Происхождение имени божества
Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. По мнению Г. Ловмянского, « Велес, скорее всего, был русским демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом». 'Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белёсый - это белый. Ю. В. Подлипчук считает, что бога Велеса, в отличие от Волоса, вовсе не существовало, поскольку немногочисленные примеры употребления этого слова в древнерусских источниках гораздо лучше могут быть поняты исходя из семантики слова «великий». Б. А. Успенский, хотя и употребляет иногда в своей книге, написание «Волос - Велес» как дань авторитету В. В. Иванова и В. Н. Топорова, всё же придерживается написания «Волос».
Какова сфера действия божества?
Велес — бог трёх миров - Прави, Яви, Нави -, свободно перемещающийся между ними, бог плодородия, богатства, скотоводства, возможно, плодовитости. Помимо этого, говорится, что Велес имеет семантический оттенок - культ мертвых, предков, душ умерших (по А.Н.Веселовскому). Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог бы означать «духа убитого зверя», «духа охотничьей добычи», т.е. бога того единственного богатства первобытных охотников, которое олицетворялось тушей побежденного зверя. В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:
«Чи ли въсиети было. вещей Бояне, Велесовь внуче» Этот эпитет может говорить о функции Велеса как бога мудрости и поэзии. В крестьянской культуре восточных славян «скотьим богом» называли также медвежью лапу, которую вешали в хлеву как амулет, оберегающий домашний скот. Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой»
Сведения о Велесе
Упоминаний о Велесе-Волосе в русских летописях и других древних документах сохранилось мало. Конечно, можно в качестве источника рассматривать Велесову книгу и подобные произведения, но достоверность таких текстов крайне сомнительна.
Большинство ученых считают подобные книги откровенными подделками. Первые упоминания о Велесе мы находим в договорах русских князей с Византийскими императорами. Летописи рассказывают нам о договоре Олега с греками:
В лето 6415 от сотворения мира (9112) "Цесарь же Леом с Александръмъ мир сотворив с Ольгьм, имъшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавъше кръст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русъскому закону и кляшася о» жием своимъ и Перунъмъ, богъмъ своимъ и Волосъмъ скотиемъ богъмъ и утвердиша мир".
Интересно то, что во втором договоре между русскими и греками от 944 года, имя Скотьего бога не упомянуто. Следующий договор от 971 года, заключенный между князем Святославом Игоревичем и византийским императором Иоаном Цимисхием:
В лето 6479 (9712) "... Если же вышесказанное я и те, кто подвластен мне, не соблюдем, пусть будем прокляты вогом, в которого веруем, Перуном и велесом, скотьим вогом, и ‹за пожелтеем как золото, ида удем иссечены сооственным оружием. "” не сомневайтесь в правде того, что ныне изобразили на золотой дощечке, написали на этой хартии и скрепили своими печатями..."
Из этих документов нам известно, что русские особенно почитали бога Велеса, так-как приводили его имя в качестве гарантов мирных договоров. Упоминания имени Велеса в важных дипломатических документах, говорит об особой значимости этого бога, не только для простого народа, но и для официальных лиц, являвшихся представителями власти.
Многие ученые считают, что Велес упомянут в договорах, как бог именем которого клялись купцы. Однако последние исследования говорят о том, что культ Велеса был распространен и в дружинной среде. К тому же договор от 971 года заключался после битвы, в атмосфере постоянной готовности к дальнейшей войне. Вряд ли в такой ситуации при его подписании присутствовала большая группа купцов с русской стороны, а между тем имя Велеса в этом договоре упомянуто.
Следующее упоминание Велеса, мы находим в "Повести временных лет". В записи от 980 года, рассказывающей о возведении князем Владимиром, капища с шестью идолами языческих богов, среди которых Велес отсутствовал. Летописец говорит о том, что идол Велеса находился в Киеве " под горой", вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, в торгово-ремесленном районе города, у пристани на реке Почайне. Пристанью пользовались купцы из Новгорода и северных земель, особо прочитавшие Велеса, поэтому место, где стоял идол Велеса было выбрано не случайно. Для северян он был родным, исконным богом. К тому же Велес покровитель богатства и торговли, где же ещё если не в торгово-ремесленном районе, находится его идолу.
