Найти в Дзене
Правители России

Были ли действительно устаревшими, корабли русской эскадры в Цусимском сражении, русско-японской войны 1904-1905 годов

Оглавление

Одной из причин поражений русского флота в Цусимском сражении называют устаревшие корабли русской эскадры. Её скорость хода была 9 узлов, что значительно ниже, чем скорость противника, эскадра которого двигалась со скоростью в 16 узлов. Являлись ли русские броненосцы устаревшими в сравнении с японскими и почему наша эскадра настолько уступала в скорости.

Поход вокруг света

В начавшейся войне с Японией, её военный флот господствовал на море, прикрывая переброску войск в зоны боевых действий. Ему также удалось заблокировать первую эскадру тихоокеанского флота в Порт-Артуре. Чтобы усилить российский флот на Дальнем Востоке, было решено направить туда из Балтийского моря вторую эскадру кораблей, которую возглавил адмирал Рожественский.

В феврале к ней присоединилась эскадра Небогатова, вышедшая из Либавы. Не пропустив через проливы, Турция не дала возможности Черноморскому флоту, принять участие в этом походе. Совершив труднейший поход, фактически кругосветный, не имея на пути следования российских баз, русская эскадра подходила к Цусимскому проливу.

Броненосец "Князь Суворов".
Броненосец "Князь Суворов".

Цели и задачи второй эскадры

Изначально второй эскадре была поставлена задача, соединится с первой, помочь осаждённому Порт-Артуру и попытаться захватить господство в море. Но во время похода пришли две новости.

Первая о том, что при попытке прорыва во Владивосток, первая эскадра приняла бой с японским флотом. В нём она была рассеяна, после чего большая часть кораблей вернулась назад в Порт-Артур, где они были позже затоплены, чтобы не достаться врагу. Судьба остальных кораблей, сложилась по-разному, часть из них уничтожили японские корабли, некоторые напоролись на камни, а остальные разоружились в нейтральных портах. После этого командование эскадры получило известие о сдаче Порт-Артура.

Далее выполнение поставленной задачи, потеряло всякий смысл и командующий эскадры адмирал Рожественский ставит новую задачу, прорыв во Владивосток.

Броненосец "Ослябя".
Броненосец "Ослябя".

Причины снижения скорости

Флагман русской эскадры снижает скорость до 9 узлов. Это было связанно, прежде всего, с износом котлов и механизмов, после длительного похода. Корабли были перегружены углём, а их днище после длительного нахождения в южных широтах были покрыты обрастаниями. В составе эскадры были госпитальные, буксирные, транспортные и суда по снабжению. Не отправив их в ближайшие нейтральные порты для возвращения назад, взяв их с собой дальше, вся эта вспомогательная флотилия снижала скорость всей эскадры.

Броненосец "Орёл" после боя.
Броненосец "Орёл" после боя.

Броненосцы русской эскадры

Четыре броненосца второй эскадры типа “Бородино” были введены в эксплуатацию в период 1903-1904 годов. Они развивали скорость от 17,5 до 18 узлов. Шесть устаревших броненосцев, введенных в строй в период с 1891 по 1896 годов, развивали скорость 15,5 до 16,8 узлов. Старенький “Николай I” начал свою службу на флоте ещё в 1891 году и после планового ремонта в 1900 набирал 16,8 узлов.

Среди крейсеров, также были новые спущенные на воду в период 1901- 1904 годов, более быстроходные, которые развивали скорость до 24 узлов и старые, введённые в период с 1881-1899 годов, скорость которых была 15-17 узлов. Так “Адмирал Нахимов”, начавший службу ещё в 1888 году, развивал скорость до 16,7 узлов.

Повреждения японского броненосца "Микасы" после сражения.
Повреждения японского броненосца "Микасы" после сражения.

Броненосцы японского флота

Их у японцев было всего четыре, они были введены в период с 1897 по 1902 годов и были чуть быстрее, чем русские, и развивали скорость от 18 до 18,7 узлов. У них в строю было 23 крейсера, новые введенные в строй в период 1896-1904 годов, развивали скорость от 18 до 23 узлов. Были и совсем старенькие, например Чин-Иен 1885 года, скорость которого была 15,5 узлов. А также Фусо 1878 года, который двигался со скоростью 13 узлов.

Японский флот собирался в основном на иностранных верфях и имел Крупповскую броню. Большинство же российских броненосцев и крейсеров собиралось на отечественных верфях и заводах, и имели Путиловскую броню.

Итог

Имея более высокую скорость, японская эскадра выбирала более удобное положение для боя, что и определило его исход. Быстроходные крейсера, которые могли уйти от неприятеля, но не могли бросить эскадру и двигались со скоростью всего 9 узлов. Прорваться во Владивосток удалось лишь крейсеру “Алмаз” и миноносцам “Бравый” и “Грозный”.

Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.