Найти в Дзене
InvestFuture

Облигации ритейл-сегмента: что купить на российском рынке?

Оглавление

В розницу можно продавать все: от продуктов питания до детских игрушек. Поэтому и эмитенты облигаций из этого сектора разнообразны.

Наиболее сильные и устойчивые представители продуктового ритейла:

  • X5 Group, выпускает облигации через дочку Х5 Финанс;
  • Магнит;
  • Лента;
  • ОК;
  • Городской Супермаркет (бренд “Азбука Вкуса”).

Лидер — X5 Group, ее доля рынка 12,8%. Торговые сети компании:

  • Пятерочка;
  • Перекресток;
  • Чижик;
  • Карусель;
  • Много Лосося.

Второе место на рынке с долей 8,8% занимает Магнит. Известен своими торговыми сетями, магазинами “у дома”, магазинами косметики с одноименным названием.

Недавно компания приобрела значительную часть магазинов Дикси, которые продолжат работать под тем же брендом, однако позволяют Магниту существенно расширить свое присутствие в ряде регионов.

Третье место на рынке продуктового ритейла с долей 6,6% занимает ДКБР Мега Ритейл Групп. В группу входят торговые сети:

  • Красное & Белое;
  • Бристоль;
  • Дикси.

Данная компания не является публичной.

Четвертое место с долей 2,7% у Ленты. В её состав входят торговые сети Лента, Billa, Семья. Недавно был приобретен сервис “Утконос”.

Как видим, хотя рынок продуктового ритейла стремится к укрупнению, он является высококонкурентным. Доля крупных игроков на нем не превышает 30%.

Что пандемия изменила на рынке ритейла?

Изменились привычки клиентов: покупатели стали предпочитать магазины “у дома” и онлайн-доставку поездкам в большие гипермаркеты;

На сцену вышли крупные маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс Лавка, Сбер Маркет. Не совсем понятно, относить ли их к ритейлу или к IT-компаниям. А Сбер и Яндекс вообще выстраивают экосистемы

При этом Ozon и Яндекс на рынке облигаций известны своими конвертируемыми облигациями.

Что на рынке продуктового онлайн-ритейла?

Тут распределение долей совсем другое:

  1. X5 Retail — 23,6% рынка;
  2. ВкуссВилл — 20,6%;
  3. СберМаркет — 18,2%;
  4. Самокат — 18,2%;
  5. Ozon — 11,3%;
  6. Яндекс Лавка — 11,1%;
  7. Wildberries — 10,6%;
  8. Утконос — 8%;
  9. Лента — 3,4%;
  10. Азбука Вкуса — 2,8%.

Таким образом, коронавирус внес существенные коррективы в расстановку сил на данном рынке. Сегодня внимание инвесторов приковано не просто к динамике продаж, а к динамике онлайн-продаж.

А на непродуктовом рынке?

  • Детский Мир, товары для детей;
  • Автодом и Рольф, дистрибьюторы автомобилей;
  • ReStore, продажа продукции брендов Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi, а также Lego, Nike;
  • Тами и Ко, магазины одежды Henderson;
  • М.Видео, которая выпускает свои облигации через дочку МВ Финанс.

Отчетность по МСФО раскрывают:

  • X5 Group;
  • Магнит;
  • Лента;
  • Детский Мир;
  • Окей;
  • Рольф;
  • Автодом;
  • М.Видео.

Как оценить долг ритейлера?

В силу специфики бизнес-модели ритейлеры имеют достаточно высокий уровень задолженности по аренде. При этом расходы по аренду учитываются в сумме “процентных расходов” и “амортизации”. При расчете EBITDA мы на самом деле получаем показатель EBITDAR — прибыль до вычета налогов, процентов, амортизации и арендных платежей. При классическом расчете Чистого долга, задолженность по аренде не учитывается.

Таким образом, показатель Чистый долг/EBITDA — в классическом его исполнении — окажется заниженным, как и долг, а EBITDA — завышенной.

Поэтому при расчете показателя Чистый долг его необходимо скорректировать на сумму задолженности по аренде.

Например:

Рассчитаем Чистый долг/EBITDA для Ленты по данным МСФО LTM на 30.06.2021. Классический расчет даст нам неправдоподобно низкое значение 1,5, скорректированное — 2,3, хотя это тоже довольно комфортный уровень долга для компании.

Из представленных в таблице эмитентов наиболее сильными выглядят X5, Магнит, Лента и Детский Мир.

Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.

InvestFuture.ru