Найти в Дзене
Мурманский вестник

Штрихи блокады в судьбах художников

Открытка, выпущенная в 1942 году во время блокады.
Открытка, выпущенная в 1942 году во время блокады.

Художники Эдуард Антонов и Артур Никитин родились в Ленинграде незадолго до начала Великой Отечественной войны, оба стали графиками и реставраторами. В их биографиях довольно много общего, однако произведения этих авторов еще никогда не встречались в одном выставочном зале. Впервые это произошло в Мурманске - на экспозиции «Выжившие», работающей сейчас в Культурно-выставочном центре Русского музея. На ней представлены экспонаты из коллекции петербургского искусствоведа Андрея Маевского.

Андрей Маевский.
Андрей Маевский.

История - это люди

- В нашем музее сложилась традиция: каждый год в конце января мы открываем выставку, посвященную одному из самых трагических событий Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда, - сказала на церемонии открытия заведующая КВЦ Анна Ромашова. - Это всегда очень эмоциональные и сильные экспозиции. Они рассказывают о тех, кто боролся за жизнь - свою, родных и города в целом каждый день, каждую минуту. Если попытаться мысленно проникнуть в ту эпоху, то можно ощутить, как было страшно в те тяжелейшие 872 дня. Главной темой нынешней экспозиции является передача памяти. Нам многое известно о смертельной схватке людей с голодом и страхом, доступно большое количество видеохроники и документальных материалов, описаний боевых действий защитников города. И важно помнить о том, какие нравственные ресурсы использовали блокадники, чтобы остаться людьми. На этой выставке речь идет о двух конкретных судьбах жителей блокадного Ленинграда.

- Для меня очень важно работать с подлинным материалом, - взял слово Андрей Маевский. - На выставке фактически нет работ, которые стопроцентно посвящены войне. Одна из задач, которую я ставлю, - говорить об этом через предметы. В данном случае речь о жизни и творчестве двух художников: Эдуарда Антонова и Артура Никитина. К сожалению, первый не дожил несколько дней до открытия этой выставки, но он очень хотел, чтобы она состоялась. Произведения этих авторов никогда не появлялись вместе в выставочных залах, настолько это разные художники. Артуру Никитину в 1942-м было пять лет, когда его, еле живого мальчишку, вывезли из Северной столицы к бабушке и дедушке на Урал. Эдуард Антонов родился в 1930 году, во время войны он был подростком, выполнял посильные работы, награжден медалью «За оборону Ленинграда».

-3

Их судьбы сложились по-разному, но и общего в них немало. После Победы оба получили художественное образование, в 50-е занимались реставрацией: Антонов восстанавливал вечерние залы и царскую купальню в Екатерининском дворце Царского Села, Никитин - лепной декор Елгавского дворца в Латвии. Посетители выставки могут увидеть эти памятники архитектуры в разные годы, запечатленные в рисунках и фотографиях. Так, Екатерининский дворец был окончательно восстановлен лишь в 2020-м, в прошлом году открыт последний зал - Ливонский. Вот насколько разрушительна война: она длилась четыре года, а на восстановление ушли десятки лет.

- Антонов был достаточно успешным автором технического плаката, но как художник известен мало. Все, что мы видим в зале, он рисовал, как говорится, в стол, большая часть работ представлена публике впервые. Он работал в жанрах живописи и графики, но любимой его техникой была пастель, которая очень напоминает фрески. Думается, это влияние реставрационных работ, которыми занимался художник, - отметил Андрей Маевский. - Никитин, получив диплом, стал известным и популярным художником. Он живет в Латвии с 1947-го, где оказался вместе с матерью-хирургом, которая приехала в Ригу по приглашению коллеги. Артур Никитин известен как мэтр латвийского авангарда. Он настоящий виртуоз графики, владеет всеми ее техниками. Работы Никитина очень скульптурны, графика объемна.

-4

«Решила никуда не ехать»

Кроме произведений художников в экспозиции можно увидеть газету, вышедшую 29 мая 1942 года. Также на экране в зале транслируется запись интервью с Артуром Никитиным, в котором он рассказывает о том, как непросто было сохранить книги, альбомы и гравюры в той трагической ситуации. Семьи художников не топили ими печи, не выменивали на продукты, а сберегли. Часть этого достояния северяне увидят на выставке. К примеру, открытки с видами Ленинграда, напечатанные в 1942-м. Александрийский столп на одной из них запечатлен стоящим в лесах, каким был в годы войны. Или рисунки художников, на которых виды парков Ленинграда. Они в привычном виде, с деревьями, которые ленинградцы тоже сберегли, не пустили на дрова...

Еще один волнующий экспонат - дневник знаменитой художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. В своих воспоминаниях, вышедших в свет в 50-х, она объясняет, почему не покинула блокадный Ленинград. Надо заметить, ей тогда было уже за семьдесят.

«24 сентября 1942 года... Обсуждали возможные выходы из моего тяжелого положения. Первое предложение - оставаться здесь. Но никто не может гарантировать дров на зиму, а купить их нельзя. Если я останусь здесь и в случае невозможности продолжать жить на своей квартире, переехать в Русский музей - в центр города. Но там нет самых примитивных санитарно-бытовых условий, также как сейчас и в моей квартире. Второе предложение - переехать в Москву и там поселиться. Где? У кого? Обещают устроить на самолет, но предупреждают, что вещей придется взять очень мало. А что я буду делать без инструментов, граверных досок, моих рукописей, моего художественного материала? Третий вариант - ехать в Казань к матушке и сестре Петра Евгеньевича. И когда я представила себя в Казани, в тепле, в сытости и в безопасности от бомбежек и голода, в роли не то приживалки, не то квартирантки, вообще никому не нужной старухи, то я решила никуда не ехать. Никуда» (орфография и пунктуация сохранены).

От своего решения она не отступила. В годы войны Остроумова-Лебедева создала ряд известных работ - образов блокадного города. В своей квартире на Нижегородской улице, 10, она встретила и полное снятие блокады, и Победу - и прожила еще десять лет. Ныне эта квартира включена в список памятников истории России, охраняемых государством.

- Это действительно историческая выставка, - сказала директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Таких судеб было очень много. Люди выжили. Благодаря помощи родственников, соседей и совсем незнакомых людей... Это говорит о невероятных путях судеб. Гости выставки узнают о дружбе, о будущем, о любви, о мужестве, стойкости, невероятной жажде жизни. И, конечно же, увидят прекрасный город Ленинград.

Выставка «Выжившие» работает в Культурно-выставочном центре Русского музея на улице С. Перовской до 27 февраля.

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.02.2022