Перейдем ко второй стадии обсуждений охотничье- рыболовного туризма.
Первая часть – здесь - о том, что не хватает природному туризму. А здесь зарисовка о начале отрасли и первых ее солдатах (на излёте 90-х*).
Отчего это, вокруг охоты, называю туризмом. Туристским представляется будущее охотничьих экскурсий**. Не исключительно туристским, а в том числе.
Удельный вес туризма в охоте, если считать по обороту денег, в среднем половина их потока. Это в диких местах***. В местах около цивилизации – >> 75%. Как распределяются доходы от охоты и откуда они берутся, считали - здесь.
Им же (массовым туризмом) охота сейчас и может выжить. Нормальная охота. Не элитно-трофейная. В которую, последнюю, ее настырно толкают не разобравшиеся. Ставя блоки вроде арендуемых территорий. Привязывая к земле. А надо бы привязывать к профессиональным людям. И стратегию, направленную на развитие бы применить, а не налоги выдумывать. Вперед дохода и на все (возобновляемые) дары природы подряд.
Ну да ладно, не наше дело, пекарню по выпеканию налогов и штрафов не переубедить. Надо ждать, как вымрут, или разбегутся.
Основное достоинство туризма – он может стать мощным тормозом разрушения природы. Поскольку устойчивое природопользование является источником дохода миллионов. А неустойчивое - источником сверхдоходов единиц****.
А также, в отсутствии внятной политики природопользования туризм может поддержать штаны населения до момента, когда устойчивой нашей отраслью заинтересуются те, кто «принимает решения».
Очевидно, произойдет это после того, как иссякнут доступные им, легкоизвлекаемые и свободные УВ и руды. Когда соберут под собой достаточно активов и ресурсов. Или когда их все продадут. Или когда наедятся оне.
Это нормально, что с голодухи не могут сладить с аппетитом – пройдет. Как говорят классики, «сначала ты тыришь у общества, потом общество работает на тебя». Ой, у классика по-другому, а в реальности – почему-то так.
И не важно, что реализация природных туризмов сверху может оказаться кривой - при нарождающемся капитализме так и бывает. Там задача не выстроить ладную (рабочую и устойчивую) систему, а удалить конкурентов. И оттопырить ресурс, сложить под себя в кучу, тешить себя мыслью, что это империя, никому не давать и огрызаться. Важно, что ко времени «Х» туризм уже сложится снизу.
А может ли случиться, что ресурсы природы станут оптимально и комплексно использовать? Можно даже предположить (с бо-ольшой натяжкой) что всеобщий запрет и сверх-налоги на все таежное - это первый шаг будущих «олигархов – революционеров» (а ныне чиновников) в лес.
Почему с натяжкой – пока превалирует у новых элит привычка, повторюсь, всё продать - и убежать. Это нормально, оттопыренное надо уметь защищать. Бежит и тот, кто умеет и тот, кто не умеет. Но этих проблем они сами себе захотели. И даже не предполагают как это вдохновляет – делиться с народом. А может вреден климат на Руси капитализму.
В любом случае и при любом сценарии нас ждет эволюция таежных промыслов. В ожидании эволюции туризм поможет переждать бардак и свистопляску. Затянувшегося переходного периода. Из леса в лес. Со сменою танцоров.
Именно поэтому, и предположу - будущего развития /деревенской/ охоты без туризма на Руси не будет.
Мясо, дичь, рыба, дериваты, травы, плоды и орехи, конечно, никуда не денутся. Но останутся они лежать на земле. В отдалении от потребителя трудно им выйти из леса к столу едока.
Вот туризм и есть инструмент, коий приведет сначала потребителя услуг, а затем и любителя даров дикой природы. И эти (потребители), в свою очередь, создадут их (даров) рынок. В «цивилизованных», столичных местах. Обильных заменителем счастья (в виде денег).
Приучив сперва себя, затем своих друзей к счастию воли. А потом - есть дикую рыбу. А не те отходы, что попадают на стол бедолаг через магазин*****. Включая гормональные лососевые недоразумения. Привыкнут гости, питаться клюквою с дикого болота, а не с промышленных полей. Дичью из леса, а не курицей из клетки.
Те же туристы способны поднять стоимость дичи*******. И основное достоинство этого туризма, что прибыль получит не оператор, мнящий яхту, а условный дядя Вася, живущий на пороге тайги.
И тому помогут коммуникации – беспилотные трамваи и пассажирские ракеты (шутка) . Теперь нужен только спрос, т.е. рынок. И транспортная компания вблизи. Которые жадных перекупов-посредников окончательно и изведут.
Да и нам, братцы, надо бы навстречу туристу пойти. А не сидеть совою под кедром, каждый – под своим. И не жалеть показать- рассказать и поделиться мудростью веков и щемящею природой.
(*-почему с 90-х – ранее к отрасли услуг не был допущен крестьянин, с 90-х ворота отворились, запреты рухнули, как и элитарность занятия, свобода встретила нас радостно у входа и жадный комсомолец про тайгу забыл).
(**- + к аргументации – охотничий туризм, пожалуй, единственный, которому развитая инфраструктура только вредит, при том, что готовые гиды уже обучены жизнью)
(***-Учитывая, что половина дохода - в виде мяса на столе, а вторая половина в виде меха б.ч. не востребована)
(****- это к вопросу – кто сильнее слон или миллион аборигенов. Слон думает что он)
(*****-кстати, кто знает, что, и кто, и нуу, ка-ак делает с дикой рыбой, что она становится некрасивой и несъедобной? Отвращая городского едока от всякой рыбы насовсем?)
(******-по некоторым оценкам, вдесятеро, от стоимости мяса этой дичи на столе населения, за счет: услуг; и потребления лишних товаров. Эмерджентность, однако, как не скажет некий банкир, любящий чудные слова с того берега)