Доброго времени суток мои дорогие подписчики и те, кто впервые на моём канале. Сегодня я предлагаю вашему вниманию подборку десяти самых старых паровозов, которые находятся на территории нашей страны. Итак, поехали!
10 место
Десятое место в нашем рейтинге занимает паровоз Н2-293. Этот локомотив был выпущен В США локомотивостроительной компанией "Richmond Locomotive Works" для железных дорог Финляндии в 1900 году. И в настоящее время установлен в качестве памятника на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга. Н2-293 знаменит тем, что именно на этом паровозе в 1917 году В.И. Ленин нелегально пересёк границу с Финляндией. Машинистом паровоза тогда был Гуго Ялава, именно он под видом кочегара и перевёз через границу Ленина. В том же 1917 году точно таким же образом тот же машинист вернул вождя в Петроград. Дальнейшая судьба локомотива была трагической. В 1918 году локомотив попал в аварию во время маневровых работ, из-за чего впоследствии оказался на "кладбище паровозов". В 1920 году Н2-293 был восстановлен и приступил снова к работе. Однако, уже в 1924 году вместе с другим имуществом по договору был передан Финляндской железной дороге. В 1947 году паровоз было решено вернуть в СССР, как реликвию, что и произошло спустя 10 лет в 1957 году. 22 апреля 1961 года локомотив был торжественно установлен в качестве памятника на Финляндском вокзале. Спустя три года к паровозу построили стеклянный павильон, в котором он находится и сегодня.
9 место
9 место нашего рейтинга занимает танк-паровоз Ьвн.9781, который был выпущен на Невском заводе в 1899 году. Серию "Ь" получали самые разнообразные по своей конструкции локомотивы. Объединяло их одно - они выполняли маневровую работу и были танк-паровозами, то есть запас воды и топлива хранился непосредственно на паровозе, а не в специальном вагоне - тендере. Паровозы Ьвн с тремя движущими осями производились Невским паровозостроительным заводом в Санкт-Петербурге. Паровоз имел нефтяное отопление. На котле был установлен бак для воды в форме полусферы, а сверху бак для нефти. Подобное расположение баков делало этот локомотив хорошо-узнаваемым среди других маневровых танк-паровозов. Сегодня Ьвн.9781 установлен в качестве памятника на Ростовском электровозоремонтном заводе. Открытие памятника было произведено в 1974 году к 100 летию создания главных мастерских Владикавказской дороге.
8 место
8 место нашего рейтинга также занимает паровоз Невского завода Ьвн.9773. Который сегодня мы можем видеть в нижнем Новгороде в музее "Паровозы России". По конструкции паровоз является аналогичным Ростовскому Ьвн.9781. Однако выпущен нижегородский паровоз годом ранее - в 1898 году, что выводит его на 8-ую строчку нашего рейтинга.
7 место
На седьмой строке нашего рейтинга самых старых паровозов России расположился очередной локомотив, предназначенный для маневровой работы. Уж так сложилось, что именно маневровые паровозы занимают большую часть нашего списка. Ь-2034 был выпущен в 1897 году на Коломенском заводе и имеет заводской тип 62. Первая партия таких локомотивов была выпущена в 1987 году. Наш паровоз и является представителем этой партии. Паровозы типа 62 Коломенского завода строились до 1912 года. всего было выпущено 94 таких локомотива. Ь-2034 имеет три движущих оси и нефтяное отопление. В 1975 году Ь-2034 был установлен в качестве памятника у депо Минеральные Воды к 100-летию его открытия.
6 место
На шестом месте нашего рейтинга располагается ещё один представитель Коломенских маневровых паровозов заводского типа 62 - Ь-2023, который как и Ь-2034 был выпущен в 1897 году в числе паровозов первой серии этого типа. Этот локомотив также изначально предназначался для Владикавказской железной дороги. Сегодня Ь-2023 находится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.
