Новые приключения неуловимых. СССР, 1968/1969. Режиссёр Эдмонд Кеосаян. Сценаристы Эдмонд Кеосаян, Артур Макаров. Актёры: Виктор Косых, Михаил Метелкин, Валентина Курдюкова, Василий Васильев, Борис Сичкин, Армен Джигарханян, Владимир Ивашов и др. Композиторы Борис Мокроусов, Ян Френкель. 66,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Эдмонд Кеосаян (1936–1994) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, пять из которых (включая, разумеется, трилогию о «Неуловимых», плюс «Стряпуха» и «Когда наступает сентябрь») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
И вот что писали о фильме Новые приключения неуловимых» в журнале «Искусство кино»:
«В бурном течении только что минувшего кинематографического года едва ли не самое заметное и, кажется, стойкое явление — многосерийный фильм. Похоже, что прошли времена, когда картина в двух сериях была предметом долгого обсуждения в кабинетах и на конференциях. Напротив, выстрелить приключенческую ленту не сразу, а сериями, стало теперь, что называется, хорошим тоном. Так задумывается — так и снимается. При этом замысел может быть оправдан в той или иной степени, а может — и не оправдан вовсе. Нередко продолжение следует без всякой к тому необходимости, благодаря лишь волевому усилию авторов.
Но вот перед нами вторая серия фильма, появление которой в прямом смысле слова подсказала жизнь. И не только кассовыми сборами, но прежде всего удивительно полным соответствием романтического настроя зрителя и действия, завладевшего и экраном, и этим зрителем. Если поначалу сама идея повторной экранизации повести, увидевшей свет в 20-х годах, казалась довольно проблематичной, то сегодня выглядит вполне естественным выход за пределы экранизации — продолжение темы.
Читателю, сколько-нибудь внимательному к кинематографу, нетрудно догадаться, что речь идет о «Новых приключениях неуловимых». Уже первая лента режиссера Э. Кеосаяна — «Неуловимые мстители» — вызвала к себе неподдельный интерес органическим сплавом героического и комедийного, совмещением приключенческого и острохарактерного начал, которые в свое время принесли широкую популярность повести Павла Бляхина и фильму Ивана Перестиани.
Романтика революционных лет заново ожила для юного зрителя в героях фильма — его сверстниках — таких знакомых и таких необычайных. Удача «Неуловимых мстителен» была в том, что фильм сумел приблизить далекое время к молодым сердцам, всегда жаждущим риска, опасности — такой ситуации, где можно было бы проявить энергию, отвагу, смекалку, удаль. Постоянное в этом возрасте стремление отождествить себя с полюбившимся героем во многом обеспечило успех фильма в массовой юношеской аудитории.
И вот на экране — новые приключения неуловимых. Новые подвиги юных разведчиков, выполняющих важное задание, от успеха которого зависит ответственная боевая операция буденновской армии.
Режиссер Э. Кеосаян и сценарист А. Макаров не побоялись поручить своим героям столь серьезное и сложное дело, их не смутили вполне возможные упреки в «нереальности», «надуманности» происходящего. Они действовали но законам жанра, который допускает самые вольные полеты творческой фантазии, самые невероятные повороты событий.
В первой серии фильма, где авторы, возвращаясь к забытым было традициям героико-приключенческой ленты, решали новые для себя задачи, еще чувствовалась некоторая робость, скованность поисков. В смене острых, озорных эпизодов, в ритме действия порой появлялась неоправданная замедленность, возникали паузы — как раз в тех местах, в которые авторы старались внести «серьезность», «психологизм». Создавалось впечатление, что создатели картины, изобретая забавные, необычные ситуации, вдруг словно сами хватали себя за руки: а не слишком ли мы далеко заходим? Не слишком ли отрываемся от конкретно-исторической почвы? Не возникнет ли у юного зрителя некое облегченное представление о гражданской войне?
В «Новых приключениях неуловимых» как бы произошло освобождение от тех ограничений, которые давали о себе знать в первой ленте. Раскованность, большая свобода в обращении с материалом сделали картину по-настоящему занимательной, увлекающей как раз необычайностью событий, остротой положений, неожиданными движениями сюжета. Невероятных ситуаций, в которые попадают юные герои, здесь намного больше, чем в первой серии. Условность жанра откровенно провозглашается необходимым правилом игры.
В самом деле, казалось бы, невероятна сама операция, осуществляемая неуловимыми мстителями,— они должны раздобыть схему оборонительных сооружений белой армии из сейфа с секретным шифром, который находится в кабинете самого начальника контрразведки.
Казалось бы, невозможно поверить и в то, что юный Валерка-гимназист сумеет провести двух опытных контрразведчиков — полковника Кудасова и штабс-капитана Овечкина.
Казалось бы, неправдоподобно и все дальнейшее — бегство, погоня, спасение героев...
Однако все эти «невероятности», немыслимые с точки зрения обычной житейской правды, становятся вполне допустимыми в условной форме приключенческого фильма, в рамках жанра, избранного авторами. Мало того, они захватывают стихией бурного действия, атмосферой напряженного, отчаянного поединка.
