В советское время Петербург лишился огромного количества храмов: согласно статистике, за период с 1917 по 1991 год в Петербурге было безвозвратно утеряно более 50 церквей. И это, на мой взгляд, по сей день является очень большой проблемой для нашего города.
Многие храмы Петербурга сильно пострадали от неправильной эксплуатации и отсутствия ремонтных работ, однако после распада СССР их начали восстанавливать - да, и в наши дни некоторые храмы до сих пор стоят в руинах, но их количество с каждым годом снижается. И тут всё понятно: восстановление церкви - 100% благое дело. Но что делать в ситуации, когда прекрасный памятник архитектуры, обладающий также высокой духовной и культурной ценностью, был полностью утрачен?
В некоторых ситуациях на месте бывшего храма устанавливают памятную табличку или поклонный крест. Но порой на месте прежнего храма вырастает новое здание, идентичное старому по своему проекту, но созданное уже из новых материалов - таких примеров в Петербурге несколько. И сегодня я предлагаю рассмотреть их, после чего сделать для себя вывод - является ли положительным воссоздание полностью утраченных храмов, или же не нужно тратить силы на создание копий давно утерянных зданий. И лично для меня ответ на этот вопрос очевиден, но раз уж эта тема вызывает определённые споры в обществе, то я всё же постараюсь обратить внимание и на положительные, и на отрицательные моменты этих процессов. Ну а в итоге пускай каждый сам сделает свои выводы.
Я приведу три ярких примера: все эти храмы были разрушены в 1930-х годах, а восстановили их в течении последних 10-15 лет.
Екатерининский собор
Адрес: г. Пушкин, Соборная площадь, д. 1
Срок существования: 1840 - 1939 годы
Архитектор исторического здания: Константин Тон
Дата воссоздания: 2010 год
Первое здание на очереди - Екатерининский собор в Пушкине (ближайший пригород Петербурга), построенный в 1840 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона.
К сожалению, наследие Константина Тона пострадало очень сильно: из 8 его построек религиозной тематики целым осталось лишь одно здание, но и оно в советское время было перестроено до неузнаваемости, и, к сожалению, его восстановление пока что ещё не было начато. Но облик одного его творения всё же доступен нам не только по историческим фотографиям - я говорю о Екатерининском соборе, восстановленном в своём изначальном виде в 2010 году!
Архитектор Константин Тон являлся главным популяризатором византийской архитектуры в России 19 века: в своих проектах он раз за разом обращался к приёмам, характерным для древней византийской архитектуры - это касается и самой известной его работы, храма Христа Спасителя в Москве (который, к слову, тоже был уничтожен в советское время, и восстановлен уже в наши дни), и собора в Пушкине. Величественный пятиглавый храм с луковичными золотыми куполами был одним из главных архитектурных украшений Пушкина!
Однако с приходом к власти большевиков храм был закрыт, а его настоятели подверглись репрессиям. А в 1939 оду было принято решение окончательно избавиться от собора: мебель и картины были вывезены из храма, иконы уничтожены, после чего собор заминировали и подорвали. На месте храма был разбит небольшой садик, в центре которого в 1960 году был установлен памятник Ленину - символ нового времени, заменившего стране храмы.
Однако история циклична, и в 2004 году памятник был демонтирован (причём сделано это было странным образом - неизвестные лица сбросили памятник с постамента ночью с помощью лебёдки, а власти города приняли решение просто не восстанавливать скульптуру), а на его месте установили памятный крест - с надеждой, что когда-нибудь на его месте появится храм. Так и произошло - в 2006 году на сохранившемся фундаменте произошла закладка нового храма, а уже в 2010 году жители Пушкина увидели новый собор, внешне полностью идентичный собору Константина Тона!
Если сравнивать современную постройку с дореволюционной, то нужно отметить, что здание было воссоздано с практически стопроцентной точностью: все детали точно прорисованы согласно проекту Тона! Так что нынешнее здание действительно выглядит так, как выглядел храм до его сноса. Надо ли мне говорить, что это очень хорошо - если воссоздавать историческое здание, то максимально близко к его первоначальному облику, чтобы вернуть на своё законное место постройку, утерянную по тем или иным причинам ранее.
