Особое удовольствие увидеть любимый фильм новыми глазами. И эти глаза, в данном случае, принадлежат кинокритику Ричарду Шейбу из Новой Зеландии. Не часто можно встретить в интернете рецензии с далёких антиподных островов Южного полушария Земли. Но и там живут и творят киноманы, любители научно-фантастических фильмов. Обзорам этого чудесного жанра Ричард Шейб посвятил свой авторский сайт. Отзывы там, как правило, не слишком длинные. Видна в них и авторская пристрастность и попытка объективного анализа – такой уж противоречивый формат рецензий.
Среди ряда советских и российских лент, рецензированных Ричардом Шейбом, я первым делом отметил фильм «Москва – Кассиопея» (1973) как своеобразную лакмусовую бумажку для зарубежного кинокритика. Фильм, снятый в СССР в середине 70-х и адресованный детско-юношеской аудитории, как никакой другой, по-моему, выявляет степень зрелости киномана. Поймёт ли он условность этой кинофантастики? Что примёт как данность, а что выявит как недостатки? Скажу сразу, что в отзыве Ричарда Шейба есть моменты, которые меня порадовали, и есть, которые меня огорчили. Всё-таки в оценке кино мы с англоязычными зрителями в чём-то серьёзно расходимся. Или всё дело в разнице поколений? А, может, проблема в том, что в моём детстве не было фильмов с «атомными монстрами, которые сеют хаос в обществе» и я по ним не скучаю. Кто знает, не подросло ли у нас поколение, которое не готово обойтись в фантастике без зомбоапокалипсиса?
«Москва – Кассиопея» без атомных монстров
автор: Ричард Шейб (Richard Scheib), Крайстчерч, Новая Зеландия
https://www.moriareviews.com/sciencefiction/moscow-cassiopeia-1973.htm
перевод – А.С.
Подросток Виктор Середа произносит вдохновенную речь в школе о том, что возможно и даже необходимо построить космический корабль, способный развить скорость, превышающую скорость света для того, чтобы отправиться на Альфа-Кассиопею и расшифровать радиосигналы, указывающие на наличие там разумной жизни. Он также считает, что экипаж корабля должен состоять из 14-15-летних детей, потому что релятивистский эффект путешествия во времени подразумевает, что за время полёта пройдет 52 года. Идеи Виктора вдохновляют ученых. С помощью таинственного И.О.О. Виктору удаётся убедить их построить корабль «Заря». Экипаж из трёх мальчиков и трёх девочек выбирает своим капитаном Виктора. «Заря» стартует, но вскоре обнаруживается, что Федя Лобанов, изобретатель дурацких устройств, тайно пробрался на борт.
«Москва-Кассиопея» принадлежит к числу научно-фантастических фильмов, снятых в советское время. В этот период вышло немало научно-фантастических картин, в основном в СССР и в основном на тему покорения космоса, таких как «Аэлита» (1924), «Первый космический корабль на Венере» (1959), «Небо зовёт» (1959), «Планета бурь» (1962), «Икар Xb-1/Путешествие на край Вселенной» (1963), «Туманность Андромеды» (1967), «Солярис» (1972), «Дознание пилота Пиркса» (1979), «Лунная радуга» (1983) и т.д. Другие жанровые фильмы, снятые после 1970-х, как правило, отодвигали тему покорения космоса на задний план, так как интерес к космической гонке поугас.
«Москва-Кассиопея» это первая часть амбициозного двухсерийного фильма о покорении космоса, год спустя за ней последовали «Отроки во Вселенной» (1974), в котором говорится о событиях уже после высадки экспедиции на Кассиопее. Большинство упомянутых выше советских фильмов о космонавтике тяжеловесно-скучны. В отличие от западных фильмов про космос, в них нет драматического развития, и они, как правило, перегружены идеями, касающимися покорения вселенной и переносе народной революции к звездам. У Советов не было эквивалента того, что занимало американскую научную фантастику 1950-х годов — неминуемое вторжение инопланетян или атомные монстры, сеющие хаос в обществе. Впрочем, в оплаченных государством советских фильмах, если сравнивать с картинами класса «B» небогатых студий, спецэффекты сделаны намного-намного лучше, чем в аналогичных американских фильмах.
