Найти тему
Яна Левашова Дизайнер

Самовольное решение портного. Норма или нонсенс?

"Вам так лучше, поэтому и не считаю нужным спрашивать, у меня глаз-алмаз!" Такие истории я читаю в комментариях от своих подписчиков :)

Сама шью на заказ около 12 лет, на момент написания статьи, и никогда ничего самовольно не меняла без ведома заказчика. Можно сказать, "отрываюсь" только на своих вещах, поскольку их не покупаю уже лет 10 совсем, а только шью. Делаю всё, что хочу, исправляю что угодно на ходу, вношу элементы, которые не планировала, не думаю иногда о результате и просто рада процессу.

Своему мужчине я тоже шью и у него всегда всё спрашиваю, если это не повтор уже имеющейся вещи. Прошу примерить лишний раз, оценить, все ли устраивает. Перед внесением необратимых изменений особенно.

Но все ли так работают? И сохраняют ли заказчиков после самовольных решений?

Приветствую всех на канале. С вами Дизайнер и Блогер Яна Левашова. Желаю всем продуктивного пошива и не только! Пусть удача сопутствует во всех начинаниях!

Прошу делиться ссылкой на публикацию во всех доступных соц.сетях! Нажмите "Поделиться". Будем полезными друг другу!

Мой канал доступен по ССЫЛКЕ

© Яна Левашова. Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.
© Яна Левашова. Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.

Данную статью я, пожалуй, отнесу к рубрике #психология_шитья

На нее можно подписаться, там множество статей. Когда открываете тэг, виден весь список. Плюс, я постоянно добавляю новые. Совершенно бесплатно делюсь опытом работы с заказчиками, рассматриваю сложные моменты и мои читатели и подписчики дополняют это важными уточнениями и историями в комментариях.

Когда я поняла, что выполняя что-то для другого, нужно в первую очередь услышать его?

Как ни странно, это понимание пришло в юности и совсем не в швейной сфере, а когда я работала в ресторане напротив Третьяковской галереи. Это было в 16-17 лет, 2006-2007 годы, работала официанткой. Это есть в моей биографии на канале, тэг #моя_швейная_история

Произошел один случай. За столик присели две подруги и заказали самое бюджетное вино, оно в меню значилось как "Домашнее" без наименования, просто красное или белое.

Это было разливное из 2-х литровых пакетов. Подавали сей "напиток Богов" в графине 500мл или 1л, всё красиво, не представляйте себе жесть с пакетом и граненым стаканом на столе :) Были в винной карте и более дорогие напитки, но клиенты разные, каждый сам решал. Если официанту задавали вопрос о происхождении напитка, говорили честно: "из пакета, сухое", производитель Испания или Италия, Франция, что было в наличии на тот момент. Кто-то пугался и выбирал в бутылках подороже, кто-то соглашался на "Домашнее".

Две подружки выбрали вариант "эконом" и быстренько выдули 1л красного. Без закуски. Убирая пустой графин и держа его в руках, я естественно задала вопрос, повторяем ли? Меню лежало на столе и одна из девушек указала пальцем четко на соседнюю с "Домашним" позицию и сказала: "Вот это! Два бокала!" Опыта у меня было не много, я только начинала работать, это были летние каникулы в техникуме. Я не переспросив пробила позицию, забрала на барной стойке и принесла им два бокала, как просили.

Затем они взяли счет и начались вопросы. Дамы уже "лыка не вязали" толком, но стали доказывать, что я пыталась им навязать более дорогой напиток, а они его не просили. Два бокала обошлись почти как весь графин "напитка Богов". Хотели они повтора того же, что заказывали в графине, так мне и сказали. Менеджер незамедлительно подошел к их столу, сказал, что изменит чек и даст им с собой еще пакет этого "Домашнего" в подарок :) Естественно, никаких чаевых официанту за ошибку. Проблему решили и меня подозвали моментом в кабинет.

Сразу глядя в глаза задали вопрос, хотела ли что-то недоброе? Но быстро поняли, что нет. Ведь официанты на з/п и чаевых. И от суммы чека ничего ровным счетом не изменится, если это не банкетное обслуживание, когда за столом более 5 человек. Мне просто объяснили, что лучше всё переспрашивать, особенно, если вдруг человек решил что-то поменять. Назвать позицию четко и получить положительный ответ словами. И помнить, что твоя задача оставить клиента довольным.

