Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Он пошел за "пушкой". Вигго Мортенсен в суровом триллере Дэвида Кроненберга

Оглавление

("Оправданная жестокость", A History of Violence, 2005, США)

Ну а пока маэстро Кроненберг ("Экзистенция", "Муха", "Паук", "Опасный метод" и мн. др.) еще только грозит нам своей новой картиной после семилетнего молчания - "Преступления будущего", премьера в сентябре, - нелишне вспомнить что-нибудь из его "чисто-криминального" творчества. Уже про настоящее время, а не фантастическое будущее.

Ох уж эти суровые американские дети, от которых даже продавцы мороженого должны держать под прилавком дробовик.
Ох уж эти суровые американские дети, от которых даже продавцы мороженого должны держать под прилавком дробовик.

Говоря начистоту, следующий за "Оправданной жестокостью" фильм Дэвида про русских мафиози Коляна и Кирюху ("Порок на экспорт", 2007) выдалась и жестче, и интереснее. Однако и эта лента со всё тем же Вигго Мортенсеном обладает своим неотразимо мрачным шармом. Особенно когда Кроненберг пускается в свой любимый пляс: добирается до сцен насилия или любовных, что у него зачастую мало отличимы.

А вот начало у "Жестокости" выдалось странноватым.
Прежде чем стартует основная сюжетная линия, Кроненберг зачем-то долго рассказывает нам о кровавых похождениях двух отмороженных бандитов, колесящих по штату Индиана. В ходе чего всё как бы намекает на то, что перед нами - два ключевых героя, которым и дальше посвятят много экранного времени...
...Но нет. Едва они доезжают до городка Миллбрук и пытаются ограбить закусочную добропорядочного горожанина Тома (Мортенсен), на этом их история резко обрывается. И больше никак на сюжет не влияет.
И зачем, спрашивается, нам было знать столько лишнего об этих проходных личностях, поди пойми.

Как бы то ни было, но свой многогрешный земной путь те бандиты в кафешке у Тома и завершили. Ибо он "грабиться/убиваться" наотрез отказался. После чего, отобрав у одного из них "кольт", полностью "обнулил" дерзкую банду и по оси X, и по оси Y.
Правда, и сам при этом заполучил ножичком в ногу, но по сравнению с изначальными планами налетчиков это было уже так, мелким дискомфортом.

Дядюшка Эд Харрис неизменно крут, как сваренное в гейзере Йеллоустоун, яйцо тираннозавра. Занятно, что через 3 года они с Вигго Мортенсеном будут воевать в вестерне "Аппалуза" уже плечом к плечу.
Дядюшка Эд Харрис неизменно крут, как сваренное в гейзере Йеллоустоун, яйцо тираннозавра. Занятно, что через 3 года они с Вигго Мортенсеном будут воевать в вестерне "Аппалуза" уже плечом к плечу.

Вот так, нежданно-негаданно на Тома и свалилась городская слава. Даже в окрестных газетках про него написали. Дескать, ишь, каков молодец - кучно отстрелялся, а по интеллигентному лицу и не скажешь, что он на такое способен.

Впрочем, сограждане поцокали языками, одобрительно покивали, да пустили те газетки на самокрутки (ну или куда еще - не суть важно). Но кое-кто экземплярчик все-таки сохранил. Тот, до кого сия местечковая пресса дошла даже в Пенсильвании. И кто вдруг опознал в скромном владельце кафе Томе совсем другого человека, коего давно разыскивал.

И вот в Миллбруке начинают ошиваться крайне подозрительные заезжие типы (Эд Харрис и др.). Не чета тем двум, которых намедни угробил Том, а на вид гораздо серьезнее. Да и осторожнее - сразу заметно, что им было известно о Томе гораздо больше, нежели кому-либо еще в городке. Включая даже томову жену (Мария Белло), с которой он живет тихо-мирно душа в душу не первую пятилетку.
Короче говоря, тихо-мирный этап в жизни Тома неожиданно завершается и начинается другой, бурно-нервный. Ведь проблемы, что привезли с собой незваные гости, ударили не только по Тому, но и по его семье. Для которой тоже наступало "время удивительных открытий". И которая готовилась вот-вот узнать о папке много чего шокирующего и нелицеприятного.

Правильно: газета - единственное, что утешит вас после шокирующей новости, что в доме закончилась туалетная бумага.
Правильно: газета - единственное, что утешит вас после шокирующей новости, что в доме закончилась туалетная бумага.

***

В общем, фильмы Кроненберга - не то, что будешь советовать всем и каждому, а тем паче для семейного просмотра. Поскольку и "физика" в виде жестокости, и лирика в виде постельных сцен в них показана предельно натуралистично, без стыдливых уводов камеры в сторону и поэтической романтики. Что, помноженное на "состаренную" под VHS картинку (стиль у Дэвида такой, видит он так), выглядит этаким выходцем даже не из 90-х, а их 80-70-х.

Тем не менее, если вам нравятся неторопливые, но жесткие провинциальные триллеры-боевики вроде "Фарго", "Старикам тут не место", "Любой ценой" или "Из пекла", то и эта работа Кроненберга наверняка придется по сердцу - если, конечно, вы с ней еще не знакомы. А коли уже знакомы, то, похоже, зря я завел этот разговор, ведь она вами явно не забыта и уже не раз пересмотрена.