Найти тему
Филипп Тарасов

Картина Томаса Бенджамина Кеннингтона «Бездомный», 1890 г.

⠀⠀

🔘Концентрация драматизма и безысходности, боли и сострадания, надежды и безнадежности - всё это в картине британского художника Томаса Бенджамина Кеннингтона «Бездомный», 1890 г.

🔘Практически монохромный колорит, сотканный из оттенков чёрного, серого и коричневого, но преображенный стихией солнечного света, который передан в игре бликов на лужах и фигурах героев - например, на лице изможденного ребёнка - того самого бездомного, который оказался не только без крыши над головой, но и без родителей, по неизвестным нам трагическим причинам, без самых элементарных средств к существованию.

🔘Кепка лежит в стороне, возможно ребёнок упал в голодный обморок и в таком положении нашла его заботливая женщина, которая будто крылом Ангела придерживает фигуру дитя и прижимает его исхудавшую руку.

🔘В казалось бы кромешной тьме засияло солнце милосердия, ведь эти лучи, которые мы видим - и от солнца, и от великого в своей сострадательности материнского сердца. Но эта надежда на всепобеждающий свет находит и страшную в своей бесчеловечной силе противоположность - дымящиеся вдалеке промышленные производства, для которых человек - лишь винтик в машине, способный быть ресурсом для техногенной экспансии, этот страшный враг словно падший змий пожирающей всё на своём пути, и самую основу - культуру и человечность.

🔘В 1863 г. Достоевский побывал в Лондоне и записал: «Отравленная Темза, воздух, пропитанный каменным углем, великолепные скверы и парки, и страшные углы города, как Вайтчапель, с его полуголым, диким и голодным населением». В.В. Розанов апокалиптически прозревал суть происходящего: «В результате исторического катаклизма, к которому, не осознавая того, ведут прогрессисты, более не будет ни религии и ее выражения – церкви, ни «бесполезных искусств», ни философских созерцаний. Только «машины» свои они перетащат туда, около которых трудятся, которые их обездушили, - как раб уносит в могилу цепи, вросшие в его тело».

🔘 Да, есть над чем подумать, и, конечно, вспоминаются строки из Евангелия о тех, кто на Страшном суде станет по правую руку от Христа: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25. 35).