Есть еще одна причина для такого выбора места: Велес бог подземного мира, пастырь мертвых, его идолу положено было стоять в низком месте, а не на холме, возле княжеского терема. Известна связь между богами нижнего мира и водой, по древним поверьям река это путь в страну мертвых. В древности люди отправляли лодки с покойниками вниз по реке, в надежде на то. что умерший, таким образом, окажется в стране предков. Это еще одна возможная причина выбора места для идола Велеса в нижней части города у реки. В "Житии князя Владимира", святитель Дмитрий Ростовский повествует о свержении языческих идолов в Киеве и упоминает при этом об участи Велесова идола. В 988 году: "А Волоса идола... Веле в Почайну реку воврещи". Примечательно, что кумир Велеса скидывают в реку, в этом действии мы можем увидеть аналогию с древним погребальным обрядом. Старого бога, как бы хоронят, отправляя в нижний мир, вниз по реке.
Велесу поклонялись на территории всей Руси и объяснить такую широкую географию распространения культа Велеса финно-угорским влиянием, вряд ли возможно. К тому же, контакты между славянскими племенами и племенами финно-угорскими начались довольно поздно и трудно представить, что за два-три века культ Велеса заработал такую популярность среди славя. В Густинской летописи, письменном памятнике начала семнадцатого века говорится:
"Вторый (идол) Волосъ, бог скотий, бяше у них (язычников) во великой чести".
Упоминание очень краткое и говорит только об особом почтении к Велесу у язычников. В "Хождении Богородицы по мукам" апокрифическом христианском сочинении, датированном двенадцатым веком, Велес прямо соотносится с нечистой силой. Автор говорит, что язычники прозвали богами те предметы, которые Бог сотворил для трудов наших:
"...прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов: всё это те люди сделали из камней, - Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили и были одержимы злым бесом, и веровали и до сих по во мраке находятся, потому здесь так мучаются".
Очень много можно найти мифов про Велеса. которые передавались из поколения в поколение. Так, в одном из них повествуется, что Велес сын Рода. который должен слать равновесием между противоположностями (Светлыми и Темными Богами), помочь столь разным по характеру славянским Богам договориться друг с другом. Так по задумке Рода был создан Велес. Для его создания Род-Творец взял частицы свела и тьмы да прибавил к ним немного той первозданной силы, которая ведома лишь Создателю. Так появился на свет Бог Трёх Миров. наделённый противоречивым и сложным характером и похожий на людей более, чем другие божества славянского пантеона,
Особенности культа и почитания
Для выбора места капища или святилища Велеса прибегают к определённым приметам. Капище может быть поставлено как в сырой низине, где преобладает царствие подземного и подводного, змеиного мира, так и на горе, где, к примеру, раскинулся ельник или растут другие деревья скотьего Бога. Хорошим знаком для постановления капища в определённом месте является присутствие поблизости гнезда воронов.
Вероятно, что на капищах Велеса висели черепа животных. а сам идол был увенчан рогами и укутан в меха. Так же, вероятнее всего, идол Велеса присутствовал на многих капищах, так как, кроме всего прочего, Велес является покровителем волхвов, колдунов, целителей, гадателей и т.д. Его покровительство всему человеческому, всей человеческой природе естественно заставляло людей чтить его как своего защитника и заступника, покровителя практически всех сторон человеческой жизни, начиная от самого рождения и заканчивая посмертным путешествием в загробный мир. Согласно одному из преданий город Ярославль был построен на месте древнего капища " Медвежий угол", где жрецы поклонялись Велесу:
"Сему же многоказненному идолу и капище створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури"
Из этого же отрывка мы видим, что приносилась жертва - куры. Об этом также говорит чешская история, где чехи даже после принятия христианства приносили в жертву Велесу голубей и чёрных кур.
По легенде жрецы отказались принимать христианство, и князь Ярослав Мудрый убил огромного медведя, жившего в храме, а жрецов разгромил, разрушив при этом и капище.
Во время основания города Ярославля на данной территории обитало племя меря, которое ученые относят к финно-угорской группе. Еще в девятом веке меря начала ассимилироваться славянскими племенами и, таким образом, мы опять видим локализацию культа Велеса на территории северных славян и финно-угорской мери.
В целом, медвежья тема в археологии и фольклоре очень часто бывает сопряжена с именем Велеса. Велесу жертвовали медью, ибо он — бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом — теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. На праздник или в дни славления Велеса традиционными блюдами являются молоко, творог и другие молочные продукты. Неправильным является употребление в пищу говядины, медведятины. Треба приносится зерном, мёдом, хлебом, молоком, идол поливают пивом и квасом.
Велеса чествовали несколько раз в году. Одни праздники посвящены непосредственно этому Богу, во время других отдают почести Велесу, как одному из Богов-помощников.
#велес #язычество #славяне #история #поклонение #религия #обычаи