Найти в Дзене
Грунтовозов

Бетон для крыльца: марка и состав

Оглавление

Крыльцо является обязательным элементом входной группы дома. Оно защищает жилье от уличной пыли, грязи и осадков, а также выполняет декоративную функцию. Существует множество материалов, из которых можно сделать крыльцо: это и доски, и металл, и кирпич, и даже деревянные поддоны. Однако самым надежным и долговечным будет крыльцо из бетона.

В этой статье вы узнаете, какой бетон можно использовать для устройства крыльца и ступеней лестницы на улице. Мы разберем основные марки, состав и пропорции бетонной смеси, а также расскажем о нюансах, которые помогут вам избежать ошибок при выборе компонентов.

Крыльцо из бетона
Крыльцо из бетона

Какие марки (классы) бетона подходят для крыльца?

Чаще всего в интернете можно встретить информацию о том, что для этих целей следует использовать марку М150 (В10) или М200 (В15). На первый взгляд, это логично. Обе разновидности обладают достаточной прочностью, чтобы выдержать вес одного-двух человек (а по лестнице и крыльцу в основном передвигаются только люди).

И тут важно брать в расчет такой показатель как плотность бетона. У марки М200 она достигает 2 400 кг/м3. Предположим, что мы заливаем данной смесью крыльцо с длиной 2 метра, шириной 3 метра и высотой 0,3 метра. Перемножив эти значения, получаем объем – почти 2 куба. Такое крыльцо будет весить более 4 тонн. Если мы установим его на ленточный фундамент, то конструкция просто не выдержит и разрушится под собственным весом.

Поэтому само крыльцо можно залить бетоном М200. В регионах с теплым климатом подойдет даже марка М150. Но вот фундамент под крыльцом нужно делать из более прочного материала. Оптимальным вариантом для размещения на стабильных грунтах с низким УГВ будет бетон М250 (В20). Если же на участке высоко стоят грунтовые воды, тогда фундамент заливается бетоном М300 (В22,5).

Марки М50 (В3,5) и М100 (В7,5) из-за низкой водостойкости и прочности в наружных работах не применяются, поэтому для заливки крыльца не подойдут. При этом и все, что выше марки М300, также не используется: это тяжелые бетоны с отличными показателями прочности и морозостойкости. Из них строят фундаменты многоэтажных домов, мосты и различные инженерные сооружения. Обычное крыльцо частного дома никогда не будет испытывать столь высокие нагрузки, да и стоит высокомарочный бетон слишком дорого, чтобы применять его для таких примитивных работ.

Состав бетона для крыльца

Обязательными компонентами бетонной смеси являются:

  • Вяжущее вещество
  • Крупный заполнитель
  • Мелкий заполнитель
  • Затворитель

Надо сказать, что крыльцо относится к конструкциям, постоянно находящимся в контакте с окружающей средой. Атмосферные осадки и грязь подвергают бетон воздействию различных солей, кислот и прочих веществ, негативно влияющих на свойства материала. К тому же, крыльцо является местом повышенной проходимости, что ускоряет его износ.

Учитывая все эти факторы, бетон требует дополнительной защиты. Поэтому в состав добавляются специальные пластификаторы и присадки, улучшающие его характеристики.

А теперь давайте подробно разберем каждый из компонентов смеси.

Вяжущее вещество

Как следует из названия, его задача – связать компоненты раствора в единое целое. Лучше всего с этим справляется портландцемент. Это рассыпчатый материал серого цвета, обычно продающийся в мешках или банках. При покупке следует обращать внимание на маркировку. Для заливки крыльца подойдет цемент ЦЕМ I 32,5 Н (марка М400) или ЦЕМ I 42,5 Н (марка М500).

Учтите, что у цемента очень ограниченный срок годности. Уже спустя два месяца с момента производства он начинает терять первоначальные свойства. Поэтому покупать его нужно перед началом работ по возведению крыльца. Даже если у вас где-то завалялся целый мешок старого цемента, использовать его не стоит – бетон получится некачественным.

Вступая в реакцию с водой, цемент моментально начинает схватываться. Уже через час он превращается в камень. Главное – чтобы это не произошло до приготовления бетонной смеси. Обратите внимание на внешний вид материала. Если в нем присутствуют твердые комки, значит он уже схватился. Готовить бетон из такого цемента нельзя.

Крупный заполнитель

Именно благодаря ему готовая смесь имеет право называться бетоном. В противном случае будет просто цементно-песчаный раствор. Это тоже неплохой строительный материал, но для устройства крыльца не подойдет.

В качестве крупного заполнителя желательно купить щебень фракции 5-10. Есть еще фракция 5-20, но она содержит достаточно крупные зерна, из-за которых будет сложно выровнять поверхность ступеней.

Большое значение имеет то, из какой породы был произведен щебень. Наиболее качественными являются гранитная, амфиболитовая и серпентинитовая разновидности. Они позволят вам приготовить прочный и износостойкий бетон. Мраморный, кварцевый и диоритовый щебень, а также габбро брать не стоит.

Если нет возможности приобрести щебень (такое часто бывает в регионах, где нет плотных горных пород), можно обойтись гравием. Только не покупайте природный гравий: при очень низкой стоимости этот материал обладает столь же низкой прочностью и содержит много глины, ила и прочих посторонних включений.

Гравий должен быть обязательно дробленым. Лучшим вариантом будет колотая галька. Она уступает по характеристикам щебню, но для данных работ сгодится.