Конечно, мне было неприятно. Когда тебя подозревают в какой-то нечестности, а ты вообще ни при чём, просто неопытный вчерашний школьник, не умеющий общаться с людьми в расслабленном состоянии сознания :) Относились ко мне всегда хорошо, простили. Запомнила.

После того случая работала в еще в офисе крупной компании, Ателье на Маяковке, потом в магазине одежды, произведенной в Белоруссии, и менеджером по продажам тоже одежды белорусских фабрик. Затем пошив на дому и открытие собственной Мастерской. Всё это тоже есть на канале в моей швейной истории.

Но вот это чувство, когда ты сделал то, что тебя не просили...

Оно идёт со мной в подсознании долгие годы. И не гложит, нет никакой вины или неприязни, это стало переработанным опытом и фильтром в общении со всеми заказчиками.

Я переспрашиваю, подвожу итог по эскизу и меркам, описанию, перед тем, как сообщить клиенту стоимость пошива и взять заказ в работу. А счет я всегда выставляю на этапе приема заказа.

Если в работе или порученном мне поиске материалов происходят изменения, нет нужной позиции в наличии, придется чем-то заменить, конструктивно считаю что-то нецелесообразным, всегда сообщаю, советуюсь, объясняю, предлагаю варианты. Дожидаюсь ответа, не принимаю решений самостоятельно.

Ведь если я, например, приобретаю ткани, она может не понравится клиенту, он мог рассчитывать на иное. А отрезанные ткани надлежащего качества не возвратишь. Это закон. И кто понесет расходы? Я. Зачем мне это?

Аналогично с прорезными карманами, вырезом горловины, элементами кроя, фасоном в целом.

В комментариях мне рассказывали, что одной заказчице портной самовольно заменил капюшон на отложной воротник.

Оправдания в ответ на вопросы на примерке были какие-то нелепые, пошла вкусовщина и "я знаю, вам так пойдет". Другой уже вырезали более глубокое декольте, чем она просила, шилось офисное платье. Портная очень удивилась, сообщила, что "она так видит", ведь у заказчицы красивое декольте. Но согласилась сделать декоративную вставку, чтобы это исправить.

Если в случае с воротником и капюшоном сотрудничество было окончено, то во втором продолжилось.

Вот комментарий:

"Мне как то портниха, я заказала обычную рубашку, пошила по своей инициативе, очень высокоудожественную рубашку. А я хотела самую простую, планка, отложной воротник, полуприлегающий силуэт. Она сделала все на высшем уровне. Совместила рисунок, подобрала фурнитуру. Но это было не то, что я хотела. Рубашку конечно носила. Потому что уж очень мне нравилась ткань. Но так и не полюбила. Ругнулись мы с ней тогда)И один раз уж очень она мне сделала декольте, скажем откровенное. Платье планировалось для работы. Я возмутилась, она мне сказала, ты что, кому ж как не тебе с такими декольте ходить. НО мне оно не нужно. А вырез уже есть. в итоге она придумала, как прикрыть декольте. Платье получилось замечательное. Носила его с удовольствием. Но на первой примерке скажу честно, была ошарашена, и недовольство свое не скрывала. Но у нас с Галиной Петровной были "высокие" отношения. Мы могли и поспорить и на повышенных тонах, но как то всегда потом возвращались в рамки. НЕсколько ее вещей, я уже и поправилась, и вряд ли надену. А берегу. И разговоры наши часто вспоминаю. Вот когда мастер твой, и вещи получаются особенные. Неудачные портнихи встречались. Я обычно плачу, конечно выскажу что думаю. И больше не возвращаюсь, если мастер криворукий. Про маленький город и единственного мастера это вы нафантазировали))) Я наоборот писала, что к ней было не пробиться."

Все желающие могут пообщаться, он закреплен.

Порой в дистанционном общении с клиентами читаю нотки некого удивления, что я задаю столько вопросов. Кто-то пишет, что другие мастера спросили мерки, цвет и потом адрес для доставки и всё. Но не всегда получалось именно то, что они хотели.

Мне нравится получать отзывы со словами, что я воплотила чью-то мечту, задумку, давнее желание и стараюсь действовать в этом направлении.

Одна дама, шьющая на заказ, в комментариях написала мне, что у нее всё наоборот. Когда заказчик что-то очень хочет, она, если видит несоответствие по стилю, размеру, возрасту, длине, всегда настойчиво советует изменения. Если клиент от них отказывается в пользу своей идеи, она выполняет, но потом видит, что эти вещи не носятся. И считает, что чутьё ее не подвело, нужно было сделать иначе.

