Найти тему

Почему живопись Армении и Грузии больше похожа на французскую, чем на русскую

Нико Пиросмани — «Друзья Бегоса», 1910-е годы
Нико Пиросмани — «Друзья Бегоса», 1910-е годы

Из этой статьи вы узнаете о том, почему классическая живопись Грузии и Армении отличается от российской классики. Причём зачастую в пользу западноевропейского искусства ХХ века.

Несмотря на то, что Грузия и Армения входили в состав СССР, и на то, что в этих бывших советских республиках так же, как и в РСФСР, насаждался долгое время соцреализм, грузинская и армянская живопись заметно отличается от классической русской живописи.

Мартирос Сарьян — «Горы Армении», 1923 год
Мартирос Сарьян — «Горы Армении», 1923 год

Скажем прямо: живопись одних из самых главных художников Армении и Грузии в лице Пиросмани и Сарьяна больше походит на живопись голландско-французских художников в лице Ван Гога, Матисса, Гогена, Сезанна или Пикассо, чем на живопись русских художников в лице Сурикова, Серова, Поленова, Дейнеки или Грабаря. Других, не менее известных грузинских и армянских художников, это тоже касается. В их числе такие знаменитые художники Грузии и Армении, как Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе, Елена Ахвледиани, Акоп Коджоян, Мариам Асламазян, Аршил Горки и другие.

И с одной стороны, скажем, творчество того же Сарьяна похоже на французскую живопись потому, что на него оказали сильное влияние французские течения в лице Матисса, Гогена и Сезанна. Но с другой стороны, творчество Матисса, Гогена и Сезанна тоже, в свою очередь, основано на восточных мотивах, которые довольно близки и понятны народам Кавказа. То есть это обоюдно.

Ладо Гудиашвили — «Голова воина», 1924 год
Ладо Гудиашвили — «Голова воина», 1924 год

Та же самая история и с якобы «непонятным» для советских граждан советским режиссёром Сергеем Параджановым и прочих, чьи кинокартины якобы казались странными большинству россиян. Непонятен он если и был, то, скорее, тем, кот проживал в РСФСР, а тем, кто проживал в Армянской и Грузинской ССР, картины Параджанова представлялись и представляются вполне удобоваримыми, так как отражают тот уклад жизни, тот фольклор, те пейзажи и те традиции, которые в основе своей вполне обычны для народов Кавказа.

Таким образом, и Пиросмани, и Сарьян, и Параджанов — это вполне традиционное, понятное и любимое искусство для народов Армении и Грузии. Если бы это было не так, в Тбилиси и Кахетии не было бы музеев имени Пиросмани, а в Ереване не было бы музеев имени великого Сарьяна и имени Парджанова.

Акоп Коджоян — «Озеро Севан», 1950 год
Акоп Коджоян — «Озеро Севан», 1950 год

Для того чтобы лучше понять, почему искусство бывшего советского (и имперского тоже) Кавказа больше походит на искусство западноевропейское, чем на классическое русское, нужно задаться, например, вот таким вопросом: а что лежит в основе искусства Пиросмани или Сарьяна? Пиросмани не был профессиональным художником, а Сарьян был профессионалом. Но оба они великие и даже в чём-то похожи. Пиросмани сам придумал свой стиль, в основе которого лежит примитивизм. Сарьян же больше склонялся к уже существовавшему до него фовизму — модернистскому течению в живописи, которое придумали французы во Франции, как уже было сказано. Но оба, и Сарьян, и Пиросмани клали в основу своих картин понятные и знакомые народу Кавказа сюжеты.

Нико Пиросмани — «Актриса Маргарита», 1909 год
Нико Пиросмани — «Актриса Маргарита», 1909 год

Ну, а взгляните на кавказскую керамику. Вот прямо сейчас найдите в интернете словосочетание — «кавказская керамика». Что вы там видите на картинках? Правильно, весьма самобытный стиль и снова ничего похожего ни на имперский, ни на советский фарфор. И снова много общего по стилю с Пиросмани и Сарьяном. А ведь этой керамике тысячи лет.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что искусство Армении и Грузии так походит в большей степени на западноевропейский примитивизм, фовизм и постимпрессионизм ХХ века, чем на соцреализм СССР. Впрочем, нельзя сказать, что примитивизм чужд российскому зрителю. Скорее, в большей степени советскому. Но не российскому в целом. Потому что в досоветскую эпоху примитивизм вполне себе процветал в России в виде известного всем лубка. Русский лубок можно было встретить повсеместно, начиная с 16-го века и заканчивая 19-м.

Мартирос Сарьян — «Пёстрый пейзаж», 1924 год
Мартирос Сарьян — «Пёстрый пейзаж», 1924 год

Соответственно, можно заключить, что если бы не советская эпоха, оказавшая довольно сильное влияние и давление на вкусы и взгляды, в первую очередь, жителей РСФСР, заметного разрыва в восприятии искусства между жителями РСФСР и остальными бывшими советскими республиками не было бы. Хотя, конечно же, он всё равно оставался бы в виду разных культур и традиций.

Нико Пиросмани — «Олень на фоне пейзажа», 1913 год
Нико Пиросмани — «Олень на фоне пейзажа», 1913 год

Другой менталитет, другая культура, соответственно, другое восприятие живописи и другие эталоны красоты. Ещё проще говоря, нельзя оценивать искусство Кавказа с точки зрения русского реализма в лице Поленова, Левитана, Саврасова и т. п. Это разные культуры.

Изабелла Агаян — «В саду». 1960 год
Изабелла Агаян — «В саду». 1960 год

Что ещё мне хотелось бы добавить к вышесказанному? А то, что не существует единого для всех эталона красоты. У разных народов он разный, как мы видим. Россиянам больше нравится Суриков с Серовым или Саврасов с Левитаном, а норвежцам, голландцам и японцам Мунк с Пикассо или Босх с Мураками. Это следует учитывать при оценке любого вида искусства.

Мартирос Сарьян — «Египетские маски», 1911 год
Мартирос Сарьян — «Египетские маски», 1911 год

Это из той же «оперы», что «русскому ближе и понятнее берёзки, а испанцу — апельсиновые деревья и пальмы». Поэтому если вы хотите с кем-нибудь поссориться и вызвать к себе неприязнь, попробуйте сказать образованному армянину, что Сарьян — это не живопись, а японцу, что хокку — это не поэзия, а французу, что лягушки — это не еда, а китайцу, что вилка лучше палочек. Ну, и так далее. Было бы ошибочным полагать, что то, к чему с детства привыкли вы, точно так же воспринимается и другими народами. Это заблуждение. И искусства это касается не меньше, чем всего остального.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Желаю всем хорошего настроения, уважения к культурам и традициям других народов и удачного дня!