Найти тему
Мама Игоря

«Ведьмы»/Häxan (1922): художественная документалистика о фемициде

Оглавление

Со всей ответственностью могу назвать эту картину экранизацией книги «Молот ведьм». Поскольку автор наглядно демонстрирует именно те подходы, который Шпренгер с восторгом описывал в своём произведении.

Постер фильма «Ведьмы» (1922)
Постер фильма «Ведьмы» (1922)

Спорный контент

Довольно сложно было подобрать вариант постера, поскольку Дзен с неодобрением относится к обнажённым женщинам, расчленёнке и вот этому всему. Впрочем, ничего удивительного: постеры обычно стараются отобразить содержимое, а «Ведьмы» (1922) долгое время были запрещены во всех странах мира к показу.

Кадр с демоном, соблазняющим монашку
Кадр с демоном, соблазняющим монашку

Средневековые ужасы

Очень странно было увидеть в числе жанров комедию. Да, многие сцены кажутся нелепыми, максимально глупыми и по-детски безобидными. Персонажи ведут себя наивно, как современный взрослый человек и не подумал бы. Однако!

Важно понимать, что сценарий писали в начале XX века. И, хотя Просвещение уже дало плоды, суеверия со стереотипами не желали отступать. Так что фильм является именно жуткой документалистикой, пытающейся показать реальный мир.

Пыточные инструменты
Пыточные инструменты

По сути, в центре повествования не так много элементов, но все они сводятся к колдовству и заключению договоров с Дьяволом. Режиссёр рассказывает зрителям:

  • о быте ведьм;
  • о столкновениях горожан с ведьмами;
  • о том, как ведьмы строят козни;
  • как выявить ведьму.

Параллельно освещаются вопросы довольно... спорные. По крайней мере, они подаются в качестве исторического повествования, но сами по себе оторваны от материальной вселенной:

  • как заключается договор с Сатаной;
  • как демоны вселяются в людей;
  • как монахини становятся одержимыми.

Есть и ссылка на фактические мероприятия, показанные довольно натуралистично:

  • использование покойников в обрядах;
  • проведение инквизиции;
  • пытки и казни.
Палач инквизиции
Палач инквизиции

Страшная сказка

Ещё раз обращаю внимание на жанры, указанные «Кинопоиском»:

  • комедия;
  • ужасы;
  • фэнтези.

Это неправда. Полнейшая и абсолютная. Жанр фильма Häxan (1922):

  • документалистика;
  • с элементами игрового кино.

То есть, автор показывает то, что было на самом деле. Просто делает это с привлечением актёров и с постановочными сценами. Среди постановочных сцен – фантазии на тему приключений ведьм в демоническом мире.

Умирающая ведьма
Умирающая ведьма

Комедии в этом ровно столько же, сколько в гобеленах из Средневековья, на которых львиные морды больше напоминают обезьяньи. Поэтому показанное можно, условно, разделить на два типа сцен:

  1. забавные истории о ведьмах и демонах, абсолютно целиком выдуманные;
  2. реальная история об издевательствах над женщинами под предлогом одержимости.

Смешные кривляния? Возможно. Но именно из-за таких кривляний всего несколько сотен лет назад женщины (и некоторые мужчины) отправлялись сначала в пыточную, а затем – прямиком на костёр.

Тяжёлая история

Смотреть такое нелегко. Даже если на фоне условной «Пилы» спецэффекты начала XX века и кажутся детскими шалостями. Как минимум, потому что в «Пиле» история выдуманная, а в «Ведьмах» – реальная.

От меня кино получает 7 баллов из 10 на «Кинопоиске», потому что пересматривать нет ни малейшего желания. С другой стороны, фильм стоит увидеть тем, кто регулярно рассуждает о спокойной жизни женщины в традиционном обществе. Жизнь-то у неё, может, и беззаботная – пока соседи не обвинят в колдовстве из-за скисшего молока.

Людям с хорошей фантазией смотреть не рекомендую, особенно ту версию фильма, в которой восстановлены удалённые цензурой ещё до первого показа сцены.

Людям, интересующимся колдовством, историей религии и человечества, наоборот, будет полезно увидеть. Поскольку фильм фантастичен по форме, и реалистичен – по сути.

#ведьмы #1922 год #документальное кино #обзор #инквизиция