5 место
Как Вы уже догадались на пятом месте нас снова ждёт маневровый паровоз Коломенского завода. Да, это Ь-2021. Как и два предыдущих локомотива он имеет заводской тип 62. в 1897 году с завода этот локомотив был передан в депо Грозный. В послевоенные годы Ь-2021 работал в депо Гудермес, а в последствии в Беслане. В 1959 году локомотив был переведён в депо Прохладная. В 1987 году Ь-2021 был установлен в качестве памятника в честь 100-летия Краснодарского депо. В декабре 2021 года Ь-2021 был отправлен в Санкт-Петербург для восстановления.
4 место
На 4 месте нас снова ждёт паровоз типа 62 Коломенского завода - Ь-2012. Именно Ь-2012 является старейшим локомотивом этой серии (год выпуска - 1897). Как и другие паровозы этого типа Ь-2012 был построен для Владикавказской железной дороги. Однако, со временем был переведён на маневровую работу в депо Рославль в смоленской области, где в 1985 году был установлен в качестве памятника. В марте 2016 года было решено восстановить паровоз и локомотив был отправлен в депо Подмосковная, где была произведена реставрация локомотива. Сейчас паровоз Ь-2012 восстановлен до рабочего состояния. Его можно встретить в составе динамической экспозиции выставки ЭКСПО 1520, проходящий раз в два года в городе Щербинка (Москва). Локомотив приписан к депо Подмосковная. Ь-2012 является самым старым действующем паровозом в инвентарном парке РЖД.
3 место
Топ 3 нашего рейтинга открывает паровоз Од.1976, установленный в качестве памятника на Брянском машиностроительном заводе. Паровозы серии О были одними из самых массовых дореволюционных товарных паровозов. Производство паровозов серии О было начато на Коломенском заводе в 1882 году. В зависимости от типа конструкции к букве О добавлялся дополнительный индекс. Так Од обозначает, что паровоз серии О оснащён кулисным механизмом Джоя. Кроме Коломенского завода к выпуску паровозов серии О подключились практически все предприятия способные выпускать локомотивы. Так в 1897 оду был выпущен Од.1976 на Брянском заводе. символично, то что и сегодня этот локомотив установлен именно в Брянске на своём заводе-изготовителе. На завод локомотив вернулся в 1963 году, до этого проработав на Красноярской и Забайкальской железных дорогах. До 1965 года локомотив выполнял маневровую работу, после чего был установлен в качестве памятника.
2 место
Второе место нашего рейтинга занимает уникальный локомотив - бронепаровоз, то есть паровоз обшитый листами брони и предназначенный для вождения бронепоездов. Ов.5067, именно о нём сейчас идёт речь был выпущен на Брянском заводе в 1896 году. Индекс "в" говорит о том, что на данном локомотиве установлен парораспределительный механизм Вальсхарта. Именно паровозы Ов стали самими распространёнными четырёхосными товарными паровозами в нашей стране. Благодаря своему сравнительно небольшому весу, данные локомотивы широко применялись, наряду с другими модификациями, в составе бронепоездов. Конструкция локомотива позволяла утяжелить его, обшив бронелистами. Именно паровозы серии о стали основными локомотивами бронепоездов Российской империи и СССР. Сегодня Ов.5067 находится в Центральном Музее Вооружённых Сил в Москве.
1 место
Вот мы и добрались до первого места нашего топа самых старых паровозов России. И как это не удивительно, но на первой строке списка находится самый маленький паровоз из тех, о которых говорилось выше (у локомотива всего две движущих оси). Паровоз с номером 4144 находится у входа в музей железнодорожный техники имени Акулина города Новосибирска. Кстати, это единственный представитель нашего топа находящийся за пределами европейской части страны. Паровоз 4144 узкоколейный. Ширина колеи составляет 750 мм, что более чем в два раза меньше стандартной - 1520. Этот паровоз был найден среди тайги в болоте в 2001 году недалеко от Новокузнецка. Было установлено, что подобные паровозы выпускала немецкая фирма "Борзиг". Локомотив был восстановлен и установлен у входа в жд музей Новосибирска. Год выпуска локомотива - 1895. 4144 также является танк-паровозом, то есть топливо и вода перевозятся на самом локомотиве.
На этом наш список заканчивается. Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!