Авары принесли в Европу среднеазиатское бронзовое литье: оно характеризуется, среди прочего, позолотой или серебрением. Авары распространили это литье по всей европе. На смену этому листу пришли византийские медные листы.
Аварское искусство VIII века представляет собой смесь азиатских стилей животных, позднеэллинистических и сасанидских элементов. Были найдены тысячи ремней с изображением людей, сцен боев животных, шаманских мотивов, растительных орнаментов и фигурок грифонов.
Культура аваров имела среднеазиатские элементы в одежде, оружии, сбруе и погребальных обычаях. Костюм византийско-восточного направления аварского господствующего класса решающим образом определял моду знати франкских подчиненных княжеств с преимущественно славянским населением в IX веке на территории бывшего Аварского каганата.
На шаманизм в религиозных верованиях указывают изображения и вышивки на ремнях. из письменных источников известны имена главных шаманов при дворе аварского кагана.
Из византийских источников известно, что возможно были и последователи буддизма.
Известны записи текстов песен аваров у византийского писателя и историка Феофилакта Симокатта. В захоронениях были обнаружены музыкальные инструменты, такие как шалмей и струнный инструмент похожий на арфу.
Важным статусным и опознавательным знаком аваров был многосекционный пояс. Эти пояса использовались для определения происхождения и воинского звания человека.
В аварских погребениях найдено около десятка костяных предметов с руническими надписями. Шрифт соответствует буквам на золотых предметах из Надьсентмиклошского клада. Поэтому возможно, что эти золотые находки восходят к аварам.
Об аварском языке почти ничего не известно из-за скудности традиций. Предыдущие попытки классификации бы основаны только на нескольких традиционных именах собственных, титулах и географических обозначениях.
Лингвист Харальд Хаарманн считает возможным, что часть аварского населения осталась на Кавказе, когда они вторглись в Европу. Там на Кавказе их культура и язык адаптировались к кавказским.
Хаарманн также поднял вопрос о том, могло ли знание сибирского рунического письма попасть в Европу с аварами и, возможно, было перенято там венграми.