Всего за год (премьера случилась в 1965-м) комедию «Операция «Ы» в СССР посмотрели почти 70 миллионов зрителей. Интересно, что первоначально фильм должен был называться по-другому. В первом варианте его название было «Несерьёзные истории». Затем оно сменилось на «Операцию «У». А уже потом буква «У» пропала, зато вместо неё появилась «Ы»…
Почему главный герой не стал Володей
Главного героя истории тоже предполагалось назвать по-другому. В первом варианте сценария его величали Владимир (он же Владик) Арьков. Однако на киностудии решили, что Владимиром называться неуклюжему юноше совершенно негоже — чтобы избежать ассоциаций с вождём мирового пролетариата.
Почему Шурика не сыграл Андрей Миронов
Александра Демьяненко на главную роль утвердили тоже не сразу. В списке претендентов на получение роли Шурика кого только не было. В список соискателей вошло несколько самых известных актёрских имён. В их числе были Виталий Соломин, Иван Бортник и даже Евгений Петросян. Все они Гайдая не устраивали. Леонид Иович решил вызвать на съёмочную площадку Андрея Миронова. Но эти пробы не состоялись — встреча с Демьяненко состоялась чуть раньше. Выбор был сделан.
Почему исполнитель роли «гражданина-тунеядца» - всё-таки не Гайдай
Многие зрители до сих пор ошибочно считают, что Гайдай тоже сыграл одну из ролей в «Операции «Ы». Легендарному режиссёру приписывают образ мужчины в кепке и в очках, из уст которого звучит фраза: «Огласите весь список, пожалуйста»!».
Причём, надо признать: сходство у Леонида Иовича и у худощавого мужчины в очках действительно было. Однако это — совершенно другой человек. Его имя — Олег Скворцов. Он не был профессиональным актёром, но давно мечтал засветиться в массовке. Кстати, на момент съёмок в «Операции «Ы» Скворцову было всего 36 лет.
Откуда взялась фраза про «весь список»
Кстати, фраза про «весь список» - из фронтовой биографии самого Гайдая. В 1941-м будущий режиссёр оказался в армии на территории Монголии, но при этом очень хотел скорее попасть на линии соприкосновения с немецкой армией. Поэтому, когда в часть прибыл офицер и стал набирать солдат на передовую, Гайдай практически на все предложения звонко отвечал: «Я!»
В какой-то момент офицеру это страшно надоело и он попросил Леонида дождаться, когда он «огласит весь список».
Почему фраза «Надо, Федя, надо» чуть не попала под запрет
Интересно, что по просьбе цензоров фильм чуть было не лишился другой фразы, над которой потом дружно хохотали зрители. Слова Шурика «Надо, Федя, надо» собирались вырезать из-за… Фиделя Кастро. Дело в том, что кубинского лидера в кремлёвских кабинетах величали исключительно так. А посему бдительная цензура посоветовала убрать слова, которые могли бы быть восприняты как некое «послание» Кастро.
Заодно режиссёру велели вырезать сцену с актёром Алексеем Смирновым, вымазанном в чёрной краске. Это сочли недружественным проявлением по отношению к африканским народам.
Между тем, Леониду Гайдаю удалось-таки отстоять текст, да и забег тоже. Режиссёр убедил строгую комиссию, что Федя — персонаж всё-таки вымышленный, не имеющий к Кубе ни малейшего отношения...