В большинстве этих фильмов фигурируют решительные герои, которые словно высечены из бронзы и лишены ненужных сантиментов, а женщины кажутся скромными и раболепными, и вместе они – благородное воплощение социальной революции без какой-либо глубины характеров. Так обстояло дело со всеми советскими фантастическими фильмами, по крайней мере, примерно до «Соляриса». Вы можете сравнить «Москву-Кассиопею» с «Икаром-1», который похожим образом состоит из продолжительной и довольно скучной миссии на другую планету. В примерно половине фильма «Москвы-Кассиопеи» происходит то же самое – начало посвящено процессу подбора экипажа и подготовке миссии. «Москва-Кассиопея» в значительной степени решает эту проблему, превращая всё в детский (или, по крайней мере, юношеский) фильм. Обычная маловыразительность персонажей нарушается комедийными сценами или сюжетным ответвлением о том, как Миша Ершов пытается найти того, кто оставил ему записку в школе.
Космическое путешествие показано с большой фантазией и на уровне значительно выше среднего. Фильм тратит время на то, чтобы технология космического полёта смотрелась правдоподобно. Инженерия выглядит убедительно, внимание уделено изображению эффектов невесомости на борту корабля и использованию магнитных ботинок для её нейтрализации. Можно отметить определённую техническую точность, и это, безусловно, больше, чем вы могли бы получить почти в любом американском научно-фантастическом фильме того периода. Эффекты достаточно хороши для того, что ожидают от той эпохи. Интересно, что в фильме представлена версия прототипа того, что десятилетие спустя в фильме «Стар трек: Следующее поколение» (1987–1994) назовут голодеком (комната для голографического воссоздания разных интерьеров, - прим. А.С.), хотя тип используемой технологии никак не уточняется.
Главная проблема большинства названных советских фильмов о космических путешествиях заключается в отсутствии в них драматического напряжения. Впечатление, что во время полёта ничего особенного не происходит — персонажи не очерчены достаточно глубоко, чтобы вызвать какие-либо внутренние конфликты, и в то же время эти фильмы, кажется, избегают настоящей драмы. Федя в исполнении Володи Басова, кажется, был задуман как комический персонаж специально на время полёта — у него, похоже, нет другой характеристики, кроме как постоянно хватать вещи, которые он не должен трогать, и этим вызывать всеобщую неразбериху. Есть несколько глупых сцен, когда герои дурачатся в невесомости и бегают, сражаясь на мечах (всё это озвучено веселой карнавальной музыкой). Несмотря на то, что фильм во многом кажется убедительно правдоподобным, вы должны усомниться в здравом уме тех, кто разместил на космическом корабле с подростками комнаты отдыха с полным арсеналом мечей и другого средневекового оружия.
Одним из наиболее необычных аспектов фильма является пролог, в котором Иннокентий Смоктуновский представляет фильм, где, помимо прочего, он сообщает нам, что примет участие в фильме в качестве одного из персонажей. Забавно, что сценаристы, похоже, позаимствовали несколько строк из титров к американским фильмам и заставили его заявить, что «всякое совпадение с реальными людьми случайно». Позже Смоктуновский появляется как персонаж И.О.О., чье, казалось бы, волшебное присутствие в фильме толком так и не разъясняется (он моментально переодевает Мишу Ершова и Сашу Григорьева в костюмы для выступления перед академиками и обладает знанием будущего, а также способен возникнуть на борту космического корабля). Возможно, так было задумано для сиквела.
Режиссер Ричард Викторов позже снял «Через тернии – к звёздам» (1981) о загадочной женщине-пришельце.
другие мои статьи и переводы: В защиту пацаков: американец о фильме "Кин-дза-дза" / Скрипач не нужен! - французский рецензент о "Кин-дза-дзе" / Фильм "Москва - Кассиопея" глазами американцев / Советские киноведы были суровы к экранизациям Жюля Верна / Французский зритель о фильме "Лиловый шар" и Алисе Селезнёвой / Киносказка "Аленький цветочек" на взгляд американского зрителя / 35 фильму "Гостья из будущего" / Фильм "Лунная радуга": взгляд американца / и т.д.
#кинофантастика #фильмы ссср #детское кино #иностранцы о наших фильмах #фантастические фильмы