Найти в Дзене
Загадки истории

КУМИРЫ ХХ ВЕКА #5.1/Атлеты прошлых лет/1.Железный человек

Оглавление

Атлеты прошлых лет

Железный человек

Соседи и друзья семьи Жаботинских могли бы предполо­жить, что Леонид, когда вы­растет, станет волейболистом или бегуном. Но мало кто ду­мал, что этот высокий, худой мальчик позднее будет под­брасывать в воздух более чем 200-килограммовую штангу.

Леонид Жаботинский — человек-легенда, дву­кратный чемпион Олимпий­ских игр по тяжелой атлетике. Он установил множество ре­кордов, за что награжден дву­мя орденами Трудового Крас­ного Знамени. Настоящая гордость советского спорта. А кроме того — кумир знаменитого акте­ра и бодибилдера Арнольда Шварценеггера и пример для подража­ния миллионов спортсменов во всем мире.

Слева направо: Юрий Власов, Леонид Жаботинский и Норберт Шемански на пьедестале почета токийской Олимпиады
Слева направо: Юрий Власов, Леонид Жаботинский и Норберт Шемански на пьедестале почета токийской Олимпиады

Укрощение штанги

Леонид Иванович Жаботинский родился 28 января 1938 года в селе Успенка Харьковской (ныне Сумской) области. В 1941 году се­мья перебралась в Харьков, где и началась спортивная карьера бу­дущего чемпиона. Отец не раз говорил сыну: «Вместо того чтобы болтаться без дела и по двору бегать, занимался бы лучше спортом, ходил бы на стадион». Сын послушался и пошел на легкую атлетику — метать диск и толкать ядро. Затем Леонид начал заниматься бок­сом. Но по-настоящему его манила штанга, и он не удержался, запи­сался еще и в третью секцию.
После окончания школы он самостоятельно подготовился и по­ступил в Харьковский пединститут. Как на перспективного спор­тсмена на Жаботинского впервые стали смотреть после первенства СССР, проходившего в 1958 году в Донецке. Но если бы не знаком­ство с двукратным чемпионом мира Алексеем Медведевым, который впоследствии стал его тренером в сборной СССР, Жаботинский, воз­можно, еще долго примеривался бы к рекордам. Но Медведев везде и всегда привык достигать максимума. Он и нацелил юного штангиста на рекорд. Впрочем, в это время результаты Леонида были скром­ными по сравнению с восходящей звездой тяжелой атлетики Юри­ем Власовым. На чемпионате СССР в 1961 году Власов набрал неве­роятную по тем временам сумму в троеборье - 550 кг. Когда Власов побил мировой рекорд, Жаботинский выскочил на помост, сгреб ре­кордсмена в охапку и, крича от радости, поволок за кулисы. «Юрий, молодец, поздравляю!» — орал Леонид. И получил от Власова ответ: «Придет время — ты меня и из спорта, наверное, так же вынесешь».
Власов уже увидел в молодом спортсмене конкурента. Но сам Ле­онид еще и не помышлял о том, чтобы догнать чемпиона и тем бо­лее победить его. Алексей Медведев в своей книге «От 500 до 600» рассказывал, как настраивал своего подопечного на покорение ка­завшегося когда-то недостижимым веса 600 кг в сумме троеборья. Тренер говорил, что за тренировку надо поднимать от 15 до 22 тонн металла. А для этого, в свою очередь, надо соблюдать строгий ритм. Идет ли дождь, валит ли снег, стоит ли изнурительная жара — три дня в неделю тренировки, тренировки, тренировки...
В 1963 году на чемпионате мира в Стокгольме Жаботинский стал третьим, но рук не опустил. В 1964 году он блестяще выиграл чемпи­онат СССР. Впереди была Олимпиада в Токио.

