Найти тему
Правмир

Православный Будда

Читая жития святых, можно наткнуться на очень интересные подробности. Например, некоторые жития являются апокрифами – т.е. не имеют под собой никаких документальных подтверждений – жил ли действительно такой-то святой, действительно ли он творил такие-то чудеса.

А еще бывает так, что житие оказывается переработанной версией из другой религии.

Такой версией, по мнение исследователей, является история про царевича индийского Иосафа.

Царевич Иосаф был сыном царя-язычника по имени Авенир. Авениру предсказали, что его сын примет христианство.

Чтобы избежать этого, Авенир построил дворец, в котором Иосаф жил до юношеского возраста. Когда Иосаф вырос – отец разрешил ему изредка покидать дворец и тогда впервые в жизни царевич увидел, что есть бедность, есть голод, есть болезни. Увидел – и был этим поражен до глубины души. Юноша много размышлял о суетности и бренности бытия.

В то время в пустыне подвизался отшельник, преподобный Варлаам. Узнав о юноше, находящемся в духовных поисках, Варлаам направился к нему. Под видом купца, у которого есть чудодейственное средство от всех болезней, Варлаам попал во дворец и поговорил с Иосафом.

От Варлаама царевич узнал о Иисусе Христе и уверовал в Него. После этого, Иосаф ушел с Варлаамом в пустыню и подвизался вместе с ним в посте и молитве в течении 25 лет. Похоронив своего учителя, Иосаф продолжил жить в пустыне, в пещере, где впоследствии и нашли его нетленные останки.

Вроде тут все нормально… но давайте откроем любую книгу о Сидхартхе Гаутаме (Будде) и прочтем там…. практически тоже самое. Сидхартха Гаутама так же родился в царской семье, до 25 лет не покидал дворец, когда покинул – впервые увидел смерть и страдания, после чего ушел в пустыню и там обрел просветление.

Даже само имя Иосаф предположительно происходит от одного из имен Будды – Боддхисатва (просветленный).

Как же так случилось, что основатель буддизма получил свое место в православном календаре?

Очень интересную теорию выдвигает монахиня Елизавета Сенчукова в статье Правмира:

«…. человечество изначально пало из-за вожделения — плоды древа познания Добра и зла показались Еве привлекательными (горьким эхом отзывается словосочетание «жажда познания»).

И именно вожделение, страсти, заставляют нас страдать при жизни, ибо любая страсть требует большего.

Но у человека есть способ угасить эту ненасытную жажду. Будда предлагает для этого так называемый «Восьмеричный путь»:

правильное видение (понимание основ буддизма и своего пути в жизни);

правильная мысль;

правильная речь;

правильное действие (не делать другим зла);

правильный образ жизни (соблюдать заповеди в каждое мгновение и во всех делах);

правильное умение (трудолюбие, исполнительность, добросовестность);

правильное внимание (осознанность, контроль за своими мыслями);

правильное сосредоточение (медитации).

Первый и последний шаги в культуре, знакомой с Личным Единым Богом, звучали бы так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». То есть прими Бога, внимай Ему, обращайся к Нему.

Четвертый: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». А остальные — более подробное раскрытие темы, требование воздерживаться от греха и соблюдать заповеди «словом, делом, помышлением».

Для нас — ничего принципиально нового, мы это каждый день в молитвослове читаем. Для древнего человека, измученного многочисленными болезнями (антибиотиков не было), голодом (питались люди хуже, чем сейчас: углеводов было много, белка мало, а семьи были большими, ибо средств планирования семьи тоже не было), войнами (сдерживающих факторов, типа оружия массового поражения, не было, и военные стычки были постоянным фоном жизни древнего человека), — этот путь, включающий в себя умеренность, сосредоточенность на своей внутренней жизни, незлобие, должен был стать настоящим откровением!

Можно не биться за ресурсы, не тратить силы на бессмысленные и трудоемкие ритуалы, жить в мире с другими и с самим собой!

Собственно, именно за это открытие простых и еще не спасительных, но уже утешительных истин людям, не знающим Бога, Церковь фактически причислила Будду Шакьямуни, основателю совсем другой религии, не имеющей ни малейшего отношения к христианству, к лику святых. Или, по крайней мере, признала его пример достойным подражания, перенеся его биографию в христианскую эпоху».

https://www.pravmir.ru/probuzhdennyj-i-ioasaf-kak-czerkov-proslavila-buddu-v-like-svyatyh/