Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Порок на экспорт

Оглавление

(Eastern Promises, 2007, Великобритания)

Какие такие ещё Кассель и Мортенсен? Так это ж Кирюха и Колян, разве можно было их не узнать!
Какие такие ещё Кассель и Мортенсен? Так это ж Кирюха и Колян, разве можно было их не узнать!

Режиссёр Дэвид Кроненберг ("Муха", "Мёртвая зона", "Экзистенция", "Автокатастрофа", "Оправданная жестокость") - мужик уникального таланта. Благодаря которому он ловко угождает буквально всем - и высоколобым снобам-критикам, и простым диванным зрителям вроде меня.
А что вдвойне удивительно: в техническом плане его кино всё ещё топчется в 80-х, однако это нисколько не напрягает. Напротив, ретро-картинка придаёт фильмам Дэвида старошкольную стильность или, если хотите более выпендрёжное определение - винтаж.

Наоми Уотс на "Урале" без люльки - это, доложу я вам, выглядит даже покруче, чем Вигго Мортенсен в воровских наколках.
Наоми Уотс на "Урале" без люльки - это, доложу я вам, выглядит даже покруче, чем Вигго Мортенсен в воровских наколках.

"Порог на экспорт" тоже не исключение из этого олдскульного правила. Если не брать во внимание актёрские лица, одно лишь выдаёт современность этой картины - членовредительство "крупным планом". Ибо Кроненберг безо всякого стеснения брызжет по экрану кровищей, режет глотки, полосует ножами спины, отчекрыживает кусачками пальцы и хрустит всем, что только может ломаться в человеческом теле.
Ну а как вы хотите? Картина посвящена лютующей в Лондоне, "крёвави рьюсски мафий", а где она, там никаких вам лютиков-цветочков - сплошное насилие.

Впрочем, если последнее известие вызвало у вас скептическую ухмылку, это вы зря.
Урки у Дэвида нарисованы вовсе не клюквенным соком. И даже не теми фиксато-распальцованными карикатурами, коими их изображают в нашем кино. Как истинный творец, Кроненберг сделал просто, но гениально. Зная, что ему, канадцу, вовек не показать "ту самую" русскую мафию, он решил... выдумать собственную её реалистичную версию! С блэкджеком, плюшками и иными криминальными ништяками.

Естественно, что узнаваемых черт русский блатной мир в "Пороке на экспорт" не лишен; те же воровские наколки здесь - отдельное искусство в рамках сюжета. Однако наряду с этим наша лондонская "братва" позаимствовала у британцев их интеллигентность, а у Коза-ностры - семейно-клановые традиции. И пофиг Кроненбергу, что русским ворам в законе вроде бы не пристало обзаводиться семьями. Ради более глубокого драматизма и психологичности он нарушает данное правило, делая это как всегда красиво и по канонам правдоподобия.

Вот вечно вы о незнакомых людях сразу всякую фигню думаете! А, может, чуваки просто ковёр постирать хотят?
Вот вечно вы о незнакомых людях сразу всякую фигню думаете! А, может, чуваки просто ковёр постирать хотят?

О Вигго Мортенсене тут надо петь особую песнь. Сказывают, будто вживаясь в образ своего Коляна, он не поленился съездить в Россию, посетить тюрьмы, зубрил "феню", изучал распальцовку и татуировки, а для полноты впечатлений даже э-э-э... что-что? Да, так и пишут: Вигго смотрел кино "По прозвищу Зверь". Неведомо, правда, чем помог ему каратист Певцов, но кое-какое знание матчасти у Мортенсена ощущается. Его Колян и вправду получился харизматичнейшим персонажем, затмившим даже Кирюху Венсана Касселя, а ведь, казалось бы, ну кто переплюнет того в роли бандита с заскоками?

Тем не менее хладнокровный, будто сама Старуха-с-Косой, и расчётливый, будто кассовый аппарат, Колян выглядит гораздо более русским, чем живущий с душой нараспашку, вечно пьяный Кирюха. Зато вместе они - пожалуй, один из самых ярких дуэтов в криминальном кино 2000-х - этого не отнять.

Также, уверен, вам навсегда запомнится тут обаяшка Наоми Уоттс. Правда, не своей игрой - эта её насквозь "правильная" героиня довольно-таки стандартна, - а тем, что она гоняет по Лондону... на тяжёлом русском байке "Урал". Да ещё без коляски, что и от взрослого мужика требует изрядной сноровки, а для хрупкой девушки и подавно сродни подвигу.

- Нет!.. То есть в смысле - почему бы и нет.
- Нет!.. То есть в смысле - почему бы и нет.

Одна из лучших сцен фильма - разумеется, поножовщина в общественной бане.
Вот уж точно, отныне вам вовек не развидеть, как Вигго, без трусов и весь в наколках, сверкая первичными половыми признаками, бьётся с двумя чеченцами с ножиками; или, вернее, с садово-огородными резаками. Воистину, по взрывной силе эмоций и натурализму эта драку надо включить в Золотой Фонд Драк мирового кино, а "бобину" с нею прокручивать на лекциях в киноуниверситетах.

***

В общем, мощная кровавая чернуха от Кроненберга, посаженная на цепь "недетских" возрастных рейтингов отнюдь не за красивые глаза.
Однако, даже если вам такое не по нраву, для "Порока на экспорт" можете сделать исключение. Из уважения к Вигго Мортенсену и его впечатляющему мастерству и трудолюбию. А также - к трудолюбию самого Кроненберга, который, дабы расписать своих актёров воровскими наколками, истратил чернил аж целую бочку.

Трейлер фильма: