В розницу можно продавать все: от продуктов питания до детских игрушек. Поэтому и эмитенты облигаций из этого сектора разнообразны.
Наиболее сильные и устойчивые представители продуктового ритейла:
- X5 Group, выпускает облигации через дочку Х5 Финанс;
- Магнит;
- Лента;
- ОК;
- Городской Супермаркет (бренд “Азбука Вкуса”).
Лидер — X5 Group, ее доля рынка 12,8%. Торговые сети компании:
- Пятерочка;
- Перекресток;
- Чижик;
- Карусель;
- Много Лосося.
Второе место на рынке с долей 8,8% занимает Магнит. Известен своими торговыми сетями, магазинами “у дома”, магазинами косметики с одноименным названием.
Недавно компания приобрела значительную часть магазинов Дикси, которые продолжат работать под тем же брендом, однако позволяют Магниту существенно расширить свое присутствие в ряде регионов.
Третье место на рынке продуктового ритейла с долей 6,6% занимает ДКБР Мега Ритейл Групп. В группу входят торговые сети:
- Красное & Белое;
- Бристоль;
- Дикси.
Данная компания не является публичной.
Четвертое место с долей 2,7% у Ленты. В её состав входят торговые сети Лента, Billa, Семья. Недавно был приобретен сервис “Утконос”.
Как видим, хотя рынок продуктового ритейла стремится к укрупнению, он является высококонкурентным. Доля крупных игроков на нем не превышает 30%.
Что пандемия изменила на рынке ритейла?
Изменились привычки клиентов: покупатели стали предпочитать магазины “у дома” и онлайн-доставку поездкам в большие гипермаркеты;
На сцену вышли крупные маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс Лавка, Сбер Маркет. Не совсем понятно, относить ли их к ритейлу или к IT-компаниям. А Сбер и Яндекс вообще выстраивают экосистемы
При этом Ozon и Яндекс на рынке облигаций известны своими конвертируемыми облигациями.
Что на рынке продуктового онлайн-ритейла?
Тут распределение долей совсем другое:
- X5 Retail — 23,6% рынка;
- ВкуссВилл — 20,6%;
- СберМаркет — 18,2%;
- Самокат — 18,2%;
- Ozon — 11,3%;
- Яндекс Лавка — 11,1%;
- Wildberries — 10,6%;
- Утконос — 8%;
- Лента — 3,4%;
- Азбука Вкуса — 2,8%.
Таким образом, коронавирус внес существенные коррективы в расстановку сил на данном рынке. Сегодня внимание инвесторов приковано не просто к динамике продаж, а к динамике онлайн-продаж.
А на непродуктовом рынке?
- Детский Мир, товары для детей;
- Автодом и Рольф, дистрибьюторы автомобилей;
- ReStore, продажа продукции брендов Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi, а также Lego, Nike;
- Тами и Ко, магазины одежды Henderson;
- М.Видео, которая выпускает свои облигации через дочку МВ Финанс.
Отчетность по МСФО раскрывают:
- X5 Group;
- Магнит;
- Лента;
- Детский Мир;
- Окей;
- Рольф;
- Автодом;
- М.Видео.
Как оценить долг ритейлера?
В силу специфики бизнес-модели ритейлеры имеют достаточно высокий уровень задолженности по аренде. При этом расходы по аренду учитываются в сумме “процентных расходов” и “амортизации”. При расчете EBITDA мы на самом деле получаем показатель EBITDAR — прибыль до вычета налогов, процентов, амортизации и арендных платежей. При классическом расчете Чистого долга, задолженность по аренде не учитывается.
Таким образом, показатель Чистый долг/EBITDA — в классическом его исполнении — окажется заниженным, как и долг, а EBITDA — завышенной.
Поэтому при расчете показателя Чистый долг его необходимо скорректировать на сумму задолженности по аренде.
Например:
Рассчитаем Чистый долг/EBITDA для Ленты по данным МСФО LTM на 30.06.2021. Классический расчет даст нам неправдоподобно низкое значение 1,5, скорректированное — 2,3, хотя это тоже довольно комфортный уровень долга для компании.
Из представленных в таблице эмитентов наиболее сильными выглядят X5, Магнит, Лента и Детский Мир.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.