Сколько в сибирских степях было курганов – точно не знает ни один археолог. Да и как посчитать, если многие из них давно разрушили и сровняли с землей? Известно лишь, что только больших, так называемых элитных курганов насчитывалось у нас не меньше тысячи. Хоронили в них вождей, жрецов и прочую знать. Отправляли в царство теней в дорогих одеждах и золотых украшениях, вместе со слугами, конями, а иногда и целыми колесницами. Пришедшие потом в эти места русские называли самые богатые курганы «золотарями» – за сокровища, которые там хранились.
Хотите верьте, хотите нет, но триста лет назад кладоискательство считалось одним из главным промыслов сибиряков. Целые поселения за счет него жили, и жили неплохо. Сами кладоискатели называли себя бугровщиками, а свое занятие – бугрованием. От слова «бугор». Потому что искать спрятанные сокровища приходилось в буграх – древних курганах, оставшихся в сибирских степях со времен населявших когда-то эти места народов.
На огромных пространствах от Иртыша до Енисея стояли тысячи таких курганов-могильников, полных золота и серебра. Русские называли их чудскими могилами. Якобы жил когда-то в этих местах мифический народ – чудь белоглазая, но, испугавшись прихода русских, ушел в подземные пещеры, завалив все входы, и оставив сверху только бугры-курганы.
Так гласит легенда.
Любопытно, что практически все «чудские могилы» вплоть до ХVII века простояли в целости и сохранности, никто их не грабил и не разорял. Возможно, традиции местного населения не позволяли, а может быть, просто технически это было сложно сделать.
– Что же здесь такого сложного? Бери да копай.
– А вот представьте себе: холм высотой от трех до шести метров, под ним могильная яма – это еще метра два. Получается, надо прорыть лаз глубиной восемь метров, плюс организовать вывоз грунта – чувствуете, какой объем работы?
Бугрование триста лет назад – это действительно был настоящий, хорошо организованный промысел. Копать уходили целыми отрядами, человек по пятьсот, ранней весной, по последнему санному следу, потом делились на более мелкие артели, разбредались по степи и возвращались с добычей только к осени. В случае удачи, разрыв какой-нибудь особо богатый курган, крестьянин мог запросто купить мельницу и обеспечить себя до самой старости. О жителях Чаусского острога, к примеру, шла слава, что у них все население живет бугрованием. Судя по всему, в те времена в нашей лесостепной зоне это было выгоднее, чем заниматься земледелием.
📚Статья Елизаветы Майковой «Золотая пыль веков» опубликована в № 14 журнала "Неизвестная Сибирь".