Атлеты прошлых лет
Железный человек
Соседи и друзья семьи Жаботинских могли бы предположить, что Леонид, когда вырастет, станет волейболистом или бегуном. Но мало кто думал, что этот высокий, худой мальчик позднее будет подбрасывать в воздух более чем 200-килограммовую штангу.
Леонид Жаботинский — человек-легенда, двукратный чемпион Олимпийских игр по тяжелой атлетике. Он установил множество рекордов, за что награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. Настоящая гордость советского спорта. А кроме того — кумир знаменитого актера и бодибилдера Арнольда Шварценеггера и пример для подражания миллионов спортсменов во всем мире.
Укрощение штанги
Леонид Иванович Жаботинский родился 28 января 1938 года в селе Успенка Харьковской (ныне Сумской) области. В 1941 году семья перебралась в Харьков, где и началась спортивная карьера будущего чемпиона. Отец не раз говорил сыну: «Вместо того чтобы болтаться без дела и по двору бегать, занимался бы лучше спортом, ходил бы на стадион». Сын послушался и пошел на легкую атлетику — метать диск и толкать ядро. Затем Леонид начал заниматься боксом. Но по-настоящему его манила штанга, и он не удержался, записался еще и в третью секцию.
После окончания школы он самостоятельно подготовился и поступил в Харьковский пединститут. Как на перспективного спортсмена на Жаботинского впервые стали смотреть после первенства СССР, проходившего в 1958 году в Донецке. Но если бы не знакомство с двукратным чемпионом мира Алексеем Медведевым, который впоследствии стал его тренером в сборной СССР, Жаботинский, возможно, еще долго примеривался бы к рекордам. Но Медведев везде и всегда привык достигать максимума. Он и нацелил юного штангиста на рекорд. Впрочем, в это время результаты Леонида были скромными по сравнению с восходящей звездой тяжелой атлетики Юрием Власовым. На чемпионате СССР в 1961 году Власов набрал невероятную по тем временам сумму в троеборье - 550 кг. Когда Власов побил мировой рекорд, Жаботинский выскочил на помост, сгреб рекордсмена в охапку и, крича от радости, поволок за кулисы. «Юрий, молодец, поздравляю!» — орал Леонид. И получил от Власова ответ: «Придет время — ты меня и из спорта, наверное, так же вынесешь».
Власов уже увидел в молодом спортсмене конкурента. Но сам Леонид еще и не помышлял о том, чтобы догнать чемпиона и тем более победить его. Алексей Медведев в своей книге «От 500 до 600» рассказывал, как настраивал своего подопечного на покорение казавшегося когда-то недостижимым веса 600 кг в сумме троеборья. Тренер говорил, что за тренировку надо поднимать от 15 до 22 тонн металла. А для этого, в свою очередь, надо соблюдать строгий ритм. Идет ли дождь, валит ли снег, стоит ли изнурительная жара — три дня в неделю тренировки, тренировки, тренировки...
В 1963 году на чемпионате мира в Стокгольме Жаботинский стал третьим, но рук не опустил. В 1964 году он блестяще выиграл чемпионат СССР. Впереди была Олимпиада в Токио.
Битва гигантов
Тогда традиционно на большие международные турниры от СССР посылали одного спортсмена в тяжелом весе. Главным кандидатом на Олимпиаду был однозначно Юрий Власов. Но американцы решили послать двух своих тяжеловесов: Норберта Шемански и Гэри Губнера. СССР не захотел отставать от них, и во Владивостоке на сборах было принято решение направить на Олимпиаду в Токио в супертяжелом весе Власова и Жаботинского.
В победе Власова не сомневался никто — ни зрители, ни спортсмены, ни журналисты. Про Власова говорили все, а о Жаботинском вспоминали только как о претенденте на второе место. К тому же взвешивание показало, что Жаботинский намного тяжелее своих соперников: Шемански весил 121 кг; Власов - 136 кг, Жаботинский — 155 кг. Значит, для победы Леониду нужно было поднять больше, чем его оппоненты. Но советский тяжелоатлет отлично выступил на Олимпиаде, опередив всех своих соперников. «Кто не видел поединка Власова и Жаботинского — не видел Олимпиады», — написали на утро японские газеты.
