Найти тему

Здороваемся иначе: локтями, ногами, кулаками…

Кто виноват и что делать? Главные вопросы жизни, в том числе и нашего времени — эпохи пандемии. Точных ответов как не было, так и нет. Вместо них куча прогнозов и ещё больше ограничений. На память пришли строчки зарубежного классика О. Генри (его новеллами зачитывалась в юности): «Их руки сошлись в коротком, крепком, достойном рукопожатии, в мощных тисках которого мгновенно погибают все микробы». Любопытно, изменил бы автор своё мнение, будучи сегодня с нами?

Такой простой и давний обычай — приветствуя, крепко пожимать друг другу руки. Но сегодня это можно наблюдать всё реже. Пандемия поставила свои условия. И как следствие, появились новые жесты, привычки — кивать, махать, посылать воздушные поцелуи. Обратите внимание, как мужчины нынче здороваются? Локтями, кулаками, особо изобретательные — внутренними сторонами ступней. Вроде как и тактильный контакт есть, и вирус никто не передал (если он был). Жизнь показала, даже во время сделок и переговоров вполне можно обходиться без рукопожатий. Женщины в предлагаемых обстоятельствах ещё более изобретательны. Моя соседка, например, при встрече прижимает руки к сердцу, делает поклон и улыбается глазами (если в маске). Очень даже тёплое приветствие.

Новое время — новые правила. Раньше такого никто и представить не мог — не подать руки, не поцеловать близкого человека, не обнять старого знакомого. Подобное дистанцирование выглядело странно, грубо и вызывающе. Теперь стало нормой. Мы учимся жить по-другому — бесконтактно: на языке жестов, глаз, в виртуальном формате. Подхлёстывает невидимый враг — вирус. Любое общение — своего рода сражение. Выигрывает тот, кто не попал под обстрел.

Хорошими манерами сегодня стали называть совсем другое поведение в публичном пространстве — заботу не только о себе, но и о других. Болезнь — уже не личное дело каждого. Маски на лицах, QR-коды — данность, которая не обсуждается. Более того, у нас появились новые права: избегать сборищ с большим количеством людей (собраний, заседаний), корректно сделать замечание, если кто-то не соблюдает меры безопасности. И это не должно восприниматься как неучтивость. То же самое относительно любых других мероприятий — свадеб, дней рождения, похорон. Какие могут быть обиды, если гость не пришёл? Значит, принял взвешенное решение. Нужно уметь говорить «нет», когда в доме пожилые родители, маленькие дети или кто-то из близкого окружения недавно болел.

Время такое, что никому не помешает поднабраться деликатности. Споры о коронавирусе — опасная затея. Может оказаться ещё более разрушительной, чем даже сама болезнь, утверждают психологи. Неважно, общаемся ли мы в семье или разговариваем с коллегой, незнакомцем — надо быть добрее друг к другу. Специалисты советуют отрабатывать новые приёмы. В магазине, общественном транспорте, во время встречи с друзьями, когда кто-то дышит в ухо, открыто чихает, кидается с распростёртыми объятиями, не стоит реагировать резко. Гнев и стресс в конечном итоге ни на что не влияют. Лучше использовать безобидные фразы, заготовленные заранее: «Хорошо бы нам разойтись на безопасное расстояние», «Есть ли у вас маска? Могу предложить», «Обожаю обнимашки, но пока откладываю на потом». И если где-то ждут, но по известным причинам встреча состояться не может, стараться избегать категорических слов: «нет», «не могу», «не приеду».

Кто-то относится к ситуации с пониманием, кто-то ведёт себя так, будто пандемии вовсе не существует. С этим тоже ничего не поделать. Остаётся только подстраиваться и искать компромиссы. Пока так, завтра, возможно, будет по-другому.

-2

Волнительную тему об этикете в коронавирусное время я решила продолжить на своей странице в «Инстаграм». Хотелось узнать разные мнения. И вот какие отзывы получила:

«Кто знает, возможно, в скором будущем новые правила станут привычными. Главное — чтобы люди не перестали быть людьми» (Надежда, г. Пенза).

«При встрече с друзьями учимся улыбаться глазами, если лицо под маской. А все чаепития отменяем. Лучше перестраховаться»(Татьяна, г. Волгоград).

«Иногда приходится чем-то жертвовать. Думаю, нужно чувствовать грань между ответственностью и паранойей. Есть люди, которым наплевать на вирус: живут, как жили. Встречаюсь с теми, в ком уверена. С остальными общение — только по телефону. Считаю, можно какое-то время пожить без лобызаний» (Людмила, г. Зеленоград).

«С друзьями и родными у нас обнимашки и целовашки, потому что мы всё знаем друг о друге. И если что-то не так, обязательно честно предупреждаем. От соседей в лифте тоже не шарахаюсь. На общественном транспорте не езжу — сама за рулём. В торговые центры хожу редко, с соблюдением санитарных норм и в будние дни: народу меньше» (Валентина, г. Тольятти).

«Дай бог, всё отступит и вернётся на круги своя! В московских поликлиниках сейчас в одной очереди и ковидные, и просто больные. А потом в зависимости от результатов тестов их отправляют по этажам, когда они уже все перезаразились. Выработается коллективный иммунитет — будем обниматься, целоваться, прижиматься друг к другу. Всем — здоровья!» (Лидия, село Дединово Московской области).

«Меня не напрягает, что изменились правила, нет рукопожатий, да и в лифте лучше ездить одной, чтобы перестраховаться. Отказаться от приглашения в гости тоже не сложно: боюсь контактов и сама не хочу принести заразу. На работе могу сделать замечание, чтоб надели маску. Самое плохое во всём этом — отсутствие дисциплины у населения» (Оксана, г. Красноярск).

«Похоже, наших не прогнуть даже под страхом смертельной болезни. Все ведут себя, как и вели. Разве что в магазинах в масках (многие закрывают только рот). Конечно, есть смысл держаться подальше от чихающих, не обниматься с каждым встречным вместо «здрасьте», дезинфицировать руки почаще, нос промывать. Надеюсь, это останется. Но жить всё время в страхе тоже нельзя. Убьёт не вирус, который слабеет, а собственная тревожность. Я за прививки и разумную дистанцию с толпой, за бережное отношение к старикам и людям со слабым здоровьем. Но против страха и социо­фобии. Живое общение необходимо, как воздух» (Виктория, г. Краснодар).

«Уезжала на Рождество в Питер, приехала немного простывшая. Сделала ПЦР, прежде чем идти к папе. Ему 91 год. Ответственность перед другими стала постоянной частью нашей жизни с приходом ковида» (Валентина, г. Ростов-на-Дону).

«Мы живём в новых реалиях. И теперь я просто говорю родственникам и знакомым, что ко мне можно только с прививкой, без соплей и кашля. Сама, если куда-то еду, только абсолютно здоровой. А как иначе? Кто хочет, пусть обижается» (Марина, г. Уфа, Башкирия).

Подготовила Елена ЗОРИНА
Иллюстрации из открытых источников