Здравствуйте.
Да простит автору некоторую эмоциональность читатель, но мне абсолютно непонятно, почему на нашем ресурсе нет ни малейшего следа этого альбома. Это 1993-й год. То время, когда пышным цветом вылезла поросль техно, появились буйные побеги эмбиента, занял своё место под солнцем джангл и заколосились ломаные и не очень ритмы брейкбита, бигбита и других стилей. Электроники было пруд пруди, вагон и маленькая тележка, от земли до неба, ну или просто не сосчитать и не переслушать. Особенно печалит, что можно спокойно отыскать достаточное количество проходных, слабых, неинтересных и откровенно вторичных альбомов и композиций, а этот почему-то остался за бортом. Разыскал на другом ресурсе, смахнул пыль и в который рез нажал кнопку Play.
Таким образом, буду вытирать слёзы, вызванные несправедливостью бытия, и попробую в нескольких словах рассказать об этом, на мой взгляд, выдающемся творении Карла Бартоса и других музыкантов, назвавших себя Elektric Music.
Karl Bartos - с 1975 года участник группы Kraftwerk (читайте о ней здесь) и покинувший её в 1991 году. Соответственно, вся музыка Esperanto построена на стилистике Kraftwerk и модном тогда техно. Когда в том самом, 1993-м, на мою голову свалился этот альбом, мир заиграл новыми красками. Мне стало ясно, что даже от скоростного техно можно получать удовольствие, если в нём присутствуют ласкающие ухо звуки родного Крафтверка. И вы их здесь услышите в изобилии, но несколько в ином ключе. И мелодики тоже достаточно. Давайте по порядку.
1. Альбом открывает композиция "TV", медлительная и мелодичная. Знакомые звуки Kraftwerk, вставки с голосами ведущих из телевизионных программ на разных языках, простой текст и голос Бартоса, несильный, но гармонично поддерживающий основную линию. Это какое-то торжество электроники и заход на территорию очкариков за роялем, небритых индейцев с гитарой или басистов в полосатой майке. Имеются ввиду большие специалисты по выпуску красивых баллад и глубоко уважаемые Элтон Джон, Крис Ри и Стинг.
2. "Show Business" - некоторый отход от стандартов четвёрки из Дюссельдорфа и заброс удочки в откровенно танцевальную индустрию. Но не ударами по голове, а достаточно мягким ритмом и снова с вокалом Карла.
3. "Kissing The Machine" - особая ягода на этой волшебной грядке. Несколько композиций на альбоме было написано в сотрудничестве с Энди МаКкласки из OMD (писал о них здесь, в статье есть другая версия песни), и конкретно в этой композиции мы слышим вокал Энди. Моё первое прослушивание песни повергло в шок. Как? Крафтверк и ОМД? Вместе? Объясню: тогда мало кто знал имя Карла Бартоса, а Kraftwerk всегда были известны любителям электронной музыки, и поэтому на кассете, которую я купил, где-то сбоку красовалась надпись Kraftwerk. Потом разобрался. И крутил альбом сутки напролёт, таким гармоничным он мне показался, каковым остаётся уже 30 лет.
4. "Lifestyle" сразила своим электронным голосом, пытающимся произнести что-то на неведомом языке. В середине композиции, только вслушайтесь. Я бы назвал это благородным и многозначительным, даже глубокомысленным, заиканием.
5. "Crosstalk". Снова вернулся Kraftwerk, всё на месте, слышны отголоски альбома Electric Cafe 1986-го, в создании которого принимал активное участие Бартос. И эти би-би-би-би, э-э-э-э, ау-ау-ау-ау, кар-кар-кар-кар, переворачивающие все представления о человеческой речи. Бесконечное количество ассоциаций.
6. "Information". Забавно было в середине 90-х на одной из наших локальных радиостанций услышать эту композицию в качестве подложки для голоса ведущего, читающие новости. Вот потеха! Такой мощный, с позволения сказать, расколбас, и на его фоне пытающаяся подражать столичным гуру девочка рассказывает, сколько отгрузили на прошлой неделе зерна и в каком районе области град побил автомобиль главы сельской администрации. А что, ведь называется он Information, вот и ловите свеженькое. Сама же восьмисполовинойминутная композиция громко звенит нам о том, что первооткрыватели электроники очень даже в силах пободаться в современной танцевальной музыке с молодым поколением, строящем свои треки на их же, крафтверковской, платформе.
7. Собственно, заглавная "Esperanto". Нестандартный, непрямой ритм, не похожий на привычный стиль материнской группы. Снова странный примагничивающий голос и издаваемые им то ли слова, то ли их зачатки. Ведь мы же знаем, что такое эсперанто, язык, искусственно созданный в надежде, что на нём заговорит весь мир. Было бы прекрасно, но не вышло. Дворяне же всё равно должны говорить при холопах на французском (грустная шутка). Общий язык усложнит управление стадами бараночеловеков.
8. Закрывающая, "Overdrive". Ещё одна быстрая композиция-смесь. Голоса в разных интерпретациях, надёрганные из альбомов "Radio-Activity" (1975), "Trans-Europe Express" (1977) и "The Man Machine" (1978) плюс жутко-загробный звук разных тональностей, доводящий то ли до исступления, то ли до восторга. Отличный финал великолепного альбома.
Когда лет 10 назад удалось побывать на концерте Карла Бартоса в московском клубе, ни одной из этих вещей исполнено не было. Видимо, поступил запрет от группы Kraftwerk, которую Бартос покинул не в самом радужном настроении. Но было кое-что из Communication, альбома, вышедшего через десять лет после Esperanto, в 2003-м и уже под именем Karl Bartos. О нём тоже обязательно как-нибудь напишу, ибо он для меня также в своё время стал откровением.
А сейчас хочу пожелать вам новых музыкальных открытий, восторгов, удовольствий и оставляю с прекрасным творением проекта Elektric Music. Очень этому рад, потому что давно хотел поделиться впечатлениями об альбоме, подарившем столько эмоций. До встречи.
Об электронной музыке на этом канале: