"Вам так лучше, поэтому и не считаю нужным спрашивать, у меня глаз-алмаз!" Такие истории я читаю в комментариях от своих подписчиков :)
Сама шью на заказ около 12 лет, на момент написания статьи, и никогда ничего самовольно не меняла без ведома заказчика. Можно сказать, "отрываюсь" только на своих вещах, поскольку их не покупаю уже лет 10 совсем, а только шью. Делаю всё, что хочу, исправляю что угодно на ходу, вношу элементы, которые не планировала, не думаю иногда о результате и просто рада процессу.
Своему мужчине я тоже шью и у него всегда всё спрашиваю, если это не повтор уже имеющейся вещи. Прошу примерить лишний раз, оценить, все ли устраивает. Перед внесением необратимых изменений особенно.
Но все ли так работают? И сохраняют ли заказчиков после самовольных решений?
Приветствую всех на канале. С вами Дизайнер и Блогер Яна Левашова. Желаю всем продуктивного пошива и не только! Пусть удача сопутствует во всех начинаниях!
Прошу делиться ссылкой на публикацию во всех доступных соц.сетях! Нажмите "Поделиться". Будем полезными друг другу!
Мой канал доступен по ССЫЛКЕ
Данную статью я, пожалуй, отнесу к рубрике #психология_шитья
На нее можно подписаться, там множество статей. Когда открываете тэг, виден весь список. Плюс, я постоянно добавляю новые. Совершенно бесплатно делюсь опытом работы с заказчиками, рассматриваю сложные моменты и мои читатели и подписчики дополняют это важными уточнениями и историями в комментариях.
Когда я поняла, что выполняя что-то для другого, нужно в первую очередь услышать его?
Как ни странно, это понимание пришло в юности и совсем не в швейной сфере, а когда я работала в ресторане напротив Третьяковской галереи. Это было в 16-17 лет, 2006-2007 годы, работала официанткой. Это есть в моей биографии на канале, тэг #моя_швейная_история
Произошел один случай. За столик присели две подруги и заказали самое бюджетное вино, оно в меню значилось как "Домашнее" без наименования, просто красное или белое.
Это было разливное из 2-х литровых пакетов. Подавали сей "напиток Богов" в графине 500мл или 1л, всё красиво, не представляйте себе жесть с пакетом и граненым стаканом на столе :) Были в винной карте и более дорогие напитки, но клиенты разные, каждый сам решал. Если официанту задавали вопрос о происхождении напитка, говорили честно: "из пакета, сухое", производитель Испания или Италия, Франция, что было в наличии на тот момент. Кто-то пугался и выбирал в бутылках подороже, кто-то соглашался на "Домашнее".
Две подружки выбрали вариант "эконом" и быстренько выдули 1л красного. Без закуски. Убирая пустой графин и держа его в руках, я естественно задала вопрос, повторяем ли? Меню лежало на столе и одна из девушек указала пальцем четко на соседнюю с "Домашним" позицию и сказала: "Вот это! Два бокала!" Опыта у меня было не много, я только начинала работать, это были летние каникулы в техникуме. Я не переспросив пробила позицию, забрала на барной стойке и принесла им два бокала, как просили.
Затем они взяли счет и начались вопросы. Дамы уже "лыка не вязали" толком, но стали доказывать, что я пыталась им навязать более дорогой напиток, а они его не просили. Два бокала обошлись почти как весь графин "напитка Богов". Хотели они повтора того же, что заказывали в графине, так мне и сказали. Менеджер незамедлительно подошел к их столу, сказал, что изменит чек и даст им с собой еще пакет этого "Домашнего" в подарок :) Естественно, никаких чаевых официанту за ошибку. Проблему решили и меня подозвали моментом в кабинет.
Сразу глядя в глаза задали вопрос, хотела ли что-то недоброе? Но быстро поняли, что нет. Ведь официанты на з/п и чаевых. И от суммы чека ничего ровным счетом не изменится, если это не банкетное обслуживание, когда за столом более 5 человек. Мне просто объяснили, что лучше всё переспрашивать, особенно, если вдруг человек решил что-то поменять. Назвать позицию четко и получить положительный ответ словами. И помнить, что твоя задача оставить клиента довольным.
Конечно, мне было неприятно. Когда тебя подозревают в какой-то нечестности, а ты вообще ни при чём, просто неопытный вчерашний школьник, не умеющий общаться с людьми в расслабленном состоянии сознания :) Относились ко мне всегда хорошо, простили. Запомнила.
После того случая работала в еще в офисе крупной компании, Ателье на Маяковке, потом в магазине одежды, произведенной в Белоруссии, и менеджером по продажам тоже одежды белорусских фабрик. Затем пошив на дому и открытие собственной Мастерской. Всё это тоже есть на канале в моей швейной истории.
Но вот это чувство, когда ты сделал то, что тебя не просили...
Оно идёт со мной в подсознании долгие годы. И не гложит, нет никакой вины или неприязни, это стало переработанным опытом и фильтром в общении со всеми заказчиками.
Я переспрашиваю, подвожу итог по эскизу и меркам, описанию, перед тем, как сообщить клиенту стоимость пошива и взять заказ в работу. А счет я всегда выставляю на этапе приема заказа.
Если в работе или порученном мне поиске материалов происходят изменения, нет нужной позиции в наличии, придется чем-то заменить, конструктивно считаю что-то нецелесообразным, всегда сообщаю, советуюсь, объясняю, предлагаю варианты. Дожидаюсь ответа, не принимаю решений самостоятельно.
Ведь если я, например, приобретаю ткани, она может не понравится клиенту, он мог рассчитывать на иное. А отрезанные ткани надлежащего качества не возвратишь. Это закон. И кто понесет расходы? Я. Зачем мне это?
Аналогично с прорезными карманами, вырезом горловины, элементами кроя, фасоном в целом.
В комментариях мне рассказывали, что одной заказчице портной самовольно заменил капюшон на отложной воротник.
Оправдания в ответ на вопросы на примерке были какие-то нелепые, пошла вкусовщина и "я знаю, вам так пойдет". Другой уже вырезали более глубокое декольте, чем она просила, шилось офисное платье. Портная очень удивилась, сообщила, что "она так видит", ведь у заказчицы красивое декольте. Но согласилась сделать декоративную вставку, чтобы это исправить.
Если в случае с воротником и капюшоном сотрудничество было окончено, то во втором продолжилось.
Вот комментарий:
"Мне как то портниха, я заказала обычную рубашку, пошила по своей инициативе, очень высокоудожественную рубашку. А я хотела самую простую, планка, отложной воротник, полуприлегающий силуэт. Она сделала все на высшем уровне. Совместила рисунок, подобрала фурнитуру. Но это было не то, что я хотела. Рубашку конечно носила. Потому что уж очень мне нравилась ткань. Но так и не полюбила. Ругнулись мы с ней тогда)И один раз уж очень она мне сделала декольте, скажем откровенное. Платье планировалось для работы. Я возмутилась, она мне сказала, ты что, кому ж как не тебе с такими декольте ходить. НО мне оно не нужно. А вырез уже есть. в итоге она придумала, как прикрыть декольте. Платье получилось замечательное. Носила его с удовольствием. Но на первой примерке скажу честно, была ошарашена, и недовольство свое не скрывала. Но у нас с Галиной Петровной были "высокие" отношения. Мы могли и поспорить и на повышенных тонах, но как то всегда потом возвращались в рамки. НЕсколько ее вещей, я уже и поправилась, и вряд ли надену. А берегу. И разговоры наши часто вспоминаю. Вот когда мастер твой, и вещи получаются особенные. Неудачные портнихи встречались. Я обычно плачу, конечно выскажу что думаю. И больше не возвращаюсь, если мастер криворукий. Про маленький город и единственного мастера это вы нафантазировали))) Я наоборот писала, что к ней было не пробиться."
Все желающие могут пообщаться, он закреплен.
Порой в дистанционном общении с клиентами читаю нотки некого удивления, что я задаю столько вопросов. Кто-то пишет, что другие мастера спросили мерки, цвет и потом адрес для доставки и всё. Но не всегда получалось именно то, что они хотели.
Мне нравится получать отзывы со словами, что я воплотила чью-то мечту, задумку, давнее желание и стараюсь действовать в этом направлении.
Одна дама, шьющая на заказ, в комментариях написала мне, что у нее всё наоборот. Когда заказчик что-то очень хочет, она, если видит несоответствие по стилю, размеру, возрасту, длине, всегда настойчиво советует изменения. Если клиент от них отказывается в пользу своей идеи, она выполняет, но потом видит, что эти вещи не носятся. И считает, что чутьё ее не подвело, нужно было сделать иначе.
Однако, как мне кажется, она не может отслеживать каждый день клиента, как и что он носит. Даже если это люди одного круга, на 100% не узнаешь.
Пока не попробуешь, не получишь опыт. И кто-то внемлет объяснению или совету мастера, а кто-то хочет именно так, как считает нужным.
Если я вижу техническую невозможность воплощения чего-то, какой-то элемент считаю некрасивым или неправильным с точки зрения технологии, сообщаю непременно, всегда открыто высказываю свое мнение. Но стараюсь услышать и собеседника. В случае чего, найти компромисс.
Не даю рекомендаций по стилю, не предлагаю заменить модель полностью, если лично я не стала бы носить такую вещь.
Это и не для меня, правда же? Все мы разные, и воспринимать всерьез комментарии некоторых читателей тоже не собираюсь.
Уже писала, что когда показываю клиентские вещи на видео и фото, рассказываю подробности, есть личности, которые пишут под ними, что надо было сказать сразу, что у человека "дурновкусие" и сшить ему совершенно другую вещь.
Я ж Дизаайнер! Ну нельзя мне шить "такооое". Шла за юбкой - получи шорты из своей ткани! Так же моднее и читателю из города N больше нравится. Хотела блузу? Лучше шерстяное платье, оно сейчас в тренде :)
Всегда привожу в пример, что сами бы они не обрадовались, попав к такому спецу в любой области, одежда, обувь, мебель, ремонты. Который сразу бы им обозначил, что у них со вкусом и как нужно жить и что заказать :)
Вообще, думаю, что индивидуальный пошив и мода, тренды, часто идут в параллели и пересекаются не всегда.
Шьют у портного остро модные вещи, либо действительно обеспеченные люди, либо это не имеет особого смысла. Про шьющих себе самостоятельно всё понятно, что угодно и когда угодно, если есть время. Не об этом сейчас речь.
Тренды зачастую длятся менее одного года, а учитывая погоду в большинстве регионов страны, остро-модная вещь на один сезон.
То, что супер модно этой весной, следующей ужаснет стилистов и инфлюенсеров :) Да и процесс пошива не быстрый, все знают, что ожидание составит от месяца до полугода по многим позициям. За пару недель могут сшить что-то простое в исполнении.
Поэтому шить на заказ выгодно классику или что-то вообще невероятное, нравящееся лично заказчику.
Он будет это носить просто в удовольствие, потому что вещь отвечает его внутреннему состоянию, стилю и характеру, впишется в гардероб и такое не купить.
Также выгодно в начале популярности тренда с циклом на ближайшие пару лет, шить что-то адаптированное под себя. С учетом фигуры, роста, увлечений и образа жизни. Допустим, сейчас в тренде ретро-платья в стиле 40-х. Мелкий рисунок, акцент на талии, пышные рукава, длина миди.
Но не нужно воздушное платье в цветочек, подходящее исключительно под каблуки и укладку, красную помаду и ровный тон фарфоровой куколки, очень спортивной и спартанской девушке, возможно со стройным телосложением и "плоской" фигурой без округлостей, не наносящей макияж, для которой укладка - расчесаться утром.
Для нее больше подойдет платье, которое она сможет носить с кроссовками или лоферами, казаками и мужским пиджаком, накинув рюкзак на спину. В любое время дня, в любой ситуации. Согласитесь, платья, которые, например, создает и продает по полмиллиона рублей Ульяна Сергиенко, это не предполагают.
Что думаете по данному поводу?
- Были ли у вас как мастера случаи, что вы сами принимали решение о необратимых изменениях в заказе? Как реагировали клиенты?
- Или может вы как клиент сталкивались с подобными решениями мастеров? В итоге вы их благодарили, были довольны?
- А может вы такой клиент, который говорит, что согласен на всё, как мастер видит? На вопросы отвечаете, что не знаете, чего хотите? Угождали в итоге? Я, если честно, опасаюсь подобных заказов и не берусь, пока не получу конкретику.
Спасибо за внимание!
С вами была Яна Левашоваю
Подписываемся на канал, ставим лайк и скорее в комментарии.
___________________________
Подробнее о моей работе: https://www.livemaster.ru/yana-levashova
© Яна Левашова
Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.
Без разрешения доступна и приветствуется кнопка "Поделиться".