"Одежда и саван для погребения одинаково нужны человеку"
Казахская пословица.
В справедливости этих слов человечество убеждалось неоднократно, а одежду и саван невозможно изготовить без ткани, к которой предьявляются противоположные требования: она должна быть легкой и прочной, немаркой и красочной. Казалось, все эти требования может удовлетворить ткань из хлопчатника, но дающая ее культура за краткое время из "белого золота" превратилась в самое настоящее "белое проклятие", причем это второе прозвище более заслуженно.
Традиционно родиной хлопчатобумажной ткани считается Индия, где культивировать хлопчатник начали в V тысячелетии до н. э и откуда он распространился по всему свету (но находки в Мексике заставили усомниться в этом). В Европе же он стал известен благодаря походам Александра Македонского, но приживался он так медленно, что о его внешнем виде ходили самые невероятные слухи.
Хотя хлопчатник и считается самым дешевым растительным волокном, процесс изготовления из него ткани очень труден. Хлопчатник - растение очень привиредливое, ему нужны теплая погода и очень много воды, как правило сбор его начинают в самую жару (август-сентябрь), когда хлопчатник для экономии влаги сбрасывает листву, но в настоящее время для этого используются дефлорианты. Сбор же хлопка, как и тысячи лет, назад производится вручную, причем в Средней Азии до недавних пор в ходу было такое явление, как "хлопковое рабство", исчезнувшее с началом массовой эмиграции в Россию. Обработка же хлопка заключается в его очистке и промывке, после чего из него прядут нити и ткут полотно, которые при необходимости окрашивают.
Хлопок стал самым дешевым из растительных волокон, но это качество превратило его в настоящее проклятие для всех мест, где его выращивали. Первой жертвой хлопка стала Индия, произведшая его на свет. Английские оккупанты быстро осознали выгоду, которую приносит хлопок и заставили индусов выращивать только его, в ущерб даже производству продовольствия, а также позволили индусам производить только первичную обработку сырья, оставляя производство ткани и пошив одежды себе, чем добили экономику своей колонии, вызвав смерть десятков миллионов человек. Аналогично обстояли дела и в других странах-производителях хлопка, Египте и Судане и только жестокий террор, развязанный немецкими подводниками в годы Первой мировой войны, заставил англичан налаживать легкую промышленность в своих колониях. Не меньше страдали от хлопка и развитые страны, в частности, США, в которых он стал причиной расцвета рабства, гражданской войны 1861-1865 годов, издольщины и сегрегации, за которые уже нынешние американцы расплачиваются сполна.
Не менее страшную роль хлопок сыграл в истории СССР. В 1965 году руководитель Узбекистана Шараф Рашидов, чтобы польстить Леониду Брежневу, повелел повысить урожайность хлопка, для чего пустил под него все посевные площади Узбекистана и все запасы воды. Вскоре произошла настоящая экологическая катастрофа: погибло Аральское море, лишенное воды из Сырдарьи и Амударьи, активное применение пестицидов и дефлориантов вызвало невиданный рост детской смертности, рождений детей-инвалидов и онкологии, но хлопка все равно не хватало, чтобы удовлетворить амбиции Рашидова, даже несмотря на то, что в узбекских колхозах возродилось рабство и тогда в ход пошли коррупционные схемы, призванные создать иллюзию выполнения и перевыполнения государственного плана. Постепенно хлопковая коррупция, как злокачественная опухоль, опутала весь СССР, выжимая из него все соки, а попытка ее лечения ("хлопковое дело") привела к его полному распаду со всеми вытекающими.
После распада СССР хлопок отошел на второй план, надо было хоть как-то накормить умиравших от голода узбеков, да и бегство в Россию и Казахстан поставили на дальнейшем выращивании хлопчатника крест. В настоящее время основой сельского хозяйства Узбекистана является производство продуктов питания, в том числе фруктов, которыми завалены все российские магазины, а посевы хлопчатника сокращаются - его вытесняют лен, шерсть и синтетика, более дешевые и не имеющие столь дурного ореола.