29,7K подписчиков

Утраченные храмы Петербурга: архитектура, который мы лишились. Часть 2. Церкви, построенные после 1850 года

1,4K прочитали

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время. В прошлой статье я показал вам пять церквей и соборов, построенных до 1850 года. Сегодня же речь пойдёт о храмах, возведённых в конце 19 - начале 20 века.

Я отобрал 8 самых интересных и красивых храмов, каждый из которых являлся памятником архитектуры- в своё время они были настоящими украшениями Северной столицы, и их потеря, на мой взгляд, сильнее всего ударила по облику нашего с вами любимого города. Для наглядности я сделал фотографии тех мест, на которых когда-то располагались эти храмы - в сравнении утрата познаётся ещё сильнее.

На всякий случай напомню свою позицию. Лично я являюсь верующим человеком, и для меня снос церквей недопустим по определению, и я воспринимаю его как вопиющий акт варварства. Однако я понимаю, что не все люди верят в бога - у каждого человека своё мировоззрение. Однако даже с этой точки зрения снос храмов недопустим, ведь храм - это не только религия, ещё это важный культурный объект, памятник истории и архитектуры, который нужно ценить и оберегать.

Но не буду затягивать - давайте перейдём к основной части статьи!

Греческая церковь святого великомученика Димитрия Солунского

Адрес: Лиговский проспект, 6
Дата постройки: 1861-1865
Архитектор: Роман Кузьмин

Один из самых известных храмов Петербурга, утраченных в советские годы - это Греческая церковь Дмитрия Солунского, располагавшегося на пересечении Лиговского проспекта и улицы Жуковского.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.

Инициатором строительства Греческого храма стала греческая община, существовавшая в Петербурге едва ли не с самого основания города: мастера из греции ехали в Россию в поисках работы - большая часть греков трудилась на Адмиралтейской верфи. Греческая слобода существовала там же, в районе Адмиралтейства, однако после крупного пожара 1735 года, уничтожившего всю застройку того района, греки переселились в Пески, где и закрепились окончательно.

Как известно, греки - православные, однако их церковь немного отличается от русской православной. Именно поэтому они и решили возвести собственный храм, службы в котором проводились бы по канонам греческой церкви. Главным спонсором строительства стал российский промышленник, происходивший из таврических греков - Дмитрий Бернардаки.

Автором проекта стал архитектор Роман Кузьмин - выбор на этого зодчего пал не случайно: после окончания Академии Художеств Кузьмин отправился в командировку в Европу, где особенно сильно его привлекла Греция, в которой он в итоге прожил несколько лет, изучая византийскую архитектуру, приёмы которой он и воспроизвёл в Греческой церкви в Петербурге.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-2

Прекрасный храм просуществовал почти сто лет: богослужения в нём проводились вплоть до 1938 года, после чего церковь закрыли и переоборудовали под военно-учебный пункт. Во время Великой Отечественной войны в храм попала немецкая бомба - она пробила главный купол и упала на пол, чудом не разорвавшись. Храм выстоял.

Однако после войны никто не спешил реставрировать Греческую церковь - она стояла полузаброшенной вплоть до 1962 года, когда было принято решение окончательно снести памятник архитектуры и построить на его месте новый концертный зал.

Храм в процессе сноса. Фото датируется 1962 годом
Храм в процессе сноса. Фото датируется 1962 годом

Интересна формулировка, которой было оправдано уничтожение Греческой церкви - в официальных документах её назвали "малохудожественной". Зато на её месте возвели безликую коробку БКЗ "Октябрьский" - по всей видимости, в понимании советской власти это здание, в отличии от исторического храма, является высокохудожественным.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-4

Греческая церковь являла собой образец подлинно византийской архитектуры: архитектор Кузьмин возвёл здание в стилистике византийских храмов древности. Собственно, именно такими храмами вдохновлялись наши предки, создававшие собственные памятники архитектуры вроде Софийского собора в Великом Новгороде или Успенского собора во Владимире.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-5

Ну а здание, заменившее Греческую церковь, не поддаётся никакой критике. Лично я положительно отношусь к советскому модернизму, однако здание БКЗ мне всё равно не нравится - слишком оно массивное и давящее для центра Петербурга.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-6

Так что Греческую церковь жаль вдвойне: мало того, что Петербург лишился такого красивого и выразительного здания, так ещё и на его месте было построено здание совершенно неудачное. Ну а сносить его вряд ли будут - всё-таки БКЗ - это крупная концертная площадка, пользующаяся популярностью в наши дни. Такой вот замкнутый круг. Остаётся лишь помнить о Греческой церкви и хранить память о ней в наших сердцах.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-7

Церковь святых Косьмы и Дамиана

Адрес: Кирочная улица, 28А
Дата постройки: 1876-1879, 1885-1886
Архитекторы: Максимилиан Месмахер, Модест Иванов

Продолжая тему храмов, снесённых ради строительства станций метрополитена (в прошлой части я рассказывал о двух таких случаях), нельзя не отметить и церковь святых Косьмы и Дамиана, уничтоженную ради строительства станции метро "Чернышевская".

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-8

Первоначальное здание церкви Косьмы и Демиана было слабо похоже на храм: архитектор Месмахер спроектировал его без купола! Это объяснялось тем, что изначально здание проектировалось не как полноценный храм, а как домовая церковь при манеже для пехотных частей лейб-гвардии саперного батальона. Однако в процессе строительства планы поменялись, и бывший манеж превратился в храм.

Изначальный облик храма Косьмы и Демиана
Изначальный облик храма Косьмы и Демиана

Вполне логично, что спустя несколько лет, в 1885 году здание решили перестроить в полноценную церковь с куполом. Автором проекта реконструкции здания стал архитектор Модест Иванов - благодаря его стараниям облик храма стал гораздо более выразительным и при этом куда более традиционным для православной архитектуры!

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-10

В 1933 году храм был закрыт. В 1936 году бывший храм окружили два новых здания школьного назначения. Сначала здание храма решили использовать в качестве спортзала для этих школ. В таком виде здание храма просуществовало до 1950-х годов - теперь в этот район пришло метро, и квартал, в котором располагался храм Косьмы и Дамиана, снова начали "уплотнять".

Станция метро "Чернышевская" входила в состав второго участка первой очереди строительства метро: её оформление было куда скромнее, чем у первых станций метро Ленинграда, однако вестибюль у неё все ещё был крупным и просторным - вместить его в центр города было сложно, что-то нужно было сносить. Разумеется, самым бесполезным в те годы считали церкви - так и была утрачена прекрасная церковь Косьмы и Дамиана.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-11

Церковь Казанской иконы Божией Матери при доме призрения Елисеевых

Адрес: проспект Металлистов, 3, Партизанская улица, 1
Дата постройки: 1881-1885
Архитектор: Карл Вергейм, Фердинанд Миллер

Одной из самых больших и трагических потерь для Петербурга стал снос прекрасной церкви Казанской иконы Божией матери на Большой Охте. Вообще, этому району сильно не повезло: Большая Охта и сейчас не является центром города, а в 1930-х годах этот район считался чуть ли не окраиной Петербурга. И если в центре храмы были хоть под какой-то защитой (всё-таки часть архитектурного ансамбля Ленинграда), то церкви на окраинах сносились сразу же - из 12 храмов на территории Большой Охты сохранилась лишь одна церковь (церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище)!

Две самые большие потери для района: это церковь Сошествия святого Духа (о ней я рассказывал в прошлой статье) и церковь Казанской иконы Божией Матери - о второй мы и поговорим далее.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-12

На Большеохтинском кладбище похоронен основатель купеческого рода Елисеевых - Пётр Елисеевич. По инициативе его сына, Степана Петровича, в Большой Охте был выстроен Казанский храм, ставший усыпальницей для всех представителей этой купеческой династии - одной из богатейших династий Российской империи! Именно поэтому Казанская церковь такая роскошная - Елисеевы не жалели средств на её строительство!

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-13

Храм был спроектирован в византийском стиле: это выражено и в общей композиции храма, и в характерной форме куполов, и даже в цветовой гамме - фасад облицован кирпичом двух цветов - благодаря этому он смотрится "полосатым", что тоже соотносится с традициями византийской архитектуры!

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-14

Особым украшением храма является звонница, выстроенная в стилистике древнерусской архитектуры - аналогичные звонницы вы можете найти в старинных русских городах вроде Великого Новгорода или Ярославля!

Очевидно, что авторы проекта, зодчие Миллер и Вергейм при проектировании здания вдохновлялись и византийской архитектурой, и старинными храмами, построенными в русском стиле (оба архитектора, к слову, не имели русских корней, что, однако, не помешало им построить такой прекрасный храм в русско-византийской стилистике).

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-15

В 1903 году позади храма Елисеевыми была построена ещё и богадельня, предназначенная для бедных, престарелых и недееспособных жителей Большой Охты любых сословий. До наших дней дошло именно это, более современное здание: Казанский храм снесли ещё в 1929 году (при этом усыпальницу Елисеевых разорили), а богадельню переделали под учебное заведение - по сей день в этом здании располагается учебный корпус гидрометеорологического института.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-16

Любопытно, что снос храма не был обоснован ничем, кроме как борьбой с религией: по сей день на месте храма находится пустырь, так что при желании Казанскую церковь можно восстановить. Думаю, она стала бы главным украшением Большой Охты - района, которому, на мой взгляд, немного не хватает утончённой и изысканной архитектуры.

Церковь святого Александра Невского при училищном совете Синода

Адрес: улица Правды, 13
Дата постройки: 1898-1901
Архитектор: Александр Померанцев

В 1901 году на Кабинетской улице (ныне улица Правды - тот случай, когда советское переименование пошло на пользу улице) было построено здание, совмещающее в себе приходскую школу и училищный синод - орган, в ведении которого находились все приходские школы. Разумеется, при приходской школе должен был быть храм - его решили не строить отдельно, а возвести вместе со зданием школы и синода.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-17

Совмещение образовательного учреждения, административного здания и храма под одной крышей - уникальный случай! Спроектировать такое здание мог только талантливый и опытный архитектор - именно поэтому для работы над этой сложной задачей был приглашён ректор Императорской Академии Художеств (главного архитектурного учебного заведения страны) Александр Померанцев! Думаю, главная постройка Померанцева хорошо известна каждому жителю нашей страны - я говорю о ГУМе, расположенном на Красной площади в Москве!

Здание было выстроено в русском стиле: основной композиции стал пятикупольный храм со звонницей, расположенный как бы на вершине всего здания, тогда как учебные и административные помещения идут вдоль улицы Правды.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-18

В советское время училищный совет Синода был упразднён, а здание на улице Правды было передано институту фотографии и фототехники, которому оно принадлежит по сей день (вот только сам университет был преобразован в университет кино и телевидения).

Купола храма, а также прекрасная колокольня были снесены, однако в остальном здание сохранило свои формы - пускай без куполов оно и смотрится слегка обрезанным.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-19

Однако большой утратой стало панно "Иисус, благословляющий отроков" авторства прекрасного мозаичиста Александра Фролова, располагавшееся на торце дома. На долгие годы здание лишилось своего главного украшения, на месте которого была пустота, закрашенная штукатуркой.

Благо в 2015 году была произведена реставрация панно, и в итоге эта огромная икона площадью 55 квадратных метров вернулась на своё законное место Остаётся надежда на то, что со временем на здание могут вернуться и его главки.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-20

В этом плане данная постройка - единственная в этой статье, может быть восстановлена с минимальными денежными затратами. Да и в целом здание сейчас находится в хорошем состоянии - оно сохранило основу своей красоты, и остаётся только вернуть ему высотный акцент в виде куполов. Будем на это надеяться!

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-21

Церковь преподобного Алексия, Человека Божия

Адрес: Чкаловский проспект, 50
Дата постройки: 1906-1911
Архитектор: Герман Гримм

В середине 1900-х годов в архитектурную практику Петербурга приходит неорусский стиль, являющий собой этакую смесь русского стиля и модерна. Основная идея неорусского стиля - возводить современные здания (с использованием новых технологий) и в современных формах, которые не повторяют приёмы старой архитектуры, а как бы идейно продолжают их.

В советское время модерн, а вместе с ним и неорусский стиль совершенно не ценились - а потому добрую половину храмов в этом стиле снесли либо перестроили. Оставшиеся 4 храма в данной статье - образцы именно этого стиля, который лично я всем люблю всем сердцем.

