Со всей ответственностью могу назвать эту картину экранизацией книги «Молот ведьм». Поскольку автор наглядно демонстрирует именно те подходы, который Шпренгер с восторгом описывал в своём произведении.
Спорный контент
Довольно сложно было подобрать вариант постера, поскольку Дзен с неодобрением относится к обнажённым женщинам, расчленёнке и вот этому всему. Впрочем, ничего удивительного: постеры обычно стараются отобразить содержимое, а «Ведьмы» (1922) долгое время были запрещены во всех странах мира к показу.
Средневековые ужасы
Очень странно было увидеть в числе жанров комедию. Да, многие сцены кажутся нелепыми, максимально глупыми и по-детски безобидными. Персонажи ведут себя наивно, как современный взрослый человек и не подумал бы. Однако!
Важно понимать, что сценарий писали в начале XX века. И, хотя Просвещение уже дало плоды, суеверия со стереотипами не желали отступать. Так что фильм является именно жуткой документалистикой, пытающейся показать реальный мир.
По сути, в центре повествования не так много элементов, но все они сводятся к колдовству и заключению договоров с Дьяволом. Режиссёр рассказывает зрителям:
- о быте ведьм;
- о столкновениях горожан с ведьмами;
- о том, как ведьмы строят козни;
- как выявить ведьму.
Параллельно освещаются вопросы довольно... спорные. По крайней мере, они подаются в качестве исторического повествования, но сами по себе оторваны от материальной вселенной:
- как заключается договор с Сатаной;
- как демоны вселяются в людей;
- как монахини становятся одержимыми.
Есть и ссылка на фактические мероприятия, показанные довольно натуралистично:
- использование покойников в обрядах;
- проведение инквизиции;
- пытки и казни.
Страшная сказка
Ещё раз обращаю внимание на жанры, указанные «Кинопоиском»:
- комедия;
- ужасы;
- фэнтези.
Это неправда. Полнейшая и абсолютная. Жанр фильма Häxan (1922):
- документалистика;
- с элементами игрового кино.
То есть, автор показывает то, что было на самом деле. Просто делает это с привлечением актёров и с постановочными сценами. Среди постановочных сцен – фантазии на тему приключений ведьм в демоническом мире.
Комедии в этом ровно столько же, сколько в гобеленах из Средневековья, на которых львиные морды больше напоминают обезьяньи. Поэтому показанное можно, условно, разделить на два типа сцен:
- забавные истории о ведьмах и демонах, абсолютно целиком выдуманные;
- реальная история об издевательствах над женщинами под предлогом одержимости.
Смешные кривляния? Возможно. Но именно из-за таких кривляний всего несколько сотен лет назад женщины (и некоторые мужчины) отправлялись сначала в пыточную, а затем – прямиком на костёр.
Тяжёлая история
Смотреть такое нелегко. Даже если на фоне условной «Пилы» спецэффекты начала XX века и кажутся детскими шалостями. Как минимум, потому что в «Пиле» история выдуманная, а в «Ведьмах» – реальная.
От меня кино получает 7 баллов из 10 на «Кинопоиске», потому что пересматривать нет ни малейшего желания. С другой стороны, фильм стоит увидеть тем, кто регулярно рассуждает о спокойной жизни женщины в традиционном обществе. Жизнь-то у неё, может, и беззаботная – пока соседи не обвинят в колдовстве из-за скисшего молока.
Людям с хорошей фантазией смотреть не рекомендую, особенно ту версию фильма, в которой восстановлены удалённые цензурой ещё до первого показа сцены.
Людям, интересующимся колдовством, историей религии и человечества, наоборот, будет полезно увидеть. Поскольку фильм фантастичен по форме, и реалистичен – по сути.
#ведьмы #1922 год #документальное кино #обзор #инквизиция