Школа, особенно начальная, прилагает огромное количество усилий, чтобы приобщить детей к чтению. Мы же в 2015 были признаны самой читающей семьёй в посёлке по версии местной библиотеки. Детям на тот момент было 5 и 7 лет.
Вот сейчас посчитала, и сама офигела. А ведь старшая, которая тогда училась в 1 классе, сделала нам половину статистики по количеству прочитанных книг за год.
Школа аплодировала, родители одноклассников удивлялись и, похоже, жалели её, думая, что мы заставляем ребёнка сидеть за книжками.
Ничего подобного! У неё и сейчас иногда надо отбирать книги, чтобы она занялась чем-то практическим и слезла со своих гипотетических единорогов. Хотя после перехода на семейное образование это пристрастие к чтению сильно облегчило мою «преподавательскую» деятельность.
Главный вопрос: как вы заставили детей читать?
Поясню: младший тоже спокойно осиливает за недельку исторические романы по 400-500 страниц безо всяких моих указок.
Отвечаю: никогда в жизни, вот прямо ни разу не заставляла их это делать!
А если насильно заставлять их что-то делать, не объясняя, нахрена козе баян зачем им это нужно, то результат если и будет, то разовый. Чем больше принуждения, тем меньше их истинного стремления идти в эту сторону и, соответственно, плачевнее результат.
Физика! Сила противодействия равна силе воздействия. Чем больше запрещаешь, тем больше они нарушают запреты. Иногда я запрещаю им читать, поэтому уверена: схема рабочая.
В нашей семье читающих изначально было двое: я и моя мама. И нас — меньшинство, ибо после переезда из города жили мы вшестером — ещё муж, свекровь и дети. Теперь бабушки поразъехались.
Дети видели, что мы способны надолго залипать в литературных произведениях, старшая ещё с младенчества требовала ей по 10 раз «татать» одну и ту же книгу — пока не заучит. К двум годам она знала весь алфавит, а в три с половиной научилась чтению. Младший же долго отказывался учить буквы, а читать начал как-то резко и сам в 4 года.
Помимо того, что дети из попугайской натуры и любопытства стали заглядывать в моё чтиво (которое затягивает), они занялись поиском того, что интересно им
- Подростковый раздел художественной литературы в сельской библиотеке (она не маленькая) перечитали весь.
- Быстро поняли, что сюжеты однотипны, и захотели чего-то посерьёзнее. Но тут пришло «новое время» с локдаунами и закрытием культурных учреждений — я вздохнула с облегчением: не надо таскаться с полной котомкой книг за 5 километров в библиотеку каждую неделю.
- Детям ничего не оставалось, как перейти на домашние закрома. А здесь у нас нашлись и хрестоматии по зарубежной литературе, и собрания сочинений отечественных писателей и поэтов 19-20 веков, и эпос народов мира — мои запасы со школьных времён, большей частью добытые на макулатурке (макулатурный цех целлюлозно-бумажного комбината).
Литература пошла в гору сама собой. Всё, что я теперь контролирую в плане подготовки к аттестации — чтоб они в общих чертах представляли биографии писателей и узнавали их на портретах.
Как я объяснила, зачем им это? Не объясняла, сами врубились
- Во-первых — это времяпрепровождение, часто интересное.
- Во-вторых, они поняли, что интересные в общении люди часто строят свои реплики и шутки на классических литературных цитатах, а если ты не понимаешь, то ты, вроде как, лохозавр. Но тут стоит заметить, что я очень придирчива к своему окружению — с «низшими слоями» мне хватило общения в период жизни в городе, и всегда позволяю детям общаться с теми, с кем общаюсь сама.
- В третьих, во многих неразрекламированных литературных сериях можно почерпнуть элементы мироустройства (пусть фантастические, зато небанальные), и если кто-то из детей подобное в текстах замечает, мы обязательно обсуждаем это совместно.
Недавно я полностью обновила домашнюю книжную коллекцию: отдала в библиотеку приключенческие зарубежные серии, криминальные романы 90-х годов и всякую эзотерическо-философскую шелуху, которую ещё пять лет назад активно скупала.
Вместо них взяла за правило приобретать эксклюзивные издания тех авторов, которые нравятся мне как личности и выпускают свои творения ограниченными тиражами. Второй вариант — научные труды историков, лингвистов, археологов, история — моя страсть.
Однако наш фаворит — «Большая книга шамана» за авторством профессора психологии ВШЭ В. Серкина. Эту мы часто цитируем применительно к бытовым ситуациям, обсуждаем, а иногда и устраиваем литературные вечера с чтением вслух своих любимых эпизодов.
Казалось бы, при чём тут литература и семейное обучение?
Мы никогда не разбираем с ними произведения из школьной программы, если они не инициируют это
А если инициируют, мне зачастую приходится читать их учебники, так как многого я уже не помню. Но это случается нечасто.
Просто я уверена: если они поняли принцип работы с текстом, то не важно, что это за произведение, не нужно заучивать ответы критиков — научите их самих быть критиками.
А это можно сделать, только показав на собственном примере. Читающие дети — спящие аксоны общества, а что это значит, смотрите в нейрофизиологии.
Если тоже ищете способы изучения профильных предметов, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора:
Главные вопросы к СОшникам: «А как же физика?»
Ещё про чтение: