Найти в Дзене
Философия отдыха

Ольга Кабо: «Распускаться и стареть – удел бездельников»

Харизматичная, активная и яркая, Ольга Кабо, #заслуженная артистка РФ, народная артистка Чеченской Республики, не ищет легких путей ни в профессии, ни в жизни, постоянно работая над собой. Вот и сегодня она делает первые шаги в освоении современного концептуального театра – играет одну из главных ролей в #премьерном спектакле Театра им. Моссовета «Восемь любящих женщин».

Ольга, в спектакле «Восемь любящих женщин» вы исполняете роль Габи. Насколько вам близка эта героиня? Могли бы вы, чисто гипотетически, попав в аналогичную жизненную ситуацию, вести себе так же, как она?

Моя Габи, на первый взгляд, достойная хранительница семейного очага, любящая супруга, заботливая мать и дочь. Она все держит под контролем, ее невозможно вывести из равновесия, она уверена в себе и в своем завтрашнем дне. Но это лишь внешняя оболочка. На самом деле Габи обуревает страсть. Она влюблена и готовится сбежать из семьи с любимым мужчиной. Ведь у каждой женщины есть свое право на любовь... В ней гармонично уживаются порок и добродетель.

Евгений Марчелли создал очень женскую историю. Весь спектакль – будто путешествие в мир женщины со всеми ее страхами, комплексами, тайными помыслами и дерзновенными мечтаниями. Но в основе, конечно, желание любить и быть любимой.

-2

Что привнес в вашу творческую жизнь новый художественный руководитель театра Евгений Марчелли?

Мне было очень интересно прикоснуться к современному концептуальному театру. Когда Евгений Жозефович озвучил нам жанр спектакля, я сначала даже испугалась. Не понимала, как можно существовать в рамках «психоделического абсурда-ноктюрна, да еще и с элементами черной комедии». Но Марчелли попросил только об одном – быть его единомышленницами. И как-то очень легко и весело мы пошли на этот эксперимент. Сроки были сжатые. Режиссер дал нам полную свободу, с восторгом принимал импровизации и провоцировал на алогичные и яркие оценки. На репетициях царила атмосфера творчества и любви. А это дорогого стоит.

Первое знакомство состоялось, и я с нетерпением жду новых предложений! Здорово, что наш театр открыл «сомкнуты негой взоры» и живет активной и вдохновенной творческой жизнью.

За свою карьеру вы очень много снимались в кино, играли в театре. В череде ваших героинь какие особенно близки вам по духу?

Всегда очень непросто ответить на вопрос о любимой роли. Так же, как невозможно сказать, кого из детей я больше люблю. Да и надо ли? С каждым фильмом или спектаклем связаны свои теплые воспоминания. Каждой роли отдано время и частичка души.

-3

В середине апреля 2021 года в московском Театре им. М. Н. Ермоловой в рамках гастролей Чеченского драматического театра им. Ханпаши Нурадилова вышел спектакль «В горы за тобой», где вы сыграли главную роль. После этого вы стали народной артисткой Республики Чечня. В спектакле о войне вы играли впервые. Что зацепило вас в образе вашей героине?

Я всю жизнь мечтала сняться в фильме про войну. Но, увы, кинорежиссеры не видели меня в роли партизанки в окопах или санитарки в медсанбате. Зато моя мечта исполнилась на сцене. Режиссер Хава Ахмадова пригласила меня сыграть главную роль в спектакле «В горы за тобой». Действие происходит в 1943 году, в оккупированном Харькове. Чеченский солдат Юнус спасает от смерти русскую девушку Нину. На фоне страшных событий Великой отечественной войны, жестокости сталинских репрессий, демобилизации чеченцев и их депортации в Казахстан разворачивается история двух людей, Мужчины и Женщины, которые преодолели все испытания, голод, потери, разлуку, пронесли свое чувство через время и обрели Любовь, которая была предопределена им Всевышним.