И начнём мы с церкви преподобного Алексия, Человека Божия, которая была построена в 1911 году по проекту зодчего Германа Гримма в Геслеровском переулке (ныне - Чкаловский проспект).

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-22

Этот великолепный храм очевидно не похож на древнерусские церкви: он повторяет некоторые мотивы старых храмов, интерпретируя их на современный лад - разноформенные окна, хаотично разбросанные по фасаду, огромные плоскости стен, возведение которых было бы невозможно без железобетона, динамичность форм - всё это яные черты стиля модерн!

Более того, храм Алексия не имеет определённых прообразов: Гримм вдохновлялся разными архитектурными школами (преимущественно Новгородской и Псковской), на основе которых он "сочинил" новый храм - именно этим и прекрасный неорусский стиль!

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-23

Однако в советские годы подобные новации и творческая свобода мысли не особо ценились: храм был относительно новым, а значит большой исторической ценности не имел. А художественная ценность церквей в те годы мало кого интересовала. Было принято решение перестроить бывший храм до неузнаваемости.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-24

Автором перестройки стал архитектор Демьян Фомичев - талантливый зодчий, однако этой его работой точно не стоит гордиться. Он перестроил храм в заводской цех: оригинальные формы церкви превратились в угловатые объёмы производственного помещения.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-25

И хотя на фасаде здания до сих пор угадываются некоторые очертания храма (например, цилиндрический объём в верхней части здания, являющийся частью бывшего барабана центрального купола церкви Алексия), от его былой красоты на Чкаловском проспекте, увы, ничего не осталось.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-26

Храм Христа Спасителя - Церковь Спас-на-Водах

Адрес: Английская набережная, 76, Ново-Адмиралтейская набережная, 1
Дата постройки: 1910-1911
Архитектор: Мариан Перетяткович

В 1911 году на берегу Невы в память о моряках, погибших в Русско-японской войне, архитектором Перетятковичем был возведён храм Христа Спасителя, прозванный в народе "Спасом-на-Водах". Архитектура этого храма очевидно отсылает нас к Владимиро-Суздальской школе: церковь Спас-на-Водах является собирательным образом этой древнерусской школы зодчества, в котором особенно явно проглядываются формы двух церквей Владимира: Дмитриевского собора и храма Покрова на Нерли.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-27

Спас-на-Водах не является точной копией какого-то из этих храмов: по своим формам он более походит на храм покрова на Нерли, однако облицовка и декор больше напоминают Дмитровский собор. Резные узоры, украшающие фасад церкви, были созданы скульптором Микешиным (автор памятника Тысячелетия России в Новгороде и памятника Екатерине Великой в Петербурге).

В целом, Спас-на-Водах - это другое ответвление неорусского стиля: в нём тоже соблюдается основная идея переосмысления старины и "сочинения" нового храма, однако самих черт модерна здесь практически нет - храм более походит на реплику, нежели на оригинальное произведение.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-28

Спас-на-Водах изначально задумывался как храм-мемориал: во внутренней отделке храма нанесены названия всех судов, затонувших в ходе боёв в Русско-японской войне. Более того, на стенах храма были расположены доски, на которых были указаны имена всех моряков, погибших на той войне - а это более 8 тысяч фамилий!

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-29

Мне сложно понять, как могла подняться рука на храм-памятник, посвящённый погибшим русским морякам - героям, отдавшим свою жизнь за Отечество! Но рука поднялась - в 1932 году, несмотря на множественные протесты, храм был взорван, а причт и часть прихожан были репрессированы.

В 2003 году на месте храма была возведена скромная часовня, напоминающая нам о Спасе-на-Водах. Давно ходят разговоры о том, чтобы воссоздать храм Перетятковича - надеюсь, что эти планы когда-нибудь сбудутся.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-30

Церковь Божьей Матери Казанской

Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, 69, улица Подрезова, 14
Дата постройки: 1910-1912
Архитектор: Андрей Аплаксин

Архитектор Андрей Аплаксин построил в Санкт-Петербурге восемь храмов: из них до наших дней в неизменном виде дошло лишь три из них. Подробнее о его творчестве я рассказывал в отдельной статье, а в рамках этой публикации я решил поведать вам хотя бы об одной из его работ. Мой выбор пал на церковь Божьей Матери Казанской, располагавшейся ранее на перекрёстке Малого проспекта и улицы Подрезова.