По возвращении на Родину Жаботинский продолжал удивлять новыми достижениями. Ему в мире не было равных. 18 июня 1967 года в Софии во время товарищеской встречи он установил новый мировой рекорд в сумме классического троеборья — 590 кг. «Русскому слава!» — кричали зрители из зала. На тех соревнованиях Жаботинский уже на 10 кг превзошел рекорд Юрия Власова. Правда, 600 кг ему не покорились. Но и результат 590 кг ошеломил всех.
В 1968 году на олимпийском помосте в Мехико должна была состояться битва гигантов. Американцы развернули в прессе сумасшедшую пропагандистскую кампанию, утверждая, что спортсмены США без труда победят Жаботинского. Главную ставку они дела ли на Роберта Беднарского. Но битва не получилась. Звание олимпийского чемпиона спокойно завоевал Жаботинский, опередив серебряного призера (Сержа Рединга из Бельгии) на 17,5 кг и взяв вес 572,5 кг.
Чемпионат мира в Варшаве в 1969 году стал переломным для Леонида Жаботинского. Во время рывка Леонид Иванович почувствовал сильную боль в спине и вынужден был отказаться от дальнейшей борьбы. В течение года врачи не могли определить, что происходит с чемпионом. Наконец, сделав рентген, они обнаружили, что в мочеточнике, в районе поясничного отдела, у Жаботинского образовался камень. Срочно нужна была операция.
Удаляли камень киевские хирурги. Медикам пришлось делать надрез длиной 34 сантиметра и ломать ребра. После таких операций восстанавливаются очень долго. Но хирург Борис Гехтман убедил Леонида, что возвращение в спорт возможно. Кроме того, атлету помогал восстановиться штатный психолог тяжелоатлетической сборной СССР - Анатолий Кашпировский.
Последний свой мировой рекорд Жаботинский установил в 1974 году на чемпионате Вооруженных сил: рывок на 185,5 кг. Впоследствии ему пришлось перенести еще две операции. Итоговый вердикт врачей был однозначным: из большого спорта нужно уходить.
Покинутый помост
Леонид Иванович получил международную категорию по судейству, стал тренером сборной Вооруженных сил. В 1987-1991 годах находился на Мадагаскаре, где служил военным советником. Провел там три с половиной года, вернулся, похудев со 160 до 105 кг.
Увы, но Жаботинский так и не преодолел заветный 600-килограммовый рубеж. 18 марта 1970 года это сделал другой выдающийся спортсмен — Василий Алексеев. Но Леонид Иванович вплотную подвел человечество к этому рубежу. Он показал, что человеческий организм обладает огромным силовым ресурсом и запасом прочности. Всего за свою карьеру он установил 20 рекордов СССР и 19 мировых рекордов. Ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. В 1991 году Жаботинский уволился в запас в звании полковника. Вместе с женой Раисой спортсмен воспитал двух чудесных сыновей — Руслана и Вилена. Он был и остается кумиром для многих любителей тяжелой атлетики. А одним из самых преданных поклонников его силы и мастерства является бывший губернатор Калифорнии, победитель многих соревнований по культуризму, семикратный «Мистер Олимпия» и популярный киноактер Арнольд Шварценеггер.
«Я болел за тебя с самого детства. Даже во время токийской Олимпиады, хотя там выступали Шемански и Губнер. За них я, конечно, тоже переживал, но мне почему-то хотелось, чтобы выиграл именно ты», — сказал Жаботинскому Шварценеггер во время встречи в США, куда украинец прибыл по приглашению Арнольда.
Сейчас Леонид Иванович Жаботинский пенсионер, но спорт не бросил до сих пор. Он входит в сборную по автоспорту ГИБДД Московской области. Участвовал в автогонках в Италии, Голландии, Венгрии. Является почетным президентом Российской федерации тяжелой атлетики, пишет книги.
В Запорожье при поддержке местных властей Жаботинский основал клуб тяжелой атлетики общества «Спартак». Журналисты не редко спрашивают, мог бы он после выхода на пенсию участвовать в соревнованиях штангистов-ветеранов. «А зачем? - пожимает плечами атлет. — Показать миру, что я еще живой, хотя уже и не тот, что прежде? Что-то не хочется. Хочется, чтобы меня запомнили именно таким, каким я был. Приехать на соревнования в качестве развлечения? Боюсь, никакого удовольствия от этого я уже не получу».