Битва гигантов

Тогда традиционно на большие международные турниры от СССР посылали одного спортсмена в тяжелом весе. Главным канди­датом на Олимпиаду был однозначно Юрий Власов. Но американ­цы решили послать двух своих тяжеловесов: Норберта Шемански и Гэри Губнера. СССР не захотел отставать от них, и во Владивостоке на сборах было принято решение направить на Олимпиаду в Токио в супертяжелом весе Власова и Жаботинского.
В победе Власова не сомневался никто — ни зрители, ни спор­тсмены, ни журналисты. Про Власова говорили все, а о Жаботинском вспоминали только как о претенденте на второе место. К тому же взвешивание показало, что Жаботинский намного тяжелее своих соперников: Шемански весил 121 кг; Власов - 136 кг, Жаботинский — 155 кг. Значит, для победы Леониду нужно было поднять больше, чем его оппоненты. Но советский тяжелоатлет отлично выступил на Олимпиаде, опередив всех своих соперников. «Кто не видел поедин­ка Власова и Жаботинского — не видел Олимпиады», — написали на­ утро японские газеты.
По возвращении на Родину Жаботинский продолжал удивлять новыми достижениями. Ему в мире не было равных. 18 июня 1967 года в Софии во время товарищеской встречи он установил новый мировой рекорд в сумме классического троеборья — 590 кг. «Русско­му слава!» — кричали зрители из зала. На тех соревнованиях Жабо­тинский уже на 10 кг превзошел рекорд Юрия Власова. Правда, 600 кг ему не покорились. Но и результат 590 кг ошеломил всех.
В 1968 году на олимпийском помосте в Мехико должна была со­стояться битва гигантов. Американцы развернули в прессе сумас­шедшую пропагандистскую кампанию, утверждая, что спортсмены США без труда победят Жаботинского. Главную ставку они дела­ ли на Роберта Беднарского. Но битва не получилась. Звание олим­пийского чемпиона спокойно завоевал Жаботинский, опередив се­ребряного призера (Сержа Рединга из Бельгии) на 17,5 кг и взяв вес 572,5 кг.
Чемпионат мира в Варшаве в 1969 году стал переломным для Ле­онида Жаботинского. Во время рывка Леонид Иванович почувство­вал сильную боль в спине и вынужден был отказаться от дальнейшей борьбы. В течение года врачи не могли определить, что происходит с чемпионом. Наконец, сделав рентген, они обнаружили, что в моче­точнике, в районе поясничного отдела, у Жаботинского образовал­ся камень. Срочно нужна была операция.
Удаляли камень киевские хирурги. Медикам пришлось делать надрез длиной 34 сантиметра и ломать ребра. После таких операций восстанавливаются очень долго. Но хирург Борис Гехтман убедил Леонида, что возвращение в спорт возможно. Кроме того, атлету по­могал восстановиться штатный психолог тяжелоатлетической сбор­ной СССР - Анатолий Кашпировский.
Последний свой мировой рекорд Жаботинский установил в 1974 году на чемпионате Вооруженных сил: рывок на 185,5 кг. Впослед­ствии ему пришлось перенести еще две операции. Итоговый вердикт врачей был однозначным: из большого спорта нужно уходить.

Покинутый помост

Леонид Иванович получил международную категорию по судей­ству, стал тренером сборной Вооруженных сил. В 1987-1991 годах на­ходился на Мадагаскаре, где служил военным советником. Провел там три с половиной года, вернулся, похудев со 160 до 105 кг.
Увы, но Жаботинский так и не преодолел заветный 600-кило­граммовый рубеж. 18 марта 1970 года это сделал другой выдающийся спортсмен — Василий Алексеев. Но Леонид Иванович вплотную под­вел человечество к этому рубежу. Он показал, что человеческий ор­ганизм обладает огромным силовым ресурсом и запасом прочности. Всего за свою карьеру он установил 20 рекордов СССР и 19 мировых рекордов. Ему было присвоено звание заслуженного мастера спор­та СССР. В 1991 году Жаботинский уволился в запас в звании пол­ковника. Вместе с женой Раисой спортсмен воспитал двух чудес­ных сыновей — Руслана и Вилена. Он был и остается кумиром для многих любителей тяжелой атлетики. А одним из самых преданных поклонников его силы и мастерства является бывший губернатор Калифорнии, победитель многих соревнований по культуризму, се­микратный «Мистер Олимпия» и популярный киноактер Арнольд Шварценеггер.
«Я болел за тебя с самого детства. Даже во время токийской Олим­пиады, хотя там выступали Шемански и Губнер. За них я, конечно, тоже переживал, но мне почему-то хотелось, чтобы выиграл имен­но ты», — сказал Жаботинскому Шварценеггер во время встречи в США, куда украинец прибыл по приглашению Арнольда.
Сейчас Леонид Иванович Жаботинский пенсионер, но спорт не бросил до сих пор. Он входит в сборную по автоспорту ГИБДД Мо­сковской области. Участвовал в автогонках в Италии, Голландии, Венгрии. Является почетным президентом Российской федерации тяжелой атлетики, пишет книги.
В Запорожье при поддержке местных властей Жаботинский ос­новал клуб тяжелой атлетики общества «Спартак». Журналисты не­ редко спрашивают, мог бы он после выхода на пенсию участвовать в соревнованиях штангистов-ветеранов. «А зачем? - пожимает пле­чами атлет. — Показать миру, что я еще живой, хотя уже и не тот, что прежде? Что-то не хочется. Хочется, чтобы меня запомнили именно таким, каким я был. Приехать на соревнования в качестве развлече­ния? Боюсь, никакого удовольствия от этого я уже не получу».

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)