Мы задумали приурочить наш спектакль к 75-летию великой Победы. Но началась пандемия, и мы оказались перед выбором – пролонгировать проект или репетировать онлайн. Решили не терять времени даром и провести застольный период в формате онлайн на интернет-платформе. А когда открылись границы, продолжили репетиции уже в Грозном на сцене Театра им. Х. Нурадилова. Работали более 12 часов в день, практически не уходя со сцены... Это было невероятно интересное время. Я узнала много об истории и культуре чеченского народа, о национальных традициях, о мусульманстве, открыла для себя людей с распахнутой душой. У меня появилось много новых талантливых друзей, с которыми мы вдохновенно работали над спектаклем. И теперь Грозный для меня – это маленькая жизнь, в которую я окунаюсь с любовью и благодарностью.

За недолгое время жизни спектакля мы успели побывать на нескольких театральных фестивалях, получили призы и признание публики. И я еще раз убедилась, что творчество не имеет границ. Вне зависимости от национальности, языка и вероисповедания люди внимали нашей истории. Иногда в зале воцарялась такая тишина, что, казалось, было слышно дыхание зрителей. Или, наоборот, раздавались всхлипывания... А на поклонах я видела на глазах людей слезы...

Каждый раз с трепетом выхожу на сцену в образе Нины и благодарю судьбу за пережитые эмоции. И, конечно, для меня большая честь носить высокое звание народной артистки Чеченской республики.

-4

Всегда ли ваше видение роли совпадает с режиссерским? А если нет, как поступаете – доказываете, что правы, или идете за постановщиком? Бывает ли, что приходится включать «звездный» статус?

Я считаю себя режиссерской актрисой. Несмотря на то, что я в профессии с 15 лет, мне просто необходим режиссер, который направит и обозначит задачу. На сцене или на съемочной площадке актеры имеют право слова, но режиссер – единственный, кто видит финальную картину. Можно до хрипоты спорить и доказывать свою правоту, но искусство – дело коллективное, и в обсуждении рождается истина, поэтому очень важно слышать друг друга и быть едиными.

А звездной болезнью я никогда не болела, у меня с детства иммунитет. Начав сниматься в детстве, я поняла, какой это тяжелый труд. Поэтому привыкла заниматься делом, а не демонстрировать амбиции.

Многих актеров в кино во время съемок экстремальных сцен заменяют дублеры-каскадеры. Вы же в картине «Крестоносец» сделали все самостоятельно. Для вас это был просто драйв, преодоление собственных страхов или желание вжиться в образ, пережить все то, что переживала ваша киногероиня? Есть ли трюки, от которых вы все же отказывались?

Я училась во ВГИКе в мастерской Сергея Федоровича Бондарчука. Мой мастер всегда говорил нам, своим студентам, что актер должен быть хозяином своих ролей, поэтому у исполнителя на площадке не должно быть слова «нет». Если режиссер ставит задачу, нужно ее выполнять: петь, танцевать, драться, скакать верхом – все, что угодно. Актер должен уметь все! Следуя напутствию учителя, я старалась его не подвести. Отсюда и страсть к рискованным трюкам.

Началось все с картины Сергея Тарасова «Приключения Квентина Дорварда». Для этого фильма я научилась профессионально держаться в седле. До сих пор конный спорт – мое любимое хобби. Потом были «Мушкетеры. 20 лет спустя», где мне пришлось освоить навыки фехтования. Потом «Крестоносец», в котором я взяла в руки меч и совершила трюк повышенной сложности – прыжок в 15-метровой высоты... И тогда, в 1995 году, меня приняли в Ассоциацию каскадеров России. На тот момент я была единственной актрисой, состоящей в ассоциации. Спасибо любимым каскадерам за то, что поверили в меня и приняли в свои ряды.

А в жизни вы столь же отважная, как в кино?

Наверное, в юности меня можно было назвать отчаянной. Понятие страха отсутствовало напрочь. Мне нравилось преодолевать себя и удивлять окружающих. Именно поэтому я так подружилась с каскадерами – нас объединяла страсть рисковать. Но рождение детей –дочери Татьяны и сына Виктора – меня утихомирили. Я почувствовала ответственность за них, за себя и теперь стараюсь бережно относиться к здоровью.

Жалеете ли о том, что так и не удалось полететь в космос?