Заливка монолитного крыльца требует больших объемов бетона, а это может серьезно ударить по бюджету. И тут народные умельцы придумывают разные хитрости. Например, добавляют в бетон битый кирпич, шифер, бетон и другой строительный мусор. Логика такая: материал твердый, не стоит ни копейки и позволяет заполнить объем, сэкономив на дорогих компонентах. Некоторые даже утверждают, что бетон на выходе получается более прочным.

Тут нужно понимать две вещи. Во-первых, из мусора никогда не получится качественный бетон. Продемонстрируем это на примере битого кирпича. По сути, это обожженная глина; пока кирпич сохраняет товарный вид, он отлично справляется со своими задачами. Но если в его структуру попадает вода, материал начинает крошиться и превращается в кашу. Добавьте такой заполнитель в бетонный раствор – и уже на следующий сезон ваше крыльцо покроется трещинами, которые невозможно будет отремонтировать.

И второй момент: чем более однородной получится бетонная смесь, тем лучше она будет переносить нагрузки. Именно поэтому в состав добавляются мелкозернистые фракционные компоненты, имеющие частицы почти одинаковых размеров. Битый кирпич и бетон могут содержать крупные куски, которые будут иметь гораздо более низкое сцепление с цементом и заполнителями. То же самое касается и шифера: он обладает высокой лещадностью – иначе говоря содержит плоские куски. Именно по ним начнется образование трещин в бетоне.

Мелкий заполнитель

Он позволяет снизить расход цемента и делает смесь более однородной. Чаще всего рекомендуют использовать речной песок. Да, это хороший материал: во время добычи он промывается водой, благодаря чему устраняются примеси глины. Но есть у такого песка и небольшой недостаток. Его зерна десятки и сотни лет находились на дне реки. За это время они окатались и приобрели гладкую поверхность. В бетонном растворе речной песок будет иметь низкое сцепление с другими компонентами.

Гораздо лучшим выбором будет карьерная разновидность. Но и здесь нужно сделать одно уточнение. Карьерный песок может добываться открытым способом. В таком случае он просто собирается с поверхности земли и сразу отправляется на продажу. Такой материал может содержать глину, плодородный слой земли, останки растительности и даже бытовой мусор. Для бетона он, конечно же, не подойдет.

Вам нужен карьерный намывной песок. Принцип его добычи схож с речной разновидностью. Для этого сырье погружается в искусственный водоем, а затем поднимается обратно, попутно проходя очистку от посторонних включений. Преимуществом данного песка является то, что его зерна имеют шероховатую поверхность, поэтому отлично сцепляются с цементом и крупным заполнителем.

Кстати, если в вашем регионе производится качественный щебень, не торопитесь покупать песок. Обратите внимание на отсев. Это побочный продукт дробления щебня, который представляет собой мелкие зерна, не попавшие ни в одну из стандартных фракций. По своим характеристикам он превосходит даже промытый карьерный песок, а стоит зачастую дешевле.

Что касается размера зерен, то для песка оптимальным будет диаметр 2-3 мм. Отсев следует покупать фракции 0-5 или 0-10.

Затворитель

Под этим странным термином кроется обычная вода. Она необходима для запуска процесса схватывания цемента. Вода должна быть обязательно чистой, без каких-либо примесей и запахов. В остальном особых требований к этому компоненту нет.

Пластификаторы и добавки

Поскольку бетон – это пористый материал, а крыльцо почти никак не защищено от воздействия влаги (дождей, снега), имеет смысл в бетонный раствор добавить водоотталкивающую присадку. Это важно, потому что вода, попадая в микропоры бетона и замерзая, начинает расширяться в объеме. Внутри бетона создается избыточная нагрузка, из-за чего он в итоге разрушается. Специальная присадка обладает гидрофобным эффектом: она защищает конструкцию от проникновения влаги, тем самым повышая срок службы крыльца.

Крыльцо будет регулярно испытывать нагрузки от проходящих по нему людей. Со временем бетон начнет истираться и крошиться. Чтобы это не произошло слишком быстро, в смесь можно добавить армирующее фиброволокно. Оно способно снизить истираемость бетона на 50% и даже более. К тому же, фибра повышает устойчивость бетона к механическим повреждениям (например, ударам) и препятствует образованию трещин в крыльце.

При заливке бетона в опалубку очень важна его подвижность. Чем выше этот параметр, тем лучше уплотняется раствор. Для крыльца рекомендуют готовить бетон с маркой подвижности П3 (оседание конуса на 10-15 см). Однако укладывается такая смесь тяжело: внутри могут остаться пустоты, которые серьезно понизят прочность конструкции. Выхода два: либо использовать глубинный вибратор, либо добавить в раствор пластификатор, повышающий подвижность смеси до марки П5 (оседание конуса более 20 см). В таком случае для уплотнения смеси достаточно провести обычное штыкование. Такой пластификатор позволяет снизить расход цемента на 10%, а также повысить прочность бетона до 20%.

Все эти присадки не являются обязательными компонентами бетона. Но в случае с устройством крыльца их настоятельно рекомендуется добавить в раствор. Они не только значительно облегчают работу с бетоном, но и защищают конструкцию от вредного воздействия окружающей среды.

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#бетон #крыльцо #крыльцо из бетона #полезные советы #строительные советы #строительство #строительные работы #бетонная смесь #бетонирование