"У нас были сварочные автоматы Патона! А твои стоумовые фрицы даже до автоматической сварки не додумались. Так всю войну и варили ручками", - писал мне один из комментаторов: "Это ли не лучшее доказательство их глупости"?
Несколько дней разбирался я со сварочными технологиями. Ну, такой вот я скептик. Никак не мог согласиться, что германские инженеры, которые придумали очень много и ещё немного, не смогли бы догадаться до автоматической сварки. А как оказалось на самом деле?
"Да что ты этими фотографиями тычешь? Видно же, что корпуса танков стоят в тупиках - поперёк цеха - даже до конвейерной сборки не догадались. А ещё воевать полезли", - писал мне другой читатель.
А как же оно было на самом деле? А на самом деле, действительно, на танковых заводах Германии не использовали автоматическую сварку. И на то было весьма важное объяснение: в основной период войны танковая промышленность Третьего Рейха не испытывала дефицита в высококвалифицированной рабочей силе, в том числе в сварщиках.
В отличие от советских заводов, когда при эвакуации предприятий на Восток были потеряны ценные кадры. Это ставило под угрозу не просто качество сборки танков, но и даже саму возможность производства.
В Германии же доходило до того, что при сварке корпусов «Пантер» и «Тигров» отдельные сварщики были закреплены за отдельными швами! Об этом пишет в материале «Немецкий опыт резки брони и сварки корпусов танков» инженер В. В. Ардентов в «Вестнике танковой промышленности» в победном 1945 году. Его работа была основана на изучении двух бронекорпусных заводов в Кирхмезере и Бранденбурге. Вероятно, что такую технологическую роскошь в виде отдельных сварщиков для отдельных швов данные заводы могли себе позволить вплоть до последних месяцев войны.
Раскрой броневых листов до 1942 года осуществляли механическим способом. А вот для вырезания бронелистов под соединения «шип в шип» гораздо удобнее было использовать ацетилено-кислородную резку. Собственно, не Бог весть какое достижение, потому что точно такую же резку применяли и на советских танковых заводах.
Однако немцы опережали наших танкостроителей и в экономичности, и в качестве реза. Во многом это стало результатом применения высококачественного инструмента (газорезательных автоматов Мессера и Гризгейма) с возможностью тонкой настройки под толщину бронелиста. Кроме того, немцы использовали кислород высокой степени очистки: от 99%. И, наконец, в ходе резки брони немцы использовали несколько горелок, в том числе для снятия фасок. Ну, и сам процесс газовой резки был автоматизирован – это позволяло и ускорить процесс, и сделать его гораздо точнее.
То есть, системы автоматизации у немцев были, но применялись на шаг раньше - ещё на этапе раскроя танковых заготовок.
Также одной из особенностей немецких танков являлось шиповое соединение бронеплит с прямоугольным или косым шипом. При этом немцы не ограничивались простым сочленением. Для прочности в стыки вводились цилиндрические шпонки или пробки. Каждый из нас, у кого в детстве были пластмассовые конструкторы, знаком этот метод.
Обратите внимание: расположение закладных шпонок во взаимно перпендикулярных плоскостях позволяет, фактически, собрать весь корпус танка и без применения сварки. Фактически после монтажа шпонок шиповое соединение становилось неразъемным еще до сварки. Вспомним про точный раскрой бронелистов - и нам остаётся только проварить собранную конструкцию, причём с минимальными зазорами.
Сварку танковых корпусов немцы проводили на огромных кантователях без предварительных прихваток (хотя в некоторых случаях все-таки проходили 5-мм электродом по всей длине соединения). Кантователь представлял собой конструкцию, на которой, как на вертеле, вращалась вокруг продольной оси туша немецкого танка. Привод был либо ручной, либо электрический. Зазоры между деталями собранного на кантователе корпуса за счет высокой точности резки не превышали (по крайней мере, в основной период войны) 3-4 мм.
Длинные швы разбивались сварщиками на несколько мелких и сваривались одновременно в одном направлении. Замыкающие швы сваривались также двумя сварщиками синхронно навстречу друг другу. Это обеспечивало минимальное закалочное напряжение стали и наиболее равномерное их распределение.
Что же касается контроля качества сварочных швов, то не было ни рентгена, ни магнитной дефектоскопии, ни примитивной засверловки. Если же сварочный шов лопался с образованием трещины длиной до 100 мм, то их вышлифовывали и заваривали, а если больше, то выплавляли электрической дугой и также заваривали.
Как видим, на танковых заводах нацистской Германии действительно не было сварочных автоматов. Зато были автоматы газовой резки, повышающие качество раскроя металла. Была оригинальная система сборки корпусов с использованием соединения "шип-паз", усиленная цилиндрическими шпонками. И достаточный штат квалифицированных сварщиков.
Так что, по моему субъективному мнению, не видели германские инженеры необходимости в создании сварочных автоматов: технология производства отработана, технологическая оснастка имеется и кадры тоже в наличии. Вспомним, сюда же, обещания фюрера о том, что война будет молниеносной и зимовать придётся в московских квартирах. Кто из нас при таких условиях возьмётся менять устоявшееся?
А на сегодня новостей больше нет.
Надеюсь, я смог ответить на вопрос: "Почему у немецких танкостроителей не было сварочных автоматов"?
Ваш, Fon Kraft.
Информация пригодится для коллег-блогеров: заметили, наверное, в публикации ссылки на товары в Яндекс-Маркете? И заметили, что я не жалуюсь на низкие доходы с Дзена? Потому что есть партнёрские программы. Конечно, миллионов они мне не приносят, но на модель с краской хватает. Проходите по ссылке выше и регистрируйтесь для участия.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций - нас уже 300 подписчиков.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме. В ней, кстати, постоянно есть кто-то живой и, реально, можно получить консультацию по любому интересующему вас вопросу,
А теперь вам пригодится ссылка на скачивание приложения Яндекс-маркета. потому что иначе не очень удобно рассматривать витрину
Если темка понравилась, не стесняемся "жамкать" на клавишу "Палец-вверх". И, даже, можно подписываться на канал: впереди ещё много интересного.
#танковыезаводы #историяссср #германияиссср #промышленностьгермании #промышленностьссср #технология #промышленность