Когда Валерка, обманув охрану и дежурного офицера, проникает в кабинет полковника Кудасова и, зная, что уже поднята тревога, пытается подобрать ключ к сейфу,— нам не важно, могло ли это быть на самом деле. Важно, что мы верим: Валерка способен на такое. И когда потом, достав карту, он, преследуемый солдатами охраны, вылезает в окно и чудом удерживается в узком простенке верхнего этажа, а снизу на него направлены дула винтовок, и уже вот-вот взберется по лестнице и схватит смельчака атаман Бурнаш, мы все же не хотим, не можем примириться с тем, что спасения нет, хотя положение — безвыходное.
Мы не хотим примириться, потому что поверили: существует нечто такое, перед чем должна отступить логика событий. И авторы фильма — по праву, но закону жанра — идут нам навстречу: на выручку Валерке бросается Яшка-цыган, и вскоре уже мчатся с бешеной скоростью в штабной машине юные герои, вызывая шумное одобрение и восторг столь же юного зрительного зала. Отвага и бесстрашие побеждают!
Молодая отвага неуловимых мстителей — это отвага революции. Их мужество, смелость, находчивость — это качества борцов, сражающихся за ее победу. И если фантастичны, невероятны приключения неуловимых, то вполне реальны, конкретны их характеры, проникнутые высоким духом оптимизма и героики.
Определившиеся еще в первой серии, характеры юных буденновцев здесь обогащаются новыми черточками — ведь задача, которую они решают, и сложнее и опаснее. Темпераментный, удалой, нетерпеливым Яшка-цыган умеет, оказывается, если нужно, проявить выдержку и начать действовать в нужный момент — ни раньше ни позже. Таким он предстает, например, в сцене спасения Валерки — одной из самых напряженных и волнующих ситуаций фильма. А самый трезвый из всех, самый спокойный и расчетливый, Валерка решается на отчаянный и, казалось бы, безрассудный поступок — проникнуть среди бела дня в кабинет к самому полковнику, что называется, прямо к черту в зубы. И мужественный Данька свободнее, естественнее проявляет себя — не скованное отступлениями и остановками остро развивающееся действие создает для этого благоприятные условия.
Ощущение полноты сил, безграничных возможностей молодых бойцов революции передают уже знакомые нам по первой серии фильма исполнители ролей храброй четверки неуловимых — Вася Васильев (Яшка-цыган), Миша Метелкин (Валерка-гимназист), Витя Косых (Данька), Валя Курдюкова (Оксана). Молодые актеры самозабвенно отдаются веселой, стремительной игре. Потому их герои с такой лихостью совершают головокружительные прыжки, вступают в отчаянные потасовки, уходят из рук настигающего их врага. Им сопутствует удача, потому что они сами — живое ее воплощение.
В том же ключе — увлеченной, яркой игры — решен образ эстрадного актера Бубы Касторского. Его находчивость, остроумие, оптимизм заставляют вспомнить неунывающих озорных персонажей, порожденных пестрым и шумным бытом одесской улицы. С той же легкостью и непринужденностью, с какой Буба может болтать на прогулке со знакомым, он совершает дела куда более серьезные, связанные с опасностью для жизни,— он тоже служит революции и идет ради нее на самые рискованные шаги.
Для образа Касторского артист Б. Сичкин находит свежие, любопытные краски, не давая своему герою оставаться в рамках унылой традиционности. Но вот обстановка, в которой находится Буба Касторский, развлекая военную и штатскую публику, производит впечатление много раз виденного, до оскомины знакомого.
Конечно, ресторан был нужен авторам фильма — в нем происходят события, важные для развития действия. Но, боже мой, сколько раз это уже мелькало на экране — и спивающиеся белые офицеры, и их вульгарно-кокетливые дамы, и дельцы в накрахмаленных манишках, и красивый, томный поручик с гитарой, изливающий свою тоску в песне, сильно отдающей «жестоким романсом»...
Не было никакой нужды вытаскивать на экран эти дежурные приметы «разлагающегося светского общества», тем более что в самом фильме есть ощущение близкого конца, обреченности, неизбежной гибели старой России. Это ощущение рождает и образ полковника Кудасова, и образ штабс-капитана Овечкина (А. Джигарханян), с которым ведет опасную игру Валерка - гимназист, надеясь найти пути к сейфу, где спрятана карта. Умно и несколько необычно играет эту роль Армен Джигарханян: он показывает опытного и хитрого офицера контрразведки и вместе с тем раскрывает свое отношение к образу, иронизирует над ним — возможный было ореол ловкого, умелого противника разрушен.
...Схватываются в остром поединке, мужественно встречают опасности, несутся в бешеной скачке, ускользают от погони поистине неуловимые герои фильма. Оптимизмом, молодым озорством отважных проникнута новая картина Э. Кеосаяна. И это настроение более всего соответствует духу юных зрителей, которые давно с таким увлечением не следили за событиями, развивающимися на экране. Создатели «Неуловимых» не остановились в поисках, а пошли вперед, добиваясь цельности и чистоты жанра, к которому так велика тяга зрителей. Потому и естественна, закономерна их удача» (С. Смоляницкий. Продолжение следует… //Искусство кино. 1969. № 1. С. 39-44).