На этом портрете, сделанном по заказу автора данного материала рукой нашего земляка — художника из Табата Федора Голощапова, запечатлен житель Хакасии, воин-интернационалист Владимир Николаевич Будников, погибший в Афганистане. Сегодня наш рассказ — об этом герое.
Владимир родился 8 марта 1962 года в селе Бондарево Бейского района Хакасской авт. области. Здесь же он окончил десять классов местной средней школы и поступил на учебу в Черногорское ТУ-4 Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР по специальности «помбур» — помощник бурильщика нефтяных и газовых скважин. Володя учился в группе, где мастером производственного обучения был знаменитый в этой отрасли В.Ф. Абдулов, более полувека своей жизни отдавший разведыванию недр. В это же время в училище обучались несколько молодых ребят, которые были родом из Бейского района. За время учебы в училище мы сдружились еще больше, жили в соседних комнатах общежития, расположенного по ул. Сурикова, где ранее, в качестве учебного пособия для начинающих нефтяников и газовиков, стояла буровая вышка.
После окончания учебы в училище Володя успешно прошел производственную практику в одной из нефтеразведывательных экспедиций на севере Красноярского края и вернулся домой. После возвращения он переехал в пос. Усть-Бюр и стал работать в местном леспромхозе п/о «Хакаслес». Тяжелая работа на предприятии лесной промышленности не пугала молодого парня. Работая чокеровщиком в усть-бюрской тайге, он получил неплохую рабочую закалку на тяжелой работе. Труд чокеровщика непростой — для этого нужно мгновенно оценить ситуацию на лесной делянке и крюком, закрепленным на конце толстого и часто колючего от времени стального троса, быстро прикрепить соседние стволы к основному пакету деревьев. Затем тягач на базе гусеничного трактора Т-100 или ТТ-4 потянет этот волок на верхний склад — относительно ровную площадку на одном из таежных косогоров. Отдых длится недолго — пока трактор волочит сформированную пачку леса на эстакаду. Работать молодому парню приходилось в тайге, в любую погоду.
Работая в Усть-Бюрьском леспромхозе, Володя по-прежнему не оставлял свою мечту о военной службе. И это несмотря на то, что ранее призывная комиссия Бейского РВК признала его не годным к военной службе. Он очень хотел стать солдатом. Впрочем, об этом тогда мечтали многие советские мальчишки. Поэтому, когда он, сменив место жительства, вновь получил повестку на призывную комиссию (которую прошел, не стану этого скрывать, при помощи своих здоровых товарищей по учебе), ему удалось скрыть от медиков свой недуг и получить повестку о призыве на военную службу. Так сбылась юношеская мечта Владимира Будникова — пройти военную службу по призыву. Можно сказать, на военную службу Владимир попал, в сравнении с другими 18-летними призывниками, уже взрослым человеком: ко времени призыва в апреле 1983 года ему уже исполнился 21 год от роду. Вероятно, с учетом его возраста и хорошей трудовой закалки нашего земляка направили на службу в Воздушно-десантные войска, в один из самых южных военных округов, где было жарко, и не только в смысле климатических условий: начиная с декабря 1979 года в соседнем с СССР Афганистане находились советские войска. Из письма Владимира Будникова своей маме Марии Исааковне: «...Мама, ты не сердись, что я не сообщил вам о призыве на службу, но я посчитал, что так будет лучше... О своей болезни и освобождении от армии я умолчал на комиссии, потому что мне хотелось быть полноценным мужчиной, солдатом и защитником своей Родины...»
Следует отметить, что в Афганистан советских военнослужащих отправляли не сразу, а после прохождения ими короткой военной доподготовки в учебных центрах. Эти «учебки» были предназначены для тех бойцов, кого после их окончания отправляли в Афганистан, в основном создавались в Туркестанском военном округе (ТуркВО) — в Иолотани, Чирчике, Термезе, Мары и Кушке. Военнослужащие, находясь в этих учебных центрах, лучше и быстрее адаптировались к жаркому и сухому климату страны, в которой им было суждено воевать. События тех лет показали, что стандартной программы боевой подготовки мирного времени в ВС СССР оказалось недостаточно для готовности личного состава подразделений, направляемых в ОКСВА. Результаты первых же боестолкновений в Афганистане также наглядно показали: советских солдат и сержантов Советской армии практически не учли вести боевые действия в условиях горной и пустынной местности. Более того, в восьмидесятые годы во всей Советской армии имелась только одна воинская часть, занимавшаяся по программе такой подготовки. Она располагалась в г. Ош Киргизской ССР.
