Найти в Дзене
Киноамнезия

«Курочка Ряба» с Инной Чуриковой: почему этот фильм больше не покажут по Первому каналу

Оглавление

Фильм Андрея Кончаловского «Курочка Ряба», спродюсированный французами, сегодня не частый гость на федеральных каналах. Эту неудобную драму о господах, русской деревне, о чуде в сарае Первый канал и «Россия-1» предпочитают обходить стороной. Слишком глубоко копнул Андрей Кончаловский, рассказывая о нас с вами. С выхода фильма прошло почти треть века, а ничего не изменилось. Разве что колхозов стало меньше, а людей, желающих «добра» друг другу, слегка поприбавилось.

Инна Чурикова прожила жизнь Аси Клячиной в "Курочке Рябе". Кадр из фильма
Инна Чурикова прожила жизнь Аси Клячиной в "Курочке Рябе". Кадр из фильма

О господах и не только

Андрей Кончаловский с самого начала фильма выливает ушат холодной воды на зрителей. На примере провинциального рынка он показывает, почему России далеко до демократии.

У нас вроде-как свобода слова, рыночная экономика, но Ася Клячина всё равно не может продавать куриные яйца по 30 рублей. Ей навязывают условия торговли: либо продавай по 100 рублей, либо уходи. Спекуляция никуда не делась. Она выросла до чудовищных размеров.

В 2022 году ничего не изменилось. Да, торговля стала более цивилизованной, но цены в гипермаркетах как были запредельными, так и остались. Ась, желающих накормить людей недорогими качественными продуктами, по-прежнему выдавливают с рынка. Либо играй по правилам крупного ритейла, либо оставайся на обочине.

Кадр из фильма "Курочка Ряба". Кадр из фильма
Кадр из фильма "Курочка Ряба". Кадр из фильма

Негодование главной героини понятно: у нас демократия, а продавать товар с подворья по выгодной для продавца и покупателя цене нельзя. Так не велят делать господа.

Кстати, а кто эти люди, причисляющие себя к элите? Барышни, которые в ток-шоу на федеральных каналах кичатся богатством и рассказывают как «любят» прислугу? Мужчины из ЦК КПСС, которые пересели на Мерседесы? Кого сегодня называть господами?

На этот вопрос Кончаловский не дает четкого ответа. В ходе просмотра фильма зритель сам находит его.

Здесь русский дух…

События «Курочки Рябы» происходят в обыкновенной русской деревне, которая за тысячу лет не изменилась. Людей по-прежнему объединяет нелюбовь к успешным односельчанам и любовь к Пшеничной. Деревенские не любят выскочек. Если кто-то начинает работать, улучшать своё благосостояние на той земле, где родился, его тут же спускают с небес на землю - он здесь не пригодился.

Кадр из фильма "Курочка Ряба"
Кадр из фильма "Курочка Ряба"

Во время просмотра «Курочки Рябы» я впервые задумался: «А не виноваты ли люди в том, что на селе нет работы?».

Может, пора задать вопросы самим себе, а не ругать во всем Запад, смотря «60 минут». Но люди продолжают верить в чудо и надеяться. Вот только на кого в нашем царстве-государстве можно надеяться кроме самих себя?

Местная власть бессильна что-либо изменить. Православие тоже не поможет. Святости в священниках нет. Это чётко показано в сцене, когда председатель колхоза и святой отец распределяют деньги, предназначенные для нужд общества. Спор о том, что важнее – храмы или так называемое развитие населенного пункта так и остается неразрешенным.

Кадр из фильма "Курочка Ряба"
Кадр из фильма "Курочка Ряба"

Стороны расходятся по разным сторонам условного ринга со слезами на глазах. Надежды в колхозе не осталось. Это понимает и Ася Клячина - правнучка человека, который когда-то плавал на пароходе. Она пытается вместе с верной подругой курочкой Рябой покинуть деревенские маски-шоу.

Кончаловский отмечает: потомки буржуа ещё не утратили способность здраво мыслить. Но под гнётом сельской жизни здравые мысли растворились в толпе. Выход есть, но бежать некуда.

Чудеса на селе

Даже в этой безнадеге есть место чуду. Оно случается, когда Ася Клячина в полуразрушенном сарае находит золоте яйцо. Героиня мечтает о новом доме. Жизнь наполняется яркими красками. Любимый колхоз становится раем на земле.

Однако Ася забыла, что в русской народной сказке от золотого яйца плакали бабка с дедкой. Счастья оно никому не принесло, так как оказалось очень хрупким.

Кадр из фильма "Курочка Ряба"
Кадр из фильма "Курочка Ряба"

Поэтому мечты Аси разбиваются в дребезги о суровую реальность. Сын стал чужим и ведёт образ жизни, который любой матери чужд. Бывший муж не перестал быть бывшим. Найденное золотое яйцо, как и надежды героини, оказалось фальшивым.

Кончаловский показал потерянных людей из глубинки, которые застряли во временной петле. Они цепляются за прошлое, выходя на смешные и нелепые демонстрации, и по щелчку в 3.15 отказываются от моральных принципов, когда сталкиваются с материальным.

Кадр из фильма "Курочка Ряба"
Кадр из фильма "Курочка Ряба"

В «Курочке Рябе» чётко показано с чего начался культурный упадок нашего общества. Люди перестали обращать внимание на происхождение денег. Немного странный неприятный запах банкнот их больше не смущает.

По телевизору день и ночь вместо "Лебединого озера" показывают Машу Распутину и Бориса Моисеева. Они вымывают из русской деревни остатки нравственности.

Вскоре появятся «60 минут», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», и сельские жители окончательно растворятся в этой непроглядной тьме.

Безнадеге противопоставляются яркие черно-белые флешбэки из прошлого героев. На лицах простых советских сельских жителей счастливые улыбки. Люди вместе работают, едят, отдыхают. Человек человеку всё ещё друг. Это прошлое уже не вернуть, увы.

Кадр из фильма "Курочка Ряба"
Кадр из фильма "Курочка Ряба"

Поэтому единственный положительный герой в фильме – курочка Ряба. Остальные жители колхоза вызывают смешанные и противоречивые чувства.

На мой взгляд, весь смысл грустной сказки о нашей жизни заключен во фразе Аси Клячиной: «Не люблю я вас. Извините меня, пожалуйста».

Это больше, чем просто отказ выйти замуж. В этой фразе от посторонних глаз скрыто отношение режиссёра к современной жизни, к людям, населяющим российскую глубинку.

«Курочка Ряба» - словно красная таблетка из «Матрицы». Она возвращает в реальность, которая далека от симуляции. Поэтому этот философский фильм больше не покажут по Первому каналу. Слишком опасно для Эрнста и Ко говорить людям правду.

Многие зрители не очень-то и расстроились. Они не хотят смотреть "Курочку Рябу" Кончаловского. Граждане уверены: искусство должно нести свет, добро, делать нас чище. Искусство должно создавать прекрасную иллюзию, а не показывать жизнь без купюр, сталкивать нас с нашими пороками и слабостями, заставляя смотреть в прямое зеркало в королевстве кривых зеркал...