Упоительно счастливой была юная Маля. Любящий отец, знаменитый артист Феликс Кшесинский, подарил ей беззаботное детство в волшебном мире балета. Матильда выросла в театре и здесь же встретила своего сказочного принца - наследника русского престола Николая Александровича.
Театральная династия
Отец Матильды, Феликс Кшесинский, получил известность как великолепный исполнитель мазурки. В Петербург его выписал император Николай I, впечатлённый выступлением Феликса в Варшаве. Поэт Алексей Плещеев восхищался: «Более удалое, гордое, полное огня и энергии исполнение этого национального танца трудно себе представить. Кшесинский умел придать ему оттенок величественности и благородства. С легкой руки Кшесинского или, как выразился один из театральных летописцев, с легкой его ноги, положено было начало процветанию мазурки в нашем обществе. У Феликса Ивановича Кшесинского брали уроки мазурки, которая с этой даты сделалась одним из основных бальных танцев в России».
Феликс женился на Юлии Доминской, бывшей балерине, вдове французского танцовщика Леде. От этих двух браков Юлия родила тринадцать детей, из которых Матильда была самой младшей. Иосиф, брат Матильды, и ее сестра Юлия также впоследствии танцевали на сцене Мариинского.
Детские радости
Матильда была любимицей отца. Он часто брал ее с собой в театр на репетиции и премьеры. Кшесинская потом писала: «Никогда не забуду, с каким восхищением я смотрела спектакль, с каким вниманием следила за танцами, за игрою отца, как любовалась декорациями и световыми эффектами — то день на сцене, то ночь и луна, то ветер и гроза с громом и молнией,— все это представлялось мне сказочно прекрасным, таинственным и необыкновенно увлекательным».
Но и дома Матильде скучать не приходилось. Семья была вполне состоятельной - Феликс получал отличные гонорары за спектакли, а его уроки мазурки были самыми дорогими в столице. Кшесинские снимали большие квартиры в лучшей части города, а лето проводили в имении Красницы под Петербургом. «Роскоши не было, - рассказывала Матильда. - Но изобилие было полное… В соседних деревнях были прекрасные лавки, где все можно было покупать, а чего нельзя было там достать, отец привозил из города в большом кожаном мешке. Мы, детьми, всегда толпились вокруг отца, когда он возвращался из города, чтобы проведать, какие вкусные вещи привез он с собою завернутыми в таинственные пакеты».
На свежих деревенских продуктах Маля быстро набирала вес, и однажды ее за это пристыдил балетмейстер Лев Иванович Иванов, при всём классе громко сказал: «Жаль, что столь талантливая артистка так располнела». Впрочем, Матильда никогда не отличалась излишней худобой - в конце XIX века балетные стандарты были другими. Поэтому родители относились снисходительно к хорошему аппетиту девочки.
Тем более, что Матильда была лучшей ученицей Императорского театрального училища. На ее выпускной спектакль пришел сам император Александр III со своим старшим сыном Николаем.
Встреча с наследником
Цесаревичу Николаю шел тогда двадцать второй год, Матильде было семнадцать. «Сколько волнений было сопряжено с этим спектаклем, - вспоминала балерина, - сколько радости танцевать в присутствии всей Царской семьи, как бились наши молодые сердца!» Матильда, в голубом костюме с букетиками ландышей, исполняла кокетливый и прелестный танец из балета «Тщетная предосторожность».
Кшесинская танцевала настолько хорошо, что после спектакля государь подозвал ее к себе, зычным голосом объявил: «Будьте украшением и славою нашего балета» и посадил выпускницу за праздничный стол рядом с собой. С другой стороны от Матильды оказался цесаревич Николай. Император повернулся к ним и, улыбаясь, сказал: «Смотрите только, не флиртуйте слишком». Но, конечно, получилось ровно наоборот.
Из воспоминаний балерины: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон».
Вечером Матильда вернулась домой, бесконечно счастливая и усталая, принимала поздравления от гордых родителей, потом долго не могла уснуть от радостного волнения…
Спустя два месяца Кшесинскую зачислили в балетную труппу Императорских театров, а еще через полтора года у Матильды закрутился бурный роман с цесаревичем Николаем. Труднее всего было рассказать обо всём отцу. Феликс принял новости тяжело.
По словам балерины, «хотя он умел владеть собой, я не могла не заметить, что в нем творится, и сразу же почувствовала, как он страдает. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю».
Так завершилось беззаботное детство Матильды Кшесинской и началась её увлекательная, насыщенная удивительными событиями взрослая жизнь.
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора — «Роковой год цесаревича Николая»
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК
Видеоканал «Уютная история» — теперь и на Rutube
Не пропустите новые уютные истории — подпишитесь на канал!