Радует также и внимание к деталям: очень красиво оформлены украшения фасада - например, архитектурная композиция, украшающая главный вход в храм. И несмотря на то, что здание строилось из современных материалов, оно не выглядит как новодел - в этом плане проект воссоздания собора точно удался, и, на мой взгляд, он получился куда лучше, чем другой храм Тона, восстановленный в Москве (да, я говорю о храме Христа Спасителя, внешний вид которого всё же выдаёт в нём новизну).
Так что в целом я положительно отношусь к данной постройке - да и критиковать её особо то и не за что: чаще всего критики мотивируют своё негативное отношение к строительству церкви тем, что она "занимает слишком много места, отнимает зелёные зоны у местных жителей". Но в случае с Екатерининским собром данная претензия совсем не к месту: мало того, что Пушкин сам по себе очень зелёный город, и дефицита деревьев в нём не наблюдается, так ещё и сам храм довольно скромно расположился посреди Соборного сквера. Ну а про архитектурную ценность собора сказать можно многое - отмечу лишь, что он является архитектурной доминантой района (если не всего Пушкина)!
Рождественская церковь
Адрес: 8-ая Советская улица, 16, Красноборский переулок, 3
Срок существования исторического здания: 1787 - 1934 годы
Архитектор исторического здания: Пётр Егоров
Дата воссоздания: 2019 год
Следующее здание, которому я решил уделить своё внимание, расположилось в самом центре Петербурга, в районе Песков. И, в отличии от рассмотренного ранее Екатерининского собора, данный храм регулярно подвергается критике противников религии. Однако в противовес этому данный храм обладает также огромным градостроительным значением, куда большим, чем собор в Пушкине.
Что ж, будем разбираться!
Церковь Рождества Христова на Песках была построена в 1787 году архитектором Петром Егоровым (автор ограды Летнего сада). Это здание является ярким памятником архитектуры классицизма: ионический портик, окружённый двумя симметричными башнями-звонницами, и углублённый в центр здания главный купол.
Рождественский храм стал центром притяжения в Песках, самым значимым социальным объектом данного района, так что и все улицы в окружающем его квартале были названы в честь него Рождественскими. Но шло время, в стране сменилась власть, и религия стала ей неугодна. Сначала переименовали улицы вокруг храма (по сей день они носят название "Советские"), а позднее взялись и за само здание - в 1934 году храм разобрали, а на его месте разбили сквер.
Идея восстановить храм появилась лишь в 2010-х годах: в 2012 году сквер огородили забором - были проведены археологические раскопки (с целью определить исторический фундамент здания), после чего начался процесс восстановления. Лишь в 2019 году храм был окончательно достроен и открыт для всех желающих. Так Пески снова обрели своё духовное "ядро".
Рождественский храм стал серьёзным предметом для споров: многие жители Петербурга были не в восторге от того, что на месте сквера (а зелёных зон в Песках, в отличии от того же Пушкина, очень мало) был возведён храм. И людей отчасти можно понять - они привыкли гулять в этом сквере и проводить в нём свой досуг. Но на это можно ответить лишь одно - само появление на этом месте сквера было одной огромной градостроительной ошибкой, которую современные архитекторы постарались исправить в наши дни!
Рождественский храм в каком-то смысле является градообразующим: вокруг него формировалась застройка Песков, у него концентрировалась городская жизнь. Даже если посмотреть на карту этого района, то можно обнаружить, что Рождественская церковь находится прямо посередине квартала! Кроме того, здание очень ценно с точки зрения архитектуры - оно служит ярким примером архитектуры второй половины 18 века!