В 1997 году режиссер Юрий Кара готовился к кинопроекту по роману Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры», съемки которого должны были происходить на космической станции «Мир». Я прошла все испытания и специальную диспансеризацию в Институте медико-биологических проблем РАН, получила справку, что готова к полету. Моим партнером должен был стать актер Владимир Стеклов. Но, к сожалению, у картины не оказалось достаточного финансирования, и съемки были приостановлены, потом заморожены, а после и орбитальную станцию разрушили и утопили в океане. А ведь я могла стать первой актрисой, которая полетела в космос.

Недавно мою мечту осуществила замечательная Юля Пересильд. Она прошла, наверное, через все то же, что и я в свое время, 25 лет назад, доказала, что готова преодолеть космические перегрузки, и побывала в космосе! И стала первой актрисой в мире, которая преодолела силу притяжения и увидела наш земной шар с высоты мироздания... (Улыбается.) И я, конечно, по-доброму очень завидую ей! Теперь мечтаю стать космическим туристом. Вот накоплю достаточное количество денег и рвану к звездам.

А пока мой космос – это мои дети и мое творчество. И я счастлива.

Знаю, что вы очень любознательный и прекрасно образованный человек: в детстве посещали кружок юных космонавтов, после окончания ВГИКа окончили отделение искусств исторического факультета МГУ и Высшие режиссерские курсы. Помогали ли вам эти знания в реальной жизни и в творчестве?

Конечно! Весь багаж знаний и умений я активно использую. Может быть, именно благодаря моим детским занятиям в студии космонавтики во Дворце пионеров, где мы тренировали вестибулярный аппарат, я и прошла обследования для полета в космос. И учеба в МГУ не прошла даром: могу на равных обсуждать с художниками образы своих героинь –костюмы, прически. Например, моя Роксана из спектакля Павла Хомского «Сирано де Бержерак» навеяна картинами Сандро Боттичелли, а маркиза де Мертей из «Опасных связей» списана с полотен Антуана Ватто и Франсуа Буше. А опыт занятий на режиссерских курсах помогает снимать самопробы – увы, и такое бывает.

Вы очень красивая женщина. Какой ваш главный секрет сохранения красоты и молодости – какой?

Благодарю за комплимент! Великий писатель Тонино Гуэрра как-то сказал: «Красота – это уже молитва»... А молитва требует смирения, гармонии души и тела, отказа от суеты и беспредельной веры. И труда... Я живу в гармонии с самой собой и не хочу ничего менять. А вот поддерживать ресурсы организма – это другое дело. Так что для меня жизнь – это постоянная работа над собой. Распускаться и стареть – удел бездельников.

С путешествиями по миру сегодня непросто. И все же есть ли у вас свои места силы, где вы «подзаряжаете батарейки»? Где любите бывать и куда возвращаться?

Я родилась в Москве, но до пяти лет жила в деревне на Урале у бабушки Маши, маминой мамы. У нас был большой огород, за которым нужно было ухаживать. Бабушка с самого детства приучала меня к земле. Мы вместе окучивали картошку, подрезали усы клубнике, пололи грядки. А еще мы ходили в лес «по грибы и по ягоды», как говорили на Урале. Потом варили варенье или солили грибы. И с младых ногтей я полюбила природу, ее запахи, вкусы и звуки. Помню шелест листвы, вкус воды из колодца и аромат зимы... Поэтому сейчас в мегаполисе я очень скучаю по своим детским ощущениям. И если есть возможность выехать за город и провести время за пределами столичной суеты, я отдыхаю душой, будто напитываюсь энергией мироздания. Обожаю собирать букеты из полевых цветов, просто лежать на земле и смотреть на небо, наблюдая за облаками. В такие моменты я отдыхаю душой и забываю обо всех проблемах и заботах.

А вообще люблю ездить на машине, куда глаза глядят, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми. Вдали от Москвы время будто замедляется, можно просто бродить и мечтать. Иногда мне необходимы подобные остановки.

#ольга кабо, #знаменитости, #личная жизнь звезд, #биографии, #интервью, #актриса театра и кино, #театр моссовета, #Восемь любящих женщин