Несколько дней в немыслимом напряжении – как наши девочки выступят? Закончилось, слава Богу, все живы. И прекрасная Анна Щербакова с золотом, а Александра Трусова с серебром. А чувство, что не могу радоваться, есть.
И я представила, а что, если сюжет с невероятной, прекрасной, талантливой Камилой Валиевой взять за основу сценария фильма. Что бы получилось у сценаристов? Где была бы определена «точка кипения», кульминация? Когда по законам драматургии герой должен пережить нечто как катарсис, а основной конфликт разрешиться. И в финале… А финал бы определялся жанром. В кино так обычно. Впрочем, как и в других художественных произведениях, построенных на драматургической основе.
Когда-то в советские времена, далекие и детские
Женское одиночное катание казалось однообразным. Я смотрела на великую Елену Водорезову, на ее крутящиеся хвостики и недоумевала, почему все так волнуются. Но смотреть было интересно. Специально приходила в гости к подруге, смотреть по цветному телевизору.
Мы тогда даже приблизительно не знали, что есть какой-то допинг, какой-то ВАД. Про психологическую подготовку догадывались (особенно, когда видели тренера Елену Чайковскую в шапке). Понимали, что спорт и выдержка – это близнецы-братья.
Удивлялись смелости и силе фигуристов. Их восхитительному чувству полета-прыжка. Где-то даже немного завидовали, во как они могут – победить силу земного притяжения и выдержать приземление на твердый лед, а после быстро скользить на тоненьком коньке. И про хореографическую красоту не забывать.
А сегодня что? Кинодраматургия в головах
Сегодня вокруг всего немыслимая драматургия. Кто-то называет это политикой. А я про сюжет, событийный ряд, персонажей, коллизии, экспозицию, завязку и развязку.
Нынешний сюжет по жанровому накалу – настоящая драма, если не сказать, трагедия. С психологическим вывертом, настолько изощренным, что подобное можешь приписать только бурной фантазии киносценариста. И да, чтобы так придумать, надо обладать недюжинными способностями. Вряд ли это одному человеку под силу, тут и коллективу авторов нашлась бы работа.
Сами посудите. Камила взяла золото в командном турнире. После этого выяснилось, что какое-то микро-вещество из разряда нежелательных присутствует в ее тесте. Который, в свою очередь, должен бы уже и изжить себя по сроку давности.
И дальше – настоящая гонка и травля, причем по нарастающей. С привлечением всех возможных средств (отнюдь некиношных, а всамделишных): суды, дознания, крики в спину и прочие вопли.
А в кульминации – соревнования. Где подруги по команде и соперницы прыгают, крутят свои четверные. Надо выйти на лед, преодолевая внутреннюю боль. И откатать программу, отработанную до мелочей, до последнего жеста, до вздоха.
Но жизнь не кино. А девочка не актриса, а живая и талантливая спортсменка. И она боролась.
Камила падала, как сломанная кукла. Но она не проиграла
Поигрались наши взрослые дяди и тети куколкой и бросили. Уверена, что затихнет очень скоро эта свора. И только комментатор: «Сломали!» - смотрела и слушала, не верила своим глазам.
Нет, не сломали. Падения ничего не значат. Даже если бы она ни разу не запнулась, и откатала бы чисто, все равно нашли бы способ отодвинуть ее от медального пьедестала. Уверена, что сценарии проработаны до мелочей, с вариантами.
Фильм по этому сюжету «Камила Валиева – Олимпиада» надо обязательно сделать. И не только игровой, но и в аниме-жанре, и в стиле доку-драма, еще и еще. С идеей о защите достоинства и чести, о силе духа и о том, что проигрыш, не всегда поражение.
Наша спортсменка стала куклой в чужих руках – об этом нужно снять фильм. И точку поставить в кадре, когда она встает после падения. Или на поклонах. Или когда она улетает домой. Тут сценаристам раздолье, финал на любой вкус.
У 15-летней героини вся жизнь впереди. И это не кино
Опыт, который мы получаем в течение жизни всегда полезный, даже если он и с негативом. Но, честно, никому не желаю, пережить то, что случилось с Камилой. Вполне вероятно, что события окажут влияние на спортивную карьеру.
Представить себе все тренировки, нагрузки, вечную гонку за лучшей версией себя можно, конечно. Талант тренеров, усердие педагогов и отзывчивость ученицы на льду проявляется результатами. Только кто мог бы предположить «дополнение» в виде случившейся драматургической разработки?
Поэтому впору нашим спортивным чиновникам задуматься о включении в олимпийские тренерские команды не только спортивных асов, но и специалистов, владеющих секретами драматургии. Чтобы просчитывали сюжетные ходы, давали интерпретацию развития событий. Приближали жизнь к кино. А после соревнований выводили спортсмена из кино в жизнь. Вот так: туда-сюда. Чтобы можно было как-то дальше жить. И побеждать.
Почему кинофильм по данному сценарию получился бы скучный
А в жизни-то – бурлило! Так всегда бывает, когда драматургия «хромает» на обе ноги. Они недотянули (слава тебе, господи!). Таланту маловато у этих доморощенных «сценаристов» с голливудской закваской.
- Не учли главное. Реальные предлагаемые обстоятельства, в которых в фигурном катании нам нет равных.
- Замкнулись на не том «основном событии» - тесте, и развить «событийный ряд» не смогли. Потому что не те данные анализировали. Наш спортивный мир достойнее многих мировых.
- Не верно рассчитали мгновение кульминации. В спорте – это выступление главного героя, а они подумали, что награждение. И наши спортсмены выходят на старт всегда как в последний раз!
Единственное, с чем не ошиблись, так это с дополнительными персонажами, что были привлечены для реализации замысла. Так это ни на что не влияет. Как в жизни, так и в кино.
И отлично, что наши юные дивы – Щербакова, Трусова и Валиева боролись и жили по своему собственному сценарию. Потому что кино, которое придумали о них, за них и про них – скучное уже на уровне драматургии.
Подписывайтесь на канал! Вместе обсудим спортивные и другие новости! Всем добра и хороших фильмов.
#фигурное катание #киносценарии #спорт #олимпиада #камила валиева