Найти тему
Fon Kraft

Почему у немецких танков привод спереди, а у советских - сзади? | Разбираемся в особенностях компоновки танков

- Если германские инженеры такие башковитые, что ж они не догадались-то сделать нормальный привод своим танкам? Всё у них - через кардан решалось! - аргументировал мне оппонент на тему "Наши и не-Наши".
Ну, как говориться, против фактов не поспоришь, и я взялся "учить матчасть".

Добрый день, читатели и подписчики канала #fonkraft . Рад приветствовать вас в своей виртуальной мастерской, где мы изучаем особенности стендового моделизма и обсуждаем историю становления прототипов моделей.

Каждый из нас, кто достаточно внимательно смотрел советские фильмы о событиях Второй Мировой войны,

либо рассматривал архивные фото и, уж тем более, собирал танки СССР или Вермахта, прекрасно знает об одной особенности броне-танковой техники: расположение ведущих колёс. У советских танков ведущее колесо расположено в задней части корпуса, немецкие же машины имеют трансмиссию в передней части. Для огромной группы читателей этот факт является неоспоримым доказательством того, что германские инженеры - "ну, тупы-ы-ые", и не могли ни додуматься, ни скопировать советское инженерное решение, переместив трансмиссию в корму танка. А как оно было на самом деле? Давайте разберёмся.

-2

Итак, любая машина - это прежде всего компромисс. Некий баланс между достоинствами и недостатками той или иной схемы. С какими-то недостатками приходится мириться. Какие-то достоинства оказываются решающими.

В течение временного затишья между двумя войнами, немецкие инженеры взялись проектировать танки. И во главу угла поставили баланс машины. Точнее, развесовку. Для этого пришлось уравновесить двигатель, расположенный в задней части, массами трансмиссии, которую разместили в передней части корпуса. При таком расположении агрегатов, увеличивался объём боевого отделения, а орудийная башня смещается к центру танка, повышая точность ведения огня в движении.

Кроме того, данная конструкция позволяет поставить более длинноствольное орудие, без риска воткнуть его в землю, при клевках танка.

-3

Разумеется, усложнялась конструкция трансмиссии, поскольку приходилось монтировать карданную передачу под боевым отделением, что усложняло конструкцию танка и увеличивало высоту машины. Зато, в противовес этому, можно было делать цельнокроенной верхнюю лобовую плиту, не ослабляя её отверстиями для люков механика-водителя и стрелка. Эти люки можно было вынести на горизонтальный лист сверху.

Стрелкой отмечен карданный вал, который необходимо обустраивать в "подполье" танка
Стрелкой отмечен карданный вал, который необходимо обустраивать в "подполье" танка

Безусловно, трансмиссия становится сложнее. Ухудшаются условия доступа к ней. Необходимо решать дополнительные вопросы с охлаждением агрегатов. Но, взамен, получаем развесовку танка, близкой к идеальной - это плюс в управляемости. Уменьшение колебаний танковой пушки - плюс к точности ведения огня. Есть возможность модернизации броневой защиты (об этом мы ещё поговорим).
Как вариант: улучшаются условия работы ведущей звёздочки и гусеничных звеньев - пока звено катится по роликам в верхней ветки гусеничной ленты, оно успевает лучше протрястись, очищаясь от песка и грязи.
Как видите, аргументы вполне себе уважаемые, чтобы выбрать именно такой вариант конструкции. Ну, а ремонтопригодностью на поле боя можно было и пожертвовать: когда по танку ведётся огонь из всего, что может стрелять, много ли наремонтируешь что спереди, что позади машины? К тому же, аргументом немецких инженеров было: "Мы в лобовой проекции повесим броню потолще, тем самым защитив трансмиссию от повреждений; и поставим пушку помощнее и подальнобойнее - для защиты всей машины". Удалось ли им это сделать - вопрос для другой статьи.

Расположение агрегатов и экипажа в советском танке Т-34/85
Расположение агрегатов и экипажа в советском танке Т-34/85

Ну, а теперь рассмотрим, что предложили Советы. Инженеры-танкостроители СССР сделали ставку на ремонтопригодность техники, разместив и двигатель, и агрегаты трансмиссии в одном отсеке. Отказавшись от карданной передачи, им удалось снизить высоту танка почти на 300мм. Казалось бы - немного: полторы ладони-то - но это, считайте, дополнительный вес. А, позвольте, стальной лист размерами 1х1м и толщиной 1мм весит 8 кг. Такой же лист, но толщиной 30мм будет весить 240 кг. Какая там площадь-то корпуса танка?

В итоге имеем более приземистый силуэт, более лёгкий танк, плюс появилась возможность установить бронелисты корпуса, как сейчас говорят, "под рациональными углами наклона". Впрочем, например, самый массовый довоенный танк Советов - Т-26 - имел переднее расположение трансмиссии. Американский "Шерман" - внушительную высоту и переднюю трансмиссию.

Кроме того, нижняя, холостая ветвь, имела меньшее натяжение, более равномерно облегала подстилающий ландшафт, что сказывалось и на распределении давления на грунт, и на - опять же - плавность хода.

Словом, германские танкостроители вовсе не были глупыми дилетантами, просто приоритеты у них были иные. И баланс компромиссов смещался в сторону, отличную от взглядов инженеров СССР. Всё-таки, давайте вспомним, не зря Вторую Мировую войну называют и "машинной войной", и "войной инженеров" - столько техники, в стольких вариациях, человечество ещё не знало и не выпускало. Надо отметить, что события ВМв многому научили и многое показали для всех инженерных школ на планете. Например, следующая модификация Т-34 - танк Т-44, сохранив заднее расположение трансмиссии, имел, всё-таки, верхнее расположение люка механика-водителя и цельную верхнюю лобовую деталь корпуса:

Обратите внимание: задняя компоновка "двигатель-трансмиссия", сохранены оптимальные углы наклона корпусной брони. Но - люки мехвода вынесены вверх, а башня смещена к центру танка. На мой взгляд (и современное танкостроение это подтверждает) - это, на сегодняшний день, оптимальный баланс для БТТ. А вы как считаете?

Своё мнение можете записать в комментариях - их я все читаю и даже реагирую по мере возможностей: иногда сразу же, иногда ближе к вечеру. Если тема понравилась - ставим "пальцы-вверх", подписываемся на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

А на сегодня новостей больше нет. Спасибо за то, что дочитали до конца. Мне остаётся только напомнить, что перепечатка без разрешения автора может существенно подпортить карму плагиатчика. По секрету скажу: "Если обратиться к автору за разрешением на перепечатку статьи, то автор, обычно, соглашается при соблюдении некоторых условий".

Ваш Fon-Kraft.

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.

Напомню, если кто забыл: покупая товары в Яндекс-Маркете (кликабельно) вы оказываете поддержку нашей армии и добровольцам, и приближаете нашу Победу!

#танкостроение #история #стендовыймоделизм #танки #технологии #втораямироваявойна #ссср #германияиссср