Однако, как мне кажется, она не может отслеживать каждый день клиента, как и что он носит. Даже если это люди одного круга, на 100% не узнаешь.

© Яна Левашова. Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.
© Яна Левашова. Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.

Пока не попробуешь, не получишь опыт. И кто-то внемлет объяснению или совету мастера, а кто-то хочет именно так, как считает нужным.

Если я вижу техническую невозможность воплощения чего-то, какой-то элемент считаю некрасивым или неправильным с точки зрения технологии, сообщаю непременно, всегда открыто высказываю свое мнение. Но стараюсь услышать и собеседника. В случае чего, найти компромисс.

Не даю рекомендаций по стилю, не предлагаю заменить модель полностью, если лично я не стала бы носить такую вещь.

Это и не для меня, правда же? Все мы разные, и воспринимать всерьез комментарии некоторых читателей тоже не собираюсь.

Уже писала, что когда показываю клиентские вещи на видео и фото, рассказываю подробности, есть личности, которые пишут под ними, что надо было сказать сразу, что у человека "дурновкусие" и сшить ему совершенно другую вещь.

Я ж Дизаайнер! Ну нельзя мне шить "такооое". Шла за юбкой - получи шорты из своей ткани! Так же моднее и читателю из города N больше нравится. Хотела блузу? Лучше шерстяное платье, оно сейчас в тренде :)

Всегда привожу в пример, что сами бы они не обрадовались, попав к такому спецу в любой области, одежда, обувь, мебель, ремонты. Который сразу бы им обозначил, что у них со вкусом и как нужно жить и что заказать :)

Вообще, думаю, что индивидуальный пошив и мода, тренды, часто идут в параллели и пересекаются не всегда.

Шьют у портного остро модные вещи, либо действительно обеспеченные люди, либо это не имеет особого смысла. Про шьющих себе самостоятельно всё понятно, что угодно и когда угодно, если есть время. Не об этом сейчас речь.

Тренды зачастую длятся менее одного года, а учитывая погоду в большинстве регионов страны, остро-модная вещь на один сезон.

То, что супер модно этой весной, следующей ужаснет стилистов и инфлюенсеров :) Да и процесс пошива не быстрый, все знают, что ожидание составит от месяца до полугода по многим позициям. За пару недель могут сшить что-то простое в исполнении.

Поэтому шить на заказ выгодно классику или что-то вообще невероятное, нравящееся лично заказчику.

Он будет это носить просто в удовольствие, потому что вещь отвечает его внутреннему состоянию, стилю и характеру, впишется в гардероб и такое не купить.

Также выгодно в начале популярности тренда с циклом на ближайшие пару лет, шить что-то адаптированное под себя. С учетом фигуры, роста, увлечений и образа жизни. Допустим, сейчас в тренде ретро-платья в стиле 40-х. Мелкий рисунок, акцент на талии, пышные рукава, длина миди.

Но не нужно воздушное платье в цветочек, подходящее исключительно под каблуки и укладку, красную помаду и ровный тон фарфоровой куколки, очень спортивной и спартанской девушке, возможно со стройным телосложением и "плоской" фигурой без округлостей, не наносящей макияж, для которой укладка - расчесаться утром.

Для нее больше подойдет платье, которое она сможет носить с кроссовками или лоферами, казаками и мужским пиджаком, накинув рюкзак на спину. В любое время дня, в любой ситуации. Согласитесь, платья, которые, например, создает и продает по полмиллиона рублей Ульяна Сергиенко, это не предполагают.

Что думаете по данному поводу?

  • Были ли у вас как мастера случаи, что вы сами принимали решение о необратимых изменениях в заказе? Как реагировали клиенты?
  • Или может вы как клиент сталкивались с подобными решениями мастеров? В итоге вы их благодарили, были довольны?
  • А может вы такой клиент, который говорит, что согласен на всё, как мастер видит? На вопросы отвечаете, что не знаете, чего хотите? Угождали в итоге? Я, если честно, опасаюсь подобных заказов и не берусь, пока не получу конкретику.

Спасибо за внимание!

С вами была Яна Левашоваю

Подписываемся на канал, ставим лайк и скорее в комментарии.

___________________________

Подробнее о моей работе: https://www.livemaster.ru/yana-levashova

© Яна Левашова

Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.

Без разрешения доступна и приветствуется кнопка "Поделиться".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц