("Оправданная жестокость", A History of Violence, 2005, США)
Ну а пока маэстро Кроненберг ("Экзистенция", "Муха", "Паук", "Опасный метод" и мн. др.) еще только грозит нам своей новой картиной после семилетнего молчания - "Преступления будущего", премьера в сентябре, - нелишне вспомнить что-нибудь из его "чисто-криминального" творчества. Уже про настоящее время, а не фантастическое будущее.
Говоря начистоту, следующий за "Оправданной жестокостью" фильм Дэвида про русских мафиози Коляна и Кирюху ("Порок на экспорт", 2007) выдалась и жестче, и интереснее. Однако и эта лента со всё тем же Вигго Мортенсеном обладает своим неотразимо мрачным шармом. Особенно когда Кроненберг пускается в свой любимый пляс: добирается до сцен насилия или любовных, что у него зачастую мало отличимы.
А вот начало у "Жестокости" выдалось странноватым.
Прежде чем стартует основная сюжетная линия, Кроненберг зачем-то долго рассказывает нам о кровавых похождениях двух отмороженных бандитов, колесящих по штату Индиана. В ходе чего всё как бы намекает на то, что перед нами - два ключевых героя, которым и дальше посвятят много экранного времени...
...Но нет. Едва они доезжают до городка Миллбрук и пытаются ограбить закусочную добропорядочного горожанина Тома (Мортенсен), на этом их история резко обрывается. И больше никак на сюжет не влияет.
И зачем, спрашивается, нам было знать столько лишнего об этих проходных личностях, поди пойми.
Как бы то ни было, но свой многогрешный земной путь те бандиты в кафешке у Тома и завершили. Ибо он "грабиться/убиваться" наотрез отказался. После чего, отобрав у одного из них "кольт", полностью "обнулил" дерзкую банду и по оси X, и по оси Y.
Правда, и сам при этом заполучил ножичком в ногу, но по сравнению с изначальными планами налетчиков это было уже так, мелким дискомфортом.
Вот так, нежданно-негаданно на Тома и свалилась городская слава. Даже в окрестных газетках про него написали. Дескать, ишь, каков молодец - кучно отстрелялся, а по интеллигентному лицу и не скажешь, что он на такое способен.
Впрочем, сограждане поцокали языками, одобрительно покивали, да пустили те газетки на самокрутки (ну или куда еще - не суть важно). Но кое-кто экземплярчик все-таки сохранил. Тот, до кого сия местечковая пресса дошла даже в Пенсильвании. И кто вдруг опознал в скромном владельце кафе Томе совсем другого человека, коего давно разыскивал.
И вот в Миллбруке начинают ошиваться крайне подозрительные заезжие типы (Эд Харрис и др.). Не чета тем двум, которых намедни угробил Том, а на вид гораздо серьезнее. Да и осторожнее - сразу заметно, что им было известно о Томе гораздо больше, нежели кому-либо еще в городке. Включая даже томову жену (Мария Белло), с которой он живет тихо-мирно душа в душу не первую пятилетку.
Короче говоря, тихо-мирный этап в жизни Тома неожиданно завершается и начинается другой, бурно-нервный. Ведь проблемы, что привезли с собой незваные гости, ударили не только по Тому, но и по его семье. Для которой тоже наступало "время удивительных открытий". И которая готовилась вот-вот узнать о папке много чего шокирующего и нелицеприятного.
***
В общем, фильмы Кроненберга - не то, что будешь советовать всем и каждому, а тем паче для семейного просмотра. Поскольку и "физика" в виде жестокости, и лирика в виде постельных сцен в них показана предельно натуралистично, без стыдливых уводов камеры в сторону и поэтической романтики. Что, помноженное на "состаренную" под VHS картинку (стиль у Дэвида такой, видит он так), выглядит этаким выходцем даже не из 90-х, а их 80-70-х.
Тем не менее, если вам нравятся неторопливые, но жесткие провинциальные триллеры-боевики вроде "Фарго", "Старикам тут не место", "Любой ценой" или "Из пекла", то и эта работа Кроненберга наверняка придется по сердцу - если, конечно, вы с ней еще не знакомы. А коли уже знакомы, то, похоже, зря я завел этот разговор, ведь она вами явно не забыта и уже не раз пересмотрена.