Найти в Дзене
О, КУЛЬТУРивание

Племя Гереро — уникальный народ, которых немцы сначала переодели, а потом чуть не уничтожили

Наша жизнь полна заблуждений и стереотипов. Так, говоря о разных племенах и народах, мы нередко представляем себе людей в набедренных повязках и с копьями в руках, но это — не более, чем стереотип. И намибское племя Гереро — прямое тому доказательство.

Гереро на момент начала их истории.
Гереро на момент начала их истории.

Вообще эта история началась довольно давно, примерно в середине 19 века — до этого Гереро жили самой обычной жизнью обычного племени. Бегали с копьями, носили набедренные повязки и жали в мазанках: типичное африканское племя. Только вот с приходом немцев на африканский континент все резко поменялась, впрочем, не сразу.

Речь идет о таких вот домах, в них Гереро живут и сейчас.
Речь идет о таких вот домах, в них Гереро живут и сейчас.

Изначально немцы приехали с миссионерскими миссиями и сильно не влияли на жизнь местных народов. Однако уже в 1882 году человек по имени Адольф Людериц кардинально изменил их взгляд на "белых людей". Адольф заключил с Гереро договор на покупку земли и выкупил у незадачливых туземцев за какие-то гроши в 20 раз большую площадь, чем они были готовы продать. Да и что с них взять? Необразованные, ничего не понимающие в юриспруденции — у них не было шансов сделать это с выгодой для себя.

Как итог, большая часть земли Гереро была "завоевана", а сами Гереро, будучи, скотоводами и оставшись без пастбищ, пошли к немцам работать. Мужчин учили несложным техническим действиям, вроде строительства домов для новоприбывших немцев, а женщин оставляли в качестве помощниц по дому. Платили туземцам мало, но им и этого хватало. Альтернатив-то не было.

Многие полученные тогда знания, передались и современным дамам.
Многие полученные тогда знания, передались и современным дамам.

Только вот достопочтенных фрау, приехавших в Африку вместе со своими мужьями, смущали "дикарки": они ходили по дому в одних набедренных повязках, сверкая своими прелестями перед немцами. Общими усилиями женщин удалось одеть, причем в собственные наряды — длинные платья в Викторианском стиле, которые до сих пор это племя носит с огромным удовольствием. Да не просто носит, но и придает им особый смысл.

Так, цвет, количество подъюбников и материал платья может многое рассказать о женщине. Например, чем больше детей родила дама, тем больше юбок она наденет. И не смей соврать — свекровь быстро исправит ситуацию, ведь платье тут, особенно пышное — ориентир на социальный статус женщины. А врать о нем нельзя.

-4

Впрочем, это сейчас. В те дни никакого дополнительного смысла в платья не вкладывалось. Их надели на Гереро просто из ревности. Девушки были стройны, подтянуты от тяжелой физической работы и красивы. Немки просто боялись конкуренции. Конечно, мужья не ушли бы от них к "дикаркам", но даже намек на какие-то отношения с ними был огромным несмываемым позорам. Все-таки в те времена негроидная раса воспринималась, как животные. И отношения с ними тоже приравнивались к отношениям с животными. Для Гереро же моногамия была в норме, поэтому дети вне брака не воспринимались чем-то эдаким.

Впрочем, долго такая идиллия и длиться не могла. Однажды вся мирная жизнь немцев и Гереро закончилась, а причиной тому стала вовсе не темнокожая красавица, а засуха, сделавшее скотоводство просто невозможным. Тут-то Гереро и вернулись на свои бывшие земли, но уже в качестве наемных работников — трудиться в поле. Впрочем "работниками" они были весьма условными, немцы притесняли их, недоплачивали туземцам и вообще открыто считали их людьми второго сорта. Если добавить сюда еще и обман с землей — открытый конфликт был неизбежен.

-5

В итоге конфронтация началась, только вот очень однобоко и без особых шансов на успех со стороны местных жителей. Все-таки идти голыми руками на людей с ружьями — не лучшая затея. Если бы не явное преимущество в количестве, война не затянулась бы на долго, но в реальности она длилась больше трех лет. По ее итогам было истреблено около 80% Гереро и более 1300 немецких поселенцев.

Но это еще не все. Война в значительной степени повлияла на восприятие Гереро самих себя. Так, расправляясь с врагом, Гереро надевали его одежду, веря: это поможет им завладеть силой противника. Как итог, и по сей день немецкая военная форма начала 20 века является традиционной одеждой мужчин племени.

-6

Вот такой вот пестрый ансамбль — дамы в викторианских платьях и мужчина в немецкой форме: все это является для племени напоминанием того, через какие испытания прошли их предки, какие шрамы на их народе это все оставило.

Впрочем, современные Гереро активно социализируются, многие молодые люди уходят в города и живут там, нося вполне современную одежду. Их же более зрелые родственники продолжают старую традицию, считая что таким образом они отдают дань уважения предкам.

-7

Как же они живут сейчас? Если не считать естественную миграцию молодых Гереро в города и деревни, то жизнь их едва ли изменилась. Они живут скотоводством, обожают своих животных и с осторожностью относятся к гостям. Осторожностью и радушием, все-таки необычный внешний вид женщин племени приводит к ним поток туристов, что здорово помогает этим людям: деньги в Африке лишними не бывают.