Афганские двухмесячные «учебки» для рядовых и сержантов срочной службы создавались по типу той, что показана в изрядно нашумевшем фильме Федора Бондарчука «Девятая рота», в котором довольно красочно и кроваво изображен процесс обучения молодых советских солдат перед их отправкой в ДРА. Командование готовило солдат по необходимым военно-учетным специальностям (ВУСам), а новоиспеченные сержанты (в перспективе) должны были возглавить отделения (или расчеты экипажей танков, САУ или «шилок»). Спустя два года срок подготовки в этих учебных подразделениях для стрелков увеличили еще на месяц, а для обладателей более сложных ВУСов (танкисты, пулеметчики, гранатометчики) срок обучения стал пятимесячным. В «учебке» Кушки, как и в Марах и Термезе, в основном делали упор на огневую и тактическую подготовки. Морально-психологическому настрою также уделялось особое внимание.
Солдат и сержантов, да и офицеров тоже, перед отправкой «за речку» надо было научить многим элементарным вещам — соблюдению правил гигиены, знанию менталитета «духов» и местного населения, особенностям боевых действий в условиях горной местности. Одним словом, нагрузка на курсантов была нешуточная, и не каждый ее выдерживал. Морально-политическая тоже была для всех одинаковой, т. е. с учетом момента — событий в Афганистане. Замполит, который только что вернулся «из-за речки», также вносил свой вклад в это дело. Он подготавливал личный состав подразделения морально-политически: «Вы — десантники! Ваши братья геройски сражаются в горах Афганистана! Будьте же достойной заменой им, не роняйте чести советских солдат!» И десантники не роняли. Например, до стрельбища в Фергане, вернее до горного учебного центра, с сарказмом прозванного солдатами «Поле Чудес», от солдатских казарм и до рубежа открытия огня было 11–12 км в одну сторону. Подразделения туда действительно ходили пешком! Ну, или бегали (это уже в зависимости от результатов стрельбы)! В общем, как бы там ни было, наш земляк — выдержал.
Летом 1983 года, после прохождения курса молодого бойца и ускоренной горной подготовки гвардии рядовой В.Н. Будников прибыл к месту службы — в столицу Демократической Республики Афганистан — город Кабул. Он был зачислен в состав подразделения, которое несло охрану резиденции президента Афганистана. Совсем недолго прослужил наш земляк в Кабуле, в составе 317-го парашютно-десантного ордена Александра Невского полка 103-й воздушно-десантной дивизии. 17 августа 1983 года он вместе с другими военнослужащими своей роты был назначен в состав суточного караула, который нес охрану внешнего кольца окружения резиденции президента Афганистана. Находясь на боевом посту, ранним утром 18 августа 1983 года часовой гвардии рядовой Будников заметил передвижение вооруженной группы неизвестных лиц. Как оказалось, это была группа мятежников и отряда непримиримой оппозиции Хекматияра, которая скрытно пробиралась в сторону резиденции с целью совершения очередного террористического акта. На окрик часового на фарси «Дриш! Дриш, фаери мекунам!» («Стой! Стой, стрелять буду!») и просьбу назвать пароль мятежники открыли огонь по часовому. Выстрелив в воздух и тем самым сообщив в караульное помещение о нападении на пост, гвардии рядовой Будников в одиночку отважно вступил в бой с численно превосходящим его противником. Несмотря на то, что почти сразу Владимир был тяжело ранен, он отражал нападение душманов до тех пор, пока мог держать в руках оружие.
Ранение в голову оказалось очень тяжелым. Врачи в госпитале почти неделю боролись за жизнь отважного воина-десантника, но полученные тяжелые раны не оставили Володе надежды на жизнь. 25 августа 1983 года он умер от полученных ран в нейрохирургическом отделении военного госпиталя в Кабуле...
За образцовое выполнение служебных обязанностей, проявленные при этом стойкость и мужество наш земляк был награжден медалью «За боевые заслуги» (посмертно). Похоронен Владимир Николаевич Будников в родном селе. Одна из улиц села Бондарево Бейского района, где он родился и жил, ныне носит имя солдата. На здании Бондаревской средней школы, где учился, установлена мемориальная доска, посвященная памяти земляка, погибшего смертью храбрых на земле Афганистана.
Сергей БАЙКАЛОВ