Завтра стартуют 24-е по счёту Зимние Олимпийские игры в Пекине. И если на спортивных аренах представители Туркменистана не могут на равных соперничать с российскими спортсменами, то в газовой сфере Ашхабад готов создать серьёзную конкуренцию «Газпрому».
Не только Глава России В.В. Путин будет присутствовать на открытии мирового спортивного праздника в Китае. В это же время там будет находиться и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, который надеется во время встречи с Си Цзиньпином получить положительный ответ на свою инициативу по строительству в КНР 4-ой ветки уже действующего трубопровода.
Учитывая политизацию российских поставок газа со стороны ЕС, «Газпром» имеет большое желание проложить второй трубопровод в Китай через территорию Монголии. В конце января представителями российской и монгольской сторон был подписан протокол по результатам рассмотрения ТЭО строительства монгольского участка нового газопровода для поставок российского газа в Китай.
Реализация этого проекта позволит «Газпрому» не только увеличить ежегодно на 50 млрд. м³ поставки голубого топлива в Китай (дополнительно к 38 млрд. м³, которые с 2024 года обеспечит «Сила Сибири»), но и решить полностью вопрос диверсификации российских экспортных трубопроводных поставок газа.
Ведь газ по новому трубопроводу в Китай будет поступать с месторождений Западной Сибири, с которых сейчас обеспечивают сырьём российские «Северные потоки», идущие в Европу, в то время как «Сила Сибири» наполняют месторождения Восточной Сибири.
Поэтому во время российско-китайских переговоров на высшем уровне данный вопрос будет одним из основных при обсуждении.
Не меньше надежд на китайский рынок возлагает и Туркменистан. На сегодня он является основным поставщиком трубопроводного газа в Поднебесную. Построенный ещё в конце 2009 года газопровод «Туркменистан-Китай» имеет мощность 40 млрд. м³. ежегодно.
С начала эксплуатации газопровода в КНР было поставлено более 320 млрд. м³ туркменского газа, в прошедшем году — около 34 млрд. м³. газа. Вопрос строительства четвертой линии этого трубопровода обсуждается уже несколько лет, её пропускная способность может составить ежегодно 30 млрд. м³. газа.
Главный вопрос — какой проект для Пекина покажется более привлекательным. Не секрет, что китайская сторона умеет «выкручивать» руки партнёрам при проведении коммерческих переговоров, тем более таких глобальных, добиваясь для себя сверх выгодных условий.
Россия может основательно уступить по цене, но политического и экономического давления на себя оказать не позволит. В этом плане Ашхабад весьма удобный для Пекина партнёр, что наглядно продемонстрировало строительство туркменского трубопровода в Китай, эксплуатируемого по сей день.
Не исключён вариант, что Пекин не заинтересует ни один проект. Буквально в последние пару месяцев 2021 года китайские компании заключили многочисленные долгосрочные контракты новых поставок СПГ на 25 миллионов тонн в год в будущем.
Так что ждём не только открытия Зимних Олимпийских игр в Пекине, побед наших спортсменов в них, но и результативных китайско-российских переговоров на высшем уровне, в том числе и по энергетическому партнёрству.