому живописцу Николе де Ларжильеру портрет «Людовик XIV с семьёй». Слева в траурном облачении (по случаю смерти матери) стоит сама гувернантка, которая держит за помочи своего воспитанника, маленького герцога Бретонского протягивающего ручку к своему прадеду, Людовику XIV. По правую руку от короля, опёршись на спинку его кресла, в белом парике стоит Великий Дофин, наследник французского престола. А по левую руку – в красном кафтане герцог Бургундский, внук короля и отец мальчика. Их окружает роскошная обстановка дворцовой веранды: на задней стене в окружении позолоченной виньетки виднеется рельеф с изображением колесницы бога Гелиоса – символа короля-солнца. По бокам на постаментах возвышаются бюсты его предшественников Генриха IV и Людовика XIII. Эту парадную сцену немного оживляет королевский спаниель, который ластится к малолетнему принцу. Помимо основного, портретного жанра произведения, на полотне позади герцога Бургундского присутствует пейзаж, а рядом с гувернанткой — натюрморт. На мой взгляд, Шарлотта имела полное право быть изображённой вместе с семьёй короля, так как, удачно выдав замуж единственную дочь и бросив распутного супруга, она полностью посвятила себя воспитанию королевских отпрысков. И если медики не смогли спасти рано ушедших из жизни сына, внука и первого правнука Людовика XIV, то «маменька Вантадур» самостоятельно выходила его второго правнука, герцога Анжуйского, занявшего французский престол под именем Людовика XV.
Никола де Ларжильер (Франция, 1656 - 1746). «Людовик XIV с семьёй», 1710 г.
8 февраля 20228 фев 2022
77
1 мин