На мой взгляд, воссоздание Рождественского храма - отличный шаг, исправивший историческую несправедливость, и внёсший важный вклад в сохранение исторического облика Петербурга. Однако минусы у его строительства всё же имеются - о них я тоже сказал выше. Но тут уж нужно принимать решение, что важнее - памятник архитектуры и истории, или зелёная зона. И, на мой взгляд, в Петербурге на первое место всегда выходит архитектура и история. Но, думаю, со мной согласятся далеко не все (особенно из тех людей, кто проживает в центре Северной столицы).
Скорбященская церковь
Адрес: Проспект Обуховской Обороны, 22
Срок существования: 1898 - 1933 годы
Архитектор: Александр фон Гоген, Александр Иванов
Дата воссоздания: 2021 год
Третий храм в моей подборке - самый молодой: изначально храм возвели в 1898 году, а восстановили лишь в 2021. Зато дата сноса здания совпадает с двумя другими героями данной статьи - все эти здания пали жертвой антирелигиозной компании 1930-х годов.
Скорбященская церковь возводилась по проекту двух выдающихся петербургских архитекторов - Александра фон Гогена (особняк Кшесинской, дом офицеров на Литейном, особняк Варгунина (он же дворец бракосочетания) на Фурштатской улице) и Александра Иванова (гостиница "Пале Рояль", доходный дом Галунова).
На месте нынешнего храма ранее находилась деревянная часовня - она то и послужила причиной для строительства крупного каменного храма. Дело в том, что однажды в здание часовни ударила молния: от удара находившаяся рядом с иконой кружка с монетами перевернулась, и монеты прилипли к самой иконе. Чудесным образом икона не пострадала при пожаре, а потому это событие окрестили "чудесным", а место, на котором располагалась часовня, стало считаться священным. Именно поэтому спустя некоторое время здесь появилось новое здание церкви.
Любопытно, что до наших дней часовня дошла в своём первозданном виде, тогда как расположенную по соседству с ней церковь снесли.
Тем любопытнее сравнивать часовню с новопостроенным храмом: стилистически они одинаковы, но материал немного выдаёт различие в зданиях. Однако нужно признать, что здание Скорбященской церкви выстроено на славу: если не знать о том, что это сооружение является новостроем, то вряд ли можно отличить его от дореволюционного!
Идеальная работа над деталями превращает это здание в старинное внешне. И это, на мой взгляд, прекрасный пример грамотного воссоздания - когда прохожий с первого взгляда не может отличить новую постройку от старой, и даже когда рядом с новым строением находится оригинальное, старинное, и при этом оно не вызывает резкого контраста с новостроем. Блестящая работа современных архитекторов!
Но в целом этому району на удивление повезло: помимо храма, историческая справедливость здесь была восстановлена и по отношению к расположенному с другой стороны дороги жилому дому, некогда являвшемуся домом-причтой при храме. Дело в том, что в советское время была утрачена фигурная башенка, венчающая жилой дом. Но в 2020 году, параллельно с церковью, была воссоздана и башня на этом здании - таким образом, реставраторы буквально воссоздали утерянный архитектурный ансамбль, и сделали это не в центре города, а на его периферии. Прекрасная работа!
Ну и подводя итог моего сегодняшнего рассказа, хочется сказать, что воссоздание утраченных памятников истории и архитектуры - несомненное благо, вот только заниматься этим надо с умом, затрачивая много сил и времени на изучение изначальных проектов, на воссоздание зданий с оригинальным, дореволюционным обликом. И часто у современных архитекторов на это не хватает ни сил, ни желания. Но приятно осознавать, что Петербург в этом плане идёт впереди других городов России (и даже впереди Москвы) - сейчас в Северной столице есть уже несколько примеров не просто удачного, но филигранного воссоздания утраченных храмов. А на очереди есть ещё несколько зданий, которые ждут своей очереди.
А какой проект воссоздания ждёте больше всего Вы? Пишите об этом в комментариях - с удовольствием подискутирую с Вами на эту тему. А если тема покажется моим читателям особенно интересной, то я, вполне возможно, продолжу её другими своими рассказами о утраченном архитектурном наследии Санкт-Петербурга.
Спасибо за внимание и до новых встреч в новом, 2023 году!