Этот храм является образцовой постройкой Аплаксина, в которой мы можем обнаружить все его излюбленные приёмы: это откровенный неорусский стиль с отсылкой на Новгородско-Псковское зодчество, с некоторыми новациями зодчего - пустые стены с хаотично разбросанными по ним окнами, живописный излом козырька здания, под которым красуется прекрасное панно, нанесённое прямо на поверхность стены. Всё это - изобретения Аплаксина, результат его собственно переосмысления архитектуры старины.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-31

В 1923 году храм был закрыт, здание капитально перестроено и превращено в общежитие. При этом никаких следов былой красоты храма не сохранилось: из изящной и уникальной по своей живописности церкви здание превратилось в скучную коробку без особой архитектуры.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-32

Впрочем, на фасаде здания кое-где ещё встречаются отсылки на храм: так, арка, ведущая во двор здания, сохранилась со времён храма, ровно как и ниша над ней - её формы напоминают нам о русской стилистике существовавшей здесь ранее церкви.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-33

В наши дни в здании располагается общежитие финансового университета. Это значит, что здание в той или иной мере принадлежит государству (гос. ВУЗу), что оставляет надежду на возможное возвращение церкви на своё законное место.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-34

Николо-Мирликийская (Барградская) церковь

Адрес: переулок Бакунина, 2А, 2-ая Советская улица, 27А
Дата постройки: 1913-1915
Архитектор: Степан Кричинский

Последний храм в моём списке - Николо-Мирликийская (Николо-Барградская) церковь, построенная по проекту Степана Кричинского для Императорского православного палестинского общества. Деревянный храм на этом месте был возведён ещё в середине 19 века, однако каменный храм решили построить в 1913 году. Освящение храма произошло лишь 15 декабря 1915 года - таким образом, этот храм стал одной из последних дореволюционных построек Петербурга (во всём городе строительство было заморожено ещё в 1914 году).

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-35

Во всех источниках указывается, что Кричинский спроектировал храм в Новгородском стиле. Но мне кажется, что архитектура этого храма куда сложнее: от Новгородской архитектуры здесь только однокупольная композиция, тогда как изломанный объём храма с выглядывающей из угла апсидой и ассиметричной звонницей - это нововведение Кричинского, делающее храм Николая Мирликийского уникальным!

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-36

Храм был закрыт в марте 1932 года, а спустя два месяца его взорвали. Большая часть уникального внутреннего убранства (к примеру, фрески, сделанные в стилистике фресок Дионисия) была бесследно утрачена.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-37

При этом из-за сложного расположения храма (посреди перекрёстка трёх дорог) на его месте так ничего и не было построено - вместо произведения искусства возвели островок безопасности с небольшой лужайкой, заросшей травой.

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-38

Можно ли восстановить этот храм? Разумеется. Для этого придётся убрать островок безопасности и, возможно, лишить одной полосы Полтавскую и 2-ю Советскую улицы. Но учитывая тот факт, что этот район - не самый загруженный в плане пробок, такой вариант вполне реален.

Ну а пока этот перекрёсток смотрится абсолютно пустым - особенно после того, как вы ознакомитесь с историческими фотографиями и осознаете масштаб утраты...

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я продолжу свой рассказ о храмах Санкт-Петербурга, утраченных в советское время.-39

Заключение

На этом я заканчиваю тему утраченных храмов Санкт-Петербурга. Я постарался рассказать о самых интересных и красивых церквях, снесённых в советское время. Конечно, выбрать несколько церквей из чуть ли не сотни утраченных - дело не простое, так что я точно мог что-то пропустить. Если я не рассказал о каком-то храме, который очень жалко лично вам - пишите о нём в комментариях!

Ну и в продолжение темы предлагаю вам ещё две статьи:

Также подписывайтесь на мой телеграмм канал: там я анонсирую статьи на дзене, а также пишу о новостях Санкт-Петербурга и выкладываю уникальный контент.