Когда заходит речь об американском вооружении и боевой технике Второй мировой войны на ум сразу же приходят гранатомет «Базука», джип «Виллис», танк «Шерман», истребители «Аэрокобра» и «Мустанг». Все это «железо» США использовали сами и поставляли своим союзникам – СССР, странам Британского Содружества, Китаю и т.д.
Несмотря на сильное изоляционистское сопротивление внутри страны, США не могли отказаться от активного участие в обеих мировых войнах. Это было бы отказом от победы и от ее политических и экономических плодов. Но уникальность географического положения Штатов делало их интенсивное участие в боях весьма затруднительным – как оперативно перебросить огромные массы людей, вооружений, боеприпасов и военной техники через океан. Впервые США столкнулись с этим во время Первой мировой, когда понадобилось доставить войска в Европу. Хотя проблему удалось решить, стало ясно, что без специальных типовых военных транспортов не обойтись. По заказу американского правительства в Филадельфии была построена судоверфь, где принялись клепать пароходы для нужд вооруженных сил. Первый сошел со стапеля в августе 1918. Всего построено больше сотни судов, но, увы, большинство из них на войну опоздали.
К вопросу пришлось вернуться в 1940 году, когда Великобритания в рамках ленд-лиза заказала в США 60 транспортных судов для восполнения понесенных потерь. Это был британский же проект «Оушн». Но «Оушны» оказались дорогим и долгим удовольствием. А Британия тем временем увеличила заказ до 300 единиц. Американская комиссия по мореходству предложила англичанам проект «Эмердженси Карго-2» собственной разработки. Но и этот тип был ненамного быстрей в постройке и дешевле английского.
Между тем война приобретала все больший и больший размах. Американское правительство понимало, что недалек тот день, когда и их стране придется воевать. А тут уже понадобятся не сотни, а тысячи морских транспортов. Решение нашел американский промышленник Генри Кайзер, которому принадлежали шесть судоверфей. Он предложил заменить клепку корпусов на сварку, а также перевести суда проекта с угля на мазут с установкой новой паровой машины собственной конструкции. Предложил – делай! Кайзер получил заказ на постройку первой партии.
В феврале 1941 года были заложены первые 14 корпусов, а 27 сентября торжественно спущены на воду. С подачи президента Рузвельта новый тип судна получил имя «Либерти». Но без малого восемь месяцев на постройку судна не устраивало ни производителя, ни заказчика. Кайзеру пришлось совершенствовать технологию. Изготовление многих узлов и агрегатов было отдано субподрядчикам. Логистические цепочки были отлажены с точностью до минуты. Производство судовых корпусов и надстроек стало посекционным – на главных стапелях лишь соединяли воедино отсеки, собранные в цехах. Это позволило значительно снизить время постройки – в 1942 году «Либерти» строился в среднем 70 дней, в 44-м уже 42 дня. Бывали и настоящие чудеса судостроения: транспорт «Роберт Пири» был заложен 8 ноября 1942 года, 12 ноября спущен на воду, а 17-го уже отправился в первый рейс с грузом через океан. Стоимость судов упала с 1,2 млн до 700 тысяч долларов. Для сравнения: «Летающая крепость» стоила 200 тысяч. «Либерти» полностью окупали себя за один рейс.
Всего в программе «Либерти» были задействованы 18 судоверфей. В 1943 году в среднем спускалось на воду три «Либерти» в сутки. В дальнейшем темпы только наращивались. За войну построено 2710 пароходов этого типа. Из них около 200 передано Великобритании, 41 судно получил Советский союз. Т.о. суда были не только перевозчиками грузов по ленд-лизу, но и предметом ленд-лиза.
Экипажи «Либерти» состояли как из гражданских, так и военных моряков. Гражданские отвечали за судно и груз, военные за вооружение: одно 102-мм или 127-мм орудие, одно 76-мм орудие, малокалиберную зенитную артиллерию и пулеметы.
Американские войска участвовали в сражениях почти на всех ТВД: в Тихом океане, Африке, Италии, Франции. По существу, война для США превратилась в бесконечные морские перевозки на многие тысячи миль. Неслучайно одной из важнейших задач после захвата нормандского побережья была организация причалов для транспортных судов. Оставаясь гражданским пароходом, «Либерти» по сути стал основным и главным кораблем американского флота. Если разобраться, американские линкоры стреляли по врагу не так уж и часто, «Либерти» же использовали свое главное оружие – трюмы, всю войну по полной. Ни один «Шерман», ни один «Мустанг» не попал бы на фронт без морских транспортов. Самостоятельно до места боевых действий могли добраться лишь тяжелые бомбардировщики. Но сначала «Либерти» должны были доставить туда стройматериалы и персонал для строительства аэродрома. Завезти запасы бензина, авиабомб и технический состав. В общем без этого океанского тихохода (11,5 узлов) – никуда.
Всего было потеряно 253 транспорта типа «Либерти», из них 19 без всякого участия противника – плохое качество стали судов первых серий делало ее хрупкой на морозе в северных широтах. Эти пароходы просто развалились. Американские судостроители учли этот недостаток и качество стали повысилось.
Вторая мировая война закончилась и у «Либерти» не стало работы. В бухтах по всему миру на якорях стояли искусственные острова из десятков и сотен пришвартованных друг к другу транспортов в ожидании отправки на металл. Их время кончилось. Генри Кайзер отмерил срок жизни «Либерти» в пять лет. Но техническое состояние судов было еще даже очень неплохое, а торговый флот по всему миру понес громадные потери. Покупайте «Либерти»! Недорого! Правительство США успешно распродало излишки военных транспортов, и они ходили под флагами чуть ли не всех стран мира, где есть выход к морю. Массовое же списание этих судов началось лишь в середине 60-х годов. А отдельные экземпляры служили и до середины 90-х